Последние события снова, в который уже раз, показали, что "воспитатели" разных мастей пытаются научить нас жить по своим правилам. Только плохо эти господа усвоили уроки истории. Или их учили не по тем учебникам. Придется им кое-что напомнить и сделать это на примере старой публикации 100 летней давности, когда Германия, воюя с Россией, объясняла это желанием расправиться с ее "варварством", навязать свои ценности и понятия о том, что хорошо и что плохо.
Сейчас история повторяется, только уже на новом уровне, учителя те же, что и были ранее, да еще новый "завуч" появился за истекшие годы, который благодаря распрям на европейском континенте разжирел и набрался сил, а теперь возомнил себя царем мира.
Думаю, что приведенная ниже статья из газеты "Речь" за сентябрь 1914 года, напомнит как это было. А я со своей стороны, могу сказать, что за прошедшие с той поры 100 лет Россия только подтвердила правило, что она не нуждается в заморских учителях и вполне способна решить все свои проблемы собственными силами.
На том стояла и стоять будет Русская Земля!
Русская и немецкая культура
В «Тimes'е» напечатано письмо профессора Оксфордского университета Виноградова, который, по словам газеты, несколько лет тому назад был приглашен в Россию на министерский пост, но отклонил предложение, не найдя кабинет достаточно либеральным для того, чтобы он мог принять участие в нем.
Проф. Виноградов начинает с того, что он считает себя вправе выступить со своим мнением о русской и германской культуре, так как ему приходилось учить не только в России, но и в Германии, и в Англии, а также и потому, что в качестве русского либерала он отказался от высокого положения дома вследствие своего образа мыслей, и поэтому он не может быть заподозрен в приверженности к русской бюрократии.
Проф. Виноградов протестует против той настойчивости, с которой немцы изображают нынешнюю мировую войну, как борьбу за цивилицию против русского варварства.
Во времена Наполеона пруссаки и австрийцы не видели ничего унизительного в союзе с русскими: они не ссылались на превосходство Соdе Сivil Наполеона, когда русская гвардия под Кульмом стояла как скала, выдерживая натиск неприятеля. Быть может, жители Берлина теперь уничтожили барельеф на Аллее побед, изображающей принца Вильгельма Прусского, будущего победителя под Седаном, ищущим спасения в каре Калужского полка! Русская кровь текла в бесчисленных боях за германское и австрийское дело. Быть может, и нынешней войны не было бы, если бы Николай I в 1849 г. предоставил Габсбургскую монархию ее собственной судьбе и не подавил бы независимости Венгрии. На нашей памяти нейтралитет России спас Германию в 1870 г. от нападения Австрии, готовой мстить за поражение 66 г. при Садове. Значит, «московитов» нельзя презирать, пока они являются пушечным мясом, но они виновны в кощунстве, если они выступают против немцев? Сам основатель германской империи на смертном одре заповедовал своему внуку поддерживать мир с той Россией, которая теперь немцами объявляется смесью из византийцев, татар и московитов.
Мир нельзя рассматривать, как классную комнату, в которой нации, как ученики, рассаживаются германским педагогом. Европа восхищалась геройским, патриотическим сопротивлением испанских, тирольских и русских крестьян тирании Наполеона. С другой стороны, зверства германцев в Лувене бросили свет на истинный характер германской культуры XX века. Никто не станет отрицать заслуг германского народа пред Европой, но в то же время нельзя закрыть глаза и на то, что после 1870 г. немцы прониклись наглостью особого рода, которую греки называли hybris. Хладнокровно варварство Бернгарди, циническое отношение Бетман-Гольвега к международным договорам и долгу чести открывают нечто такое, в чем нельзя усмотреть прогресса.
Один из симптомов помешательства немцев это их ослепление. Этот симптом германская дипломатия проявила сразу. Преемники Бисмарка отпугнули своих естественных союзников, как Италию и Румынию, и вовлекли Англию в войну против намерения английских радикалов. Немцы рассчитывали на гражданскую войну в Англии и этим показали непонимание английского духа. Они же рассчитывали на неподготовленность России, на внутренние раздоры и игнорировали русский патриотизм. Немцы надеялись на то, что во главе русских войск будут люди, которые примутся разрешать гамлетовские вопросы. Вместо этого они столкнулись с солдатами, которыми восхищались и Фридрих Великий, и Наполеон, и за этими войсками они открыли нацию.
Понимают ли немцы, какую силу они пробудили? Татары, поляки, шведы Карла XII, пруссаки Фридриха Великого, армия Наполеона - были большею опасностью, чем Вильгельм II, а Россия ее одолела. Немцы возлагали надежды на братоубийственную междоусобицу поляков и русских, на недовольство евреев, на симпатии магометан к Турции. Немцы слишком поздно убедились, что евреи от всего сердца присоединились к стране: евреи не могут думать, что Россия будет отказывать им в справедливости, и человечности, в которой вожди русской мысли им никогда не отказывали. Наконец, воззвание Верховного Главнокомандующего к полякам. Если бы результатом великого исторического подъема было бы одно только примирение русских, с их благородными соплеменниками-поляками, то жертвы, принесенные нынешним кризисом, не были бы слишком дорогой ценой.
Годы реакции прошли для России, и для нее начинается пора государственного строительства. Но возрождение России—счастье для европейской культуры или опасность для нея? Русскому народу, в рядах которого имеется Пушкин, Тургенев, Толстой, Достоевский - в литературе, Крамской, Верещагин, Репин, Глинка, Мусоргский - в искусстве, Менделеев, Мечников, Павлов—в науке, Ключевский и Соловьев—в истории,—русскому народу не будет стыдно выступить для участия в соревновании на «приз культуры». Давно ли Пруссия освободилась от доконституционного режима? А итальянцы еще теперь помнят австрийские тюрьмы. Восточный сосед Пруссии позже выступил на сцену, но он выступил.
На Западе не следовало бы игнорировать умственное движение в России, независимость и рвение русской печати. Какое право имеют германцы утверждать, что их культурные идеалы выше идеалов русского народа? Иностранка-протестантка Сельма Лагерлеф поняла чистоту религиозных идеалов русского народа. Смирение, добродушие, терпение- основные черты русского характера. Завоеватели должны бы помнить, что величайшие победы во всемирной истории были одержаны безоружными христианами, которых римские императоры посылали в логовища львов, русскими староверами, шедшими в Сибирь за свои религиозные убеждения, русскими крепостными, - итальянцами, поляками, евреями. Нужно всегда иметь в виду победу духа, о которой думал Толстой, проповедуя непротивление.
В России гуманитаризм настолько силен, что появление в ней книги Бернгарди было бы немыслимо: если бы ее кто-нибудь издал, то автора ея признали бы в России бешеной собакой.
Руководители общественного мнения России пацифисты, космополиты и гуманисты. Идеалы Владимира Соловьева и Достоевскаго—идеалы русского народа. Материальная мощь перестала быть привлекательною для мыслителей России. Русским не за чем уходить в пустыню, чтобы цивилизованные немцы связали их по рукам и ногам.
Россия обнажила свой меч для освободительной войны. Славяне выходят теперь на большую историческую дорогу, и момент их совершеннолетия обозначает этапный путь в поступательном ходе культуры.
Справка:
Павел Гаврилович Виноградов (1854—1925) - профессор кафедры всеобщей истории Московского университета. Член-корреспондент Императорской академии наук с 5 декабря 1892 года (действительный член — с 18 января 1914 года),профессор сравнительного правоведения Оксфордского университета, удостоен звания рыцаря Англии.
|