nik191 Понедельник, 25.11.2024, 01:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2017 » Октябрь » 20 » Решительный момент войны (октябрь 1917 г.)
06:15
Решительный момент войны (октябрь 1917 г.)

По материалам периодической печати за октябрь 1917 год.

Все даты по старому стилю.

 

 

Надо спешить

 

Петроград, 1 октября 1917 г.

Давно миновали дни, когда  разгневанная стихия, вышедшая из гранитных берегов смыла подгнившие устои самодержавнаго строя. Давно уже порваны цепи неволи и под сенью революционных знамен раздается призыв к „свободе, равенству и братству".

Семь долгих месяцев работает раскаленный мозг России, объятой революционным пламенем. Содрогаясь от боли и отбивая жестокие удары противника, она жаждет воцарения внутреннего порядка и торжества права, возвещенных ей в первые дни революции. К общему прискорбию, радостные дни февраля и марта, вдохнувшие новые силы и столько лучших надежд, постепенно переходят в область забвения, унося с собою былую уверенность в мощь и творческие силы русского народа.

На смену лучшим ожиданиям воцаряется произвол и по лицу земли русской уже распласталась анархия, озаряя страну пламенем пожаров, и призывая народ к грабежам и гражданской войне.

Воцарился хаос, омрачающий смысл и значение великой революции.

Менее устойчивые и более пугливые элементы населения уже предвещают гибель когда-то могучего государства и проявляют безграничную апатию, когда необходимо полное напряжение всех сил к спасению страны и водворению в ней новых политических начал и новых форм общежития.

Растерянность власти, в виду отсутствия должной опоры, вносит только смуту в сознание народной массы или, в лучшем случае, возбуждает сомнение в правильности взятого курса.
Дальнейший путь становится тернистым. Ничего определенного впереди и ничего утешительного в настоящем - такова действительность современной жизни страны и ея политического горизонта.

Разрешение неотложных задач к спасению России от грядущего развала не должно входить в обязанность исключительно одного правительства. Необходима упорная совместная работа с ним всей мыслящей и трудоспособной части населения независимо от политических убеждений каждого в отдельности. Необходима тесная сплоченность всех граждан, когда раздается клич,—„отечество в опасности".

Теперь не время упиваться собственным красноречием в словесных турнирах. Надо работать и работать методично по-европейски.

Наиболее неотложным в настоящее время является восстановление боеспособности нашей армии, а равно поднятие ее духа и водворение в ней должного порядка. Армии, призванной к защите страны и свободы необходимо уделить преимущественное внимание. Оторванная от земли и родных очагов, она по-прежнему была предоставлена руководительству командного состава, воспитанного на началах полного порабощения личности подчиненного.

Революционная волна, подступившая к окопам, застала армию врасплох. События оказались столь великими и неожиданными, что эта многомиллионная масса была ошеломлена и первое время потеряла голову от бесчисленных слухов и сведений, доносившихся к ней со всех сторон.

Командный состав оказался далеко позади событий и потерял свой прежний авторитет, поддерживаемый исключительностью требований воинской дисциплины. Замкнутая военная каста была слишком далека от жизни, не имела должного представления о целях освободительного движения и, наконец, была малопроницаемой для иных идей, кроме чисто военных. Крайне суженный политический кругозор и односторонность военного образования офицера только подкрепляли темные упования правящего класса и приближали его к идеалу, провозглашенному одним из венценосцев:

„мне надо верноподданных, а не образованных офицеров".

Винить за это офицеров нельзя. Низший командный состав свято исполнил свой долг перед родиной и заслужил полную признательность от всех, кому дорога Россия и судьба ее народов. Герои, а в последние месяцы даже мученики, они покрыли себя неувядаемой славой и пусть кровь их падет на голову безответственных болтунов, сеющих семена раздора.
С боевым офицерством, при содействии людей, облеченных общественным доверием, можно воскресить боевой дух армии. Время еще не ушло. Каких бы усилий и затрат ни стоило нам восстановление боеспособности армий—мы не должны смущаться.

Культурно-просветительная деятельность в рядах нашей армии спасет ее, а вместе с нею спасет Россию и ее свободу. И фронт и тыл жаждут света. Еще не поздно, но надо спешить из всех сил, чтобы вернуть утраченное. Спасая армию, спасете Россию от развала. Это надо твердо помнить всем гражданам свободной страны.

 

Решительный момент войны

То, что так давно ожидали, в чем были почти убеждены, но в реальную осуществимость которого так не хотелось верить, сбылось 29 сентября 1917 года.

Немец высадился. С первого дня войны, т. е. в течение 38 1/2 месяцев, разговоры о немецком десанте были "притчей во языцех". Время настолько утекло, что уже к этой мысли, носившей в глубине своего содержания одну из серьезнейших угроз войны, привыкли и перестали думать о тех последствиях, к каким, вообще, может привести активное выступление в Балтийском море немецкого флота. Флота, значительно сильнейшего наших военно-морских сил, прикрывающих операционные направления к нашей северной столице.

