По материалам периодической печати за 1917 год.
Все даты по старому стилю.
Арест Великой Княгини Марии Павловны
ПЕТРОГРАД, 15 марта. По поводу ареста Великой Княгини Марии Павловны и целого ряда лиц, находившихся при походном атамане Великом Князе Борисе Владимировиче. «Вечернее Время» сообщает, что временное правительство было осведомлено о готовящемся заговоре против нового строя и установило бдительный надзор за его первоисточником. Великая Княгиня Мария Павловна еще до отречения Николая II советовала бывшему наместнику Кавказа использовать свое назначение Верховным Главнокомандующим, чтобы быть провозглашенным Государем. Генерал Чебыкин выехал в Петроград по вызову Великой Княгини Марии Павловны на другой день после назначения Великого Князя Николая Николаевича Верховным Главнокомандующим.
Он был осведомлен о заговоре и знал, какие бумаги ему предстояли везти Великому Князю Борису Владимировичу. Следствие по делу Великой Княгини Мария Павловны и Бориса Владимировича ведут гражданские и военные следователи, арестованные в ставке чины штаба бывшего наказного атамана сегодня ожидаются в Петрограде.
К аресту вел. кн. Марии Павловны
ПЯТИГОРСК, 19 марта. В связи с обнаруженными письмами Марии Павловны сегодня выезжает в Петроград особая комиссия гражданского исполнительного комитета Пятигорска для личного доклада Керенскому обстоятельств дела.
Причины ареста великой княгини Марии Павловны
ПЯТИГОРСК. (25 марта). Гражданский исполнительный комитет просит опубликовать следующее:
В найденном при арестованном генерале Чебыкине письме бывшей великой княгини Марии Павловны к Борису Владимировичу, между прочим, высказывалась мысль, что надежда на возможное будущее дома Романовых связана с великим князем Николаем Николаевичем, которому необходимо стать главнокомандующим.
В связи с письмом у Марии Павловны и Андрея Владимировича произведены обыски, но компрометирующего не обнаружено. Сообщения газет, что в доме княгини обнаружен радиотелеграф и найдены компрометирующие документы, не верны, как и сообщение, что арестованная Мария Павловна доставлена в Петроград. Она находится в Кисловодске.
Великий Князь Николай Николаевич в Ялте
ЯЛТА, 19 марта. Сегодня в имение Чаир, близ Алупки, прибыл бывший главнокомандующий Николай Николаевич в сопровождении членов Государственной Думы Бутова и Чискова. Последние вечером участвовали в заседании ялтинского комитета безопасности и дали разъяснения о действиях временного правительства и исполнительного комитета Государственной Думы.
Опровержение Великого Князя Павла Александровича
ПЕТРОГРАД, 21 марта. Великий Князь Павел Александрович письмом в редакцию заявляет, что появившиеся в газетах, сказанные им в беседах, слова искажены до неузнаваемости. Он не мог так говорить о членах своего семейства и не говорил, что Распутина убил Юсупов или Пуришкевич. Верно только то, что сын его Дмитрий поклялся ему, что его руки не обагрены ничьей кровью.
28 марта, возвратился в Киев член Госуд. Думы А. И. Савенко, сопровождавший в Крым по поручению временного правительства вдовствующую императрицу Марию Федоровну, великую княгиню Ольгу Александровну и великого князя Александра Михайловича. Вместе с членами бывшего императорского дома в поезде находились князь Долгорукий, генерал Фогель, баронесса Менгден и супруг Ольги Александровны ротмистр Куликовский. Поезд охранялся воинским караулом.
Со станции Инкерман лица, прибывшие из Киева, в автомобилях проехали в имение Александра Михайловича Ай-Тодор. Там уже находятся младшие дети Александра Михайловича—Дмитрий, Ростислав и Василий Александрович. На обратном пути в Киев А. И. Савенко встретил княгиню Ксению Александровну с дочерью Ириной Александровной, княгиней Юсуповой графиней Сумароковой-Эльстон и старшими сыновьями Андреем, Феодором и Никитой Александровичами, направлявшимися в Крым.
Все члены бывшего императорского дома будут жить в четырех небольших домиках.
Прощаясь с А. И. Савенко, вдовствующая императрица и члены ее семьи просили передать временному правительству благодарность за предупредительное к ним отношение.
Согласно распоряжению А. И. Савенко Ай-Тодор будет охраняться воинскими чинами. По его же распоряжению серебряная посуда, находившаяся в поезде Марии Федоровны, была, как государственная собственность, под охраной отправлена в Киев.
Возвратившись в Киев метрдотель вдовствующей императрицы и несколько человек прислуги.
На южном берегу Крыма
МОСКВА, 29 марта. В Ай-Тодоре все Романовы будут пользоваться полной свободой. Только взята подписка о невыезде без разрешения Временного Правительства. В Дюльвере живет Павел Николаевич, в Чаире — Николай Николаевич. Последний много гуляет, пишет мемуары. Ливадия и Массандра -перешли в государственную собственность. Там будут устроены санатория для рабочих.
Ходатайство в. к. Елизаветы Маврикиевны
ПЕТРОГРАД, 11 апреля. Бывшая великая княгиня Елизавета Маврикиевна возбудила вопрос о продаже недвижимого имущества ее малолетних детей. Для разрешения этого и подобных вопросов ожидается особый закон о порядке продажи имуществ детей бывшей императорской фамилии.
Подробности ареста графа Б. В. Фредерикса
Комиссар г. Гомеля, прис. пов. И. Ф. Калашников, сообщает следующие подробности ареста бывшего министра императорского двора.
Удаленный из ставки Фредерикс, 6-го марта, в сопровождении своего зятя Воейкова и секретаря Петрова, в особом салон-вагоне приехал в Гомель. Переодевшись в военную форму прапорщика, бывший министр явился на телеграф ст. Гомель и подал депешу, подписанную Фредерикс. Дежурившему на телеграфе городскому милиционеру престарелый прапорщик показался подозрительным. Были оповещены железнодорожные рабочие гомельских мастерских, графа опознали, оцепили салон-вагон, а самого бывшего министра взяли под стражу.
Об аресте Фредерикса дали знать местному комитету безопасности. Явившиеся комиссары с большим трудом спасли бывшего министра двора из рук разъяренной толпы. Под шум суматохи Воейков исчез из вагона, вскочил в поезд, шедший на Могилев и, таким образом, избежал ареста, впрочем только на один день.
Фредерикс был помещен в лучшей городской гостинице «Савой» под личную ответственностью начальника гарнизона Клоченко. Немало хлопот причинил граф комиссарам, предъявляя всевозможные требования: то ему необходим камердинер, то нужен мозольный оператор, то, наконец он хочет вина, без которого не привык садиться за стол.
Решено было отправить Фредерикса в Петроград, в распоряжение членов Временного Правительства. По телеграфу запросили А. И. Гучкова и А. Ф. Керенского. В ответ последовало распоряжение немедленно доставить Фредерикса в Петроград. Вечером 7-го марта в здании городской думы собрались рабочие и солдатские депутаты и постановили: графа Фредерикса отправить в Петроград, под охраной солдат автомобильной команды, по доставлении в столицу сдать бывшего министра под личную расписку А. Ф. Керенского.
При громких возгласах негодования по адресу Фредерикса тронулся поезд из Гомеля 8-го марта, в 1 час дня. Равнодушный ко всему, дряхлый Фредерикс, почти всю дорогу дремал. В редкие минуты просветления в беседе с Калашниковым и начальником конвоя, он оправдывался тем, что 65 лет только и делал, что честно исполнял волю своих государей.
— Как обидно, что мне не удалось дослужить двух недель: 20-го марта мой 65 летний юбилей.
Желая ознакомиться с событиями, граф попросил газету. Ему предложили одну из петроградских газет.
— Я читаю только «Новое Время»—возразил Фредерикс.
«Нового Времени» не оказалось и Фредерикс снова задремал.
Вот и Могилев, ставка верховного главнокомандующего. Принесли «Новое Время». Секретарь Петров стал читать передовую статью, фельетон Меньшикова, дошло до хроники петроградских событий и вдруг замолк. Какое же это «Новое Время»—совсем не то, к какому привык за свою долгую жизнь бывший министр императорского двора. Граф сам взял газету, повертел ее в руках и отшвырнул от себя.
По мере приближения к Петрограду Фредерикс стал заметно нервничать. «Поменьше бы помпы», просил он сопровождающих его комиссаров и начальника таможни.
Петроград. Вокзал. Грозная толпа пытается расправиться с бывшим министром по закону Линча. Особенно раздражены солдаты.
— Нет, не зачем сажать его в автомобиль, пусть идет в тюрьму пешком, — как мы ходили.
Кто-то догадался крикнуть:
— Везут по приказу Керенского. Все мгновенно стихли.
Еще по теме
|