По материалам периодической печати за декабрь 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Революция и крестьяне
Речь Нар Комиссара Ленина
на Всероссийском съезде Крестьянских Депутатов,
2-го декабря
Товарищи, я на предыдущем чрезвычайном Съезде выступал не как Народный Комиссар, а тоже, как представитель фракции, так как не имел полномочий от Совета Народных Комиссаров. Предыдущий оратор говорит, что крестьянам угрожают штыки со стороны Советской власти. Я смеялся, слушая эти слова, и всякий взрослый человек смеялся, наверное, при этом, так как эти слова мог говорить человек в состоянии крайнего возбуждения, доходящий до невменяемости.
Время, когда народ делал по указке или принуждению безвозвратно ушло. Теперь сам народ диктует свою волю. Теперь народ все делает в своих собственных интересах. Это сделало русскую революцию непобедимой. Девять десятых русских революционных солдат состоит из крестьян, и нет такой силы, которая помешала бы крестьянам в шинелях общаться с крестьянами без них.
Мы всегда говорили, что не нужно самой армии, а нужно вооружение всего народа. Моей улыбке при словах „штык угрожает крестьянам" придали неправильное толкование, и я должен сказать: и „штык в руках самого крестьянства".
Вы говорите, революция сметет Советы. Нет, только контрреволюция могла бы смести Советы, но против Советов нет сил. У заговорщиков нет сил, им не откуда их взять. Говорят, что переворот 25-го Октября дал власть только большевикам. Правда, одно время Народная Комиссия состояла только из большевиков, но теперь в ней есть и представители других партий.
Революция 25-го Октября создала возможность переворота без резолюции. Вот смысл Октябрьской революций.
Если народ найдет, что представители его в Совете не проводят его волю, он просто отзовет своих представителей. Таким образом, Советы всегда будут отражать народную волю. Народ поверит всегда только своим выборным. Нет несоответствия между выборными и волей самого народа. Советы состоят из выборных народа. Следовательно, они всегда будут отражать волю народа.
Вот в чем ценность Советов.
Имущие и эксплуатирующие классы нападают на Советы, называя их самочинными. Самочинное они называют что-то дурное. Советы в сто раз более высоки, чем Учр. Собр. Я слышу крики „ложь". Право быть резким— право всякого человека, но отрицать то, что Советы самый высший тип власти нельзя. Учр. Собр.—уходящая форма. Европа знает примеры, когда, свергая монархию, создавалась республика, но Европа не знает примера, когда рядом с свержением царизма создавались Советы.
Советы были в 1905 году. Царская власть подавила их, а в 1917 г. они вновь воскресли, и никакая сила их теперь подавить не сможет. Говорят, Советы дали власть только большевикам. Вы сами знаете, что на первом Всероссийском Съезде Советов нас большевиков и слушать не хотели. Политика всех партий была испробована народом. Народ верил только опыту. Хотя и долгий опыт, но никакой партии он не поверил, а только своему опыту. Опыт научил их понять, что при соглашательской политике они ни земли, ни мира не получит.
Сколько бы ни кричали—штыки против Советов выставить невозможно. 30 лет сонной жизни не научат столько, сколько эти несколько месяцев революции. Народу больше не нужно революции. Если представители не соответствуют его воле, он их просто отзовет. Штыки могут встретиться только со стороны контрреволюционеров. В решительную минуту может быть одно: коалиция с кадетами при разгроме революции.
Если бы Учр. Собр. осуществило волю народа, оно не пошло бы против Совета. Учр. Собр., выражая волю народа, имело бы громадное значение— оно согласовало бы деятельность Совета. Но рассмотрим условия, при которых производились выборы в Учредительное Собрание. Система выборов пропорциональная, наиболее справедливая. Кандидатские списки выставлены не от отдельных лиц, а от фракций. Фракция с.-р. выставила тогда свой список, но фракция тогда еще не раскололась окончательно, как теперь, и в список прошли люди, идущие в разреза, с интересами народа.
Народная власть приняла все меры к созыву Учредительного Собрания в срок, и вы сами виноваты, что оно не собралось. Должно было бы быть минимум четыреста человек. Их нет.
Народная власть не идет ни на какие коалиции с капиталом. Мы не заключаем тайных договоров. О каждом своем шаге народная власть оповещает Совет.
От имени Советов мы предложили перемирие, и если условия окажутся не подходящими, народ не примет их.
Никаких насилий не было над революционным народом („А Духонин“—несется с мест).
Да, Духонину было предложено приступить к переговорам о перемирии. Он отказался. Духонин заключил союз с Корниловым, Калединым и с другими врагами народа, и в величайшем возбуждении против своего врага народ убил его. Но вы забываете другой факт. На Невском рабочий Воинов раздавал большевистские листки и был убит казаками. И вот разница между этими двумя фактами. Когда был убит рабочий Воинов, то только одна „Рабочая Газета" упомянула об этом и то, что не убит Воинов, а умер. Там был убит простой рабочий, а здесь человек, который стал поперек дороги к миру, поперек желаниям 99/100 русской армии, и то, когда был убит генерал Духонин, наши газеты первые вынесли осуждение самосудам.
Вот в чем сходство и в чем разница. Те, кто за контроль рабочих над производством, кто за демократический мир, кто против продолжения кровавой бойни, тот не будет стоять за кадетов.
Изгнание Троцкого с крестьянского съезда
Большевистские телеграммы сообщили, что Троцкий явился на съезд, при чем, как важная персона, с опозданием на 4 часа, „правая" встретила его шумом, помешала сделать доклад о ходе мирных переговоров, Троцкий с левой частью съезда удалились в соседний зал—и только.
Столичные газеты иначе рассказывают.
4 декабря на заседание всероссийского крестьянского съезда при обсуждении резолюции об отношению к Учредительному Собранию явился народный комиссар Троцкий для доклада о ходе мирных переговоров.
Его появление в зале вызвало бурю негодования со стороны центра и правого крыла съезда. Свист, крики, топанье. Слышались возгласы:
„Долой, палач, преступник, узурпатор, немецкий шпион" и т. д.
В этом шуме потонули совершенно аплодисменты большевиков и левых социалистов-революционеров.
Троцкий, побледневший, подходит, однако, к кафедре и ждет, когда собрание успокоится. Это обстоятельство еще более возбуждает страсти.
Раздались неистовые крики:
«Убрать Троцкого с эстрады»,
«Расставь гильотины на каждом перекрестке и казни»,
«Висельник», «Вешай нас», «Арестуй», «Долой».
Прошло около получаса, а шум и крики все не умолкали, и Троцкому, успевшему лишь три раза воскликнуть „Товарищи", пришлось покинуть эстраду, а затем и залу. За ним последовали большевики и некоторые из левых соц.-револ. Они собрались в Николаевской зале, и здесь Троцкий сделал свой доклад им о ходе мирных переговоров и давал объяснения по отдельным вопросам.
Ленин и рабочие
4 декабря в рабочей секции петроградского совета рабоч. и солдат. депутатов обсуждался вопрос о нормировании заработной платы рабочим.
По этому вопросу выступил с речью председатель совета народных комиссаров Ленин.
Он заявил, что рабочие не должны особенно рассчитывать на совет народных комиссаров. В лучшем случае руководители совета могут дать рабочим общие указания, общее направление, все же остальное находится в руках самих рабочих.
Итак, обещать одно, а исполнять обещание другое.
Еще по теме
|