Почему так серьезна опасность, угрожающая с моря Петрограду? Конечно, дело совсем не в том, что через некоторое время обыватели столицы будут потревожены воздушными кораблями противника. Это явление не страшно и даже полезно в смысле „насильственного" удаления излишнего элемента, перегружающего важный стратегический пункт северного театра военных действий. Самое ужасное и для России едва ли поправимое бедствие может произойти оттого, что Петроград, в котором сосредоточено около 75 процентов всех военно-промышленных предприятий и заводов, откажется сначала выполнять свою титаническую боевую работу и потом уже, как  тяжелая обуза, ляжет всей своей тяжестью на тыл и сообщения, оперирующей в его районе армии.

Явление это произойдет не в последний момент, когда столице будет угрожать непосредственная опасность захвата противником, а много раньше и еще в тот момент, когда наши северные армии под давлением вновь создающейся обстановки, принуждены будут менять свое стратегическое расположение. Немногочисленные железнодорожные пути северного фронта, сходящиеся целым пучком в районе Петрограда, через который мы связаны с Финляндским театром войны, будут немедленно забиты стратегическими перевозками. Следствие этого военно-промышленная жизнь столицы не только остановится и покатится по быстрому пути совершенного умирания. Никаких более или менее серьезных расчетов по эвакуации столицы, конечно, мы тогда выполнить не сумеем.

Вот почему так трагичны симптомы тех сведений, которые мы сейчас получаем с далекого пока от нас острова Эзеля. Реальная угроза, которую мы ждали около 40 мес., сейчас уже налицо. Если враг перекинется с островов на сушу или прорвется в Финский залив, наступит тот тяжелый для России момент, о котором сказали мы выше. Вот почему мы не должны относиться „с легким сердцем" к той борьбе, которая завязалась сейчас в Монзундском архипелаге.

Опасность, мы не хотим этого скрывать, настолько чудовищна, что стоит говорит о ней откровенно, не боясь того, что она вызовет панику среди малодушных.

Пусть малодушные—малодушничают, а сильные духом—действуют сейчас же, не медля.

Временное Правительство предполагает выпустить на этих днях специальное воззвание к народу, армии и флоту. Это его святой долг. Но мы глубоко убеждены в том, что и без этих побуждений Великий Русский Народ уже сам почуял грозную опасность и объединится, без различия взглядов на вопрос спасения "русского бытия".

Пора бросить вкоренившуюся в нас привычку „облыжно охаивать" нашу боевую армию и боевой флот. Пора решительно различать боевые линии от их тыла. На первых—люди умирают тою же смертью, как умирали в 1914—15—16 годах, во втором— политика съела и без того не воинственную душу индивидуумов, почти "не нюхавших" совершенно пороху.

Надо поддержать наших бойцов передовых линий добрым словом и отметить их работу, которую многие из них несут непрерывно уже в течение 3-х лет.

Мы горячо призываем к моральной поддержке нашей армии и нашего флота - которые „сами пока не ведают, что творят".
    
Г. Клерже.

 

В последнюю минуту

От Морского Генерального Штаба

1-го октября, около 4-х часов дня, наш дозор у Соело-Зунда, состоящий из 4 миноносцев и 2 канонерок был обстрелян артиллерией—одного из германских дредноутов, находившегося на западной стороне пролива, причем тяжкие повреждения получил миноносец „Гром".

Тотчас после этого, под прикрытием огня указанного корабля, прорвали Соело-Зунд немецкие миноносцы новейшего типа в числе сначала 12-ти, а потом и более. Наш дозор вступил в бой, причем лодка „Храбрый" под сильным огнем неприятеля дважды брала на буксир миноносец „Гром", тогда как другие миноносцы прикрывали их, вступив в горячий бой с противником, огонь которого был направлен, главным образом, по „Храброму" и „Грому".

На последнем были сбиты все орудия, начался сильный пожар, и вследствие большого волнения лопнул буксир. „Храбрый" снова, под сосредоточенным огнем неприятеля подошел к „Грому" и пытался взять его на буксир, но эта попытка не удалась и большая часть экипажа „Грома" перешла на „Храбрый". Миноносец затонул.

В это же время огнем „Храброго" был утоплен один неприятельский миноносец. Вскоре на помощь нашим подошли другие наши миноносцы и неприятельские суда повернули обратно. Потери на прочих судах незначительны. Командующий флотом свидетельствует об отличной энергии, стрельбе и стойкости духа наших канонерских лодок и миноносцев, в особенности лодок „Храбрый" и „Хивинец" и миноносцев „Забияка", „Победитель" и „Константин", вынесших на себе всю тяжесть боя с превосходным противником.

По свидетельству очевидцев—два миноносца неприятеля утонули и два сильно повреждены. На Эзеле противник продолжает усиливаться, причем тревожные сведения поступают о наших батареях на Сворде, запирающих вход в Рижский залив.

 

Приказ Главнокомандующего Армиями Северного фронта и флотом Балтийского моря

1 октября 1917 г.

В районе Северного фронта за последнее время распространяются нелепые слухи, говорят, будто в такой-то день, часть наших солдат бросит окопы и двинется по домам. Не знаю, занимаются ли распространением этих слухов негодяи и предатели, или попросту дураки и болтуны; но знаю наверное, что этими слухами наносятся оскорбления нашей революционной армии и возводится гнусный поклеп на солдат, самоотверженно защищающих свободу и честь России и безропотно несущих тяжелые лишения в сырых и холодных окопах.

Лишения наших войск, после недавних боев и отхода с оборудованных позиций, безмерны. Ощущается недостаток обуви, шинелей, теплого белья. Вследствие распутицы и бездорожья не хватает местами и хлеба, но если враги России и враги революции рассчитывают, что голод и холод сломит стойкость нашей армии, пусть не радуются они раньше времени.

Уже приняты все меры для улучшения вещевого и продовольственного снабжения войск, а с другой стороны, солдат знает, что ждет Россию в случае поражения. И как бы ни были велики лишения нашей армии, как бы ни было сильно стремление солдат к миру, предателей в армии не будет. Воинскому и революционному долгу наши полки не изменят.

Объявляю во всеобщее сведение: все слухи о предстоящем будто бы уходе солдат с позиций—вздором и клеветою. Требую предания суду людей, распространяющих эти слухи и тем оскорбляющих честь армии. Прошу солдатские комитеты, должностных лиц и строевых начальников о каждом обнаруженном им случае распространения умышленных слухов, составлять протокол и предавать виновных судебным властям. Всех призываю дать дружный отпор клеветникам, забрасывающих грязью знамя нашей революционной армии.

Главнокомандующий Северным фронтом ген. Черемисов.


Беседа с Начальником Морского Генерального Штаба

Ничего утешительного я сказать не могу, заявил начальник Морского генерального штаба гр. Капнист. Германцы по острову Эзелю распространились быстро, хотя наши войска отходят с довольно упорными боями. На стороне противника есть несомненно численный перевес, так как он имеет возможность высаживать все новые и новые силы.

Для обеспечения успеха десантной операции, Германцами были собраны весьма крупные силы. Кроне 8 дредноутов, крейсеров и других судов немецкого Балтийского флота, к Эзелю были притянуты также линейные корабли с Северного моря. На масштаб германской операции указывает также число подошедших к Эзелю мелких судов. Германская эскадра сопровождалась не менее, чем сорока миноносцами и тральщиками.

 

Эвакуация Петрограда

Вопрос об эвакуации Петрограда решен в окончательной форме во Временном правительстве. В первом же заседании Совета Российской Республики Министр-Председатель укажет на необходимость срочной эвакуации Петрограда в связи с последними военными событиями.

Временное Правительство надеется, что Совет Российской Республики согласится с положениями, заставляющими Правительство пойти на такой крайний шаг. Главные мотивы, приведшие Правительство к такому решению, это тяжелое стратегическое положение Петрограда, опасность налетов, включение Петрограда в район ближайшего фронта, а также то двойственное положение, в котором могут оказаться гражданские власти, когда Петроград действительно окажется в сфере военных действий.

В Москве уже имеются готовые помещения как для Правительства, Предпарламента, так и для целого ряда центральных правительственных учреждений. Менее важные учреждения будут переведены в провинциальные города. Особенные споры среди Правительства вызывал вопрос о срочности эвакуации. Однако в связи с последними событиями в Балтийском море все члены Правительства пришли к заключению, что произвести эвакуацию надо в самом срочном порядке.


Воззвание Рабочих и Солдатских Депутатов к Армии

Центр. Исп. Ком. Советов Раб. и Солд. Деп., обсудил создавшееся положение на Северном фронте, постановил обратиться к армии и флоту со следующим воззванием:    

"Солдатам и офицерам действующей армии и флота.

Солдаты и офицеры!

Неприятель наносит нам новый грозный удар: высадкой с моря он хочет зайти в тыл наших армий, отстаивающих родную землю.

Солдаты и офицеры!

Мы знаем как велики ваши жертвы, как тяжела ваша борьба; мы знаем, что в армии не хватает подчас даже хлеба и одежды. Но, верьте товарищи: мы приложим все наши усилия, чтобы облегчить ваш крестный путь.

Мы потребуем, чтобы все находящиеся в тылу в безопасности несли большие жертвы и облегчили ваше положение. Вы долго и упорно защищаете страну. Напрягите же свои силы, чтобы быть готовыми к новым невзгодам. От вашей стойкости зависит судьба не только революции, но и скорого мира.

Центр. Исп.. Ком. Советов Раб. и Солд. Деп. сделает все, чтобы эта война не длилась ни одного лишнего дня. Но пока мира нет, враг нападает, война продолжается и жертвы необходимы.

Помните! Каждая неудача толкает нас к гибели. Каждая победа немцев отдаляет час мира. Укрепляйте свои позиции, стойко защищайте родную землю. Всякий беспорядок и неисполнение боевых приказов ослабляют силу фронта и затягивают войну.


Центральный Исполнительный Комитет Советов Рабочих и Солдатских Депутатов“.

 

 

Еще по теме

 

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 460 | Добавил: nik191 | Теги: 1917 г., сентябрь, революция, война | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz