По материалам периодической печати за май 1917 г.
Реформа русского правописания
Министерство народного просвещения распорядилось об упрощении русского правописания и об осуществлении этой реформы с начала будущего учебного года.
1. Исключается буква «ѣ» с последовательною заменою ея через «е» (колено, вера, в избе, кроме).
2. Исключаемся буква «Ѳ» с заменою ея через «ф» (Фома, Афанасий, фимиам, кафедра.)
3. Исключается буква «ъ» в конце слов и частей сложных слов ( хлеб, посол, меч, пят, куч, контр-адмирал), но сохраняется в середине слов в значении отделительного знака (съемка, разъяснить, адъютант).
4. Исключается буква «i» с заменой ея «и» (учение, Россия, пиявка, Иоан, высокий).
5. Признается желательным, но не обязательным употребление буквы «ё» ( овёс, вёл, всё), в виду того, что с исключением буквы «ѣ» смысл написанного показывает как прочесть то или иное слово (небо и нёбо).
6. Писать приставки «из, воз, вз, раз, роз, низ, без, чрез, через» перед гласными и звонкими согласными с «з», но заменять «з» буквою «с» перед глухими согласными, в том числе и перед «с» (расстаться, бесполезно, чересполосица, чересседельник).
7. Писать в родительском падеже прилагательных, причастий и местоимений «ого», «его», вместо «аго» и «яго» (доброго, синего).
8. Писать в именительном и винительном падежах множественного числа женского и среднего рода прилагательных причастий и местоимений «ые», «ие» вместо «ыя», «ия» (добрые, какие).
9. Писать «они» вместо «оне» в именительном падеже множественного числа женского рода.
10. Писать в женском роде «одни, одних, одним, одними», вместо «одне, однех, однем, однеми».
11. Писать в родительном падеже единственного числа местоимения личного женского рода «её» (или «ее») вместо «ея».
К реформе правописания
Реформа правописания является важным шагом в обновлении русской школы. Едва ли возможно сомневаться в научной обоснованности проведенной реформы: имя академика Шахматова, под председательством которого совещание признало целесообразным произвести упрощение в русской орфографии, достаточно говорит для каждого, соприкоснувшегося с языкознанием. С этой стороны защищать реформу не приходится.
Может быть, следует пожалеть, что названное совещание урезало проект орфографической подкомиссии (1912 г.). В нем принцип научности был выдержан еще строже, хотя производил еще большее разрушение в привычном правописании. Но для широкой публики вопрос о практической выгоде нового правописания является, вероятно, более важным, чем его научная ценность.
Интересно знать: насколько упрощенная орфография облегчит усвоение грамотности? Конечно, всем очевидно, что легче запомнить один знак для звука, чем два, как, напрммер, и—i, ф—ѳ, легче усвоить для всех трех родов имени прилагательного во мн. числе окончание ые—ие, чем дробить внимание на два типа окончаний.
Самое большее препятствие к усвоению нового правописания я вижу в отсутствии книг, напечатанных «по новому». И само министерство в п. 5 своего циркуляра считается с этим недостатком, но министерство ограничивает свое сожаление по этому поводу только заметкой о букварях.
Мне же дело представляется несколько иначе. Экспериментальная педагогика с большим основанием придает важное значение зрительной памяти при обучению правописанию. Почти, как правило, можно принять: чем больше ученик читает, тем безукоризненнее его правописание.
Мне приходилось слышать от взрослых, не только хорошо грамотных, но образованных, людей, возражения такого рода: новое правописание некрасиво, неприятно. Особенно всем не нравится "и" перед гласными. Неприятно раздражает вид непривычно написанных слов. Буквари, поверим, будут напечатаны к следующему семестру, ну а что делать со всей массой книг, которые обыкновенно читаются детьми, которые можно найти и в самой скромной домашней библиотеке, вроде всем доступных изданий Пушкина, Лермонтова, Толстого? Их переменить вообще было бы очень затруднительно, а при современных условиях и немыслимо. Ребенок, изучая в школе одно написание слов, в своих любимых книгах будет видеть другое.
Регулярно будет нарушаться целостность зрительных впечатлений. Вот эти «старые» книги будут большим препятствием к усвоению нового правописания. Об этом следует помнить, чтобы не пережить разочарования, которое неминуемо постигнет всех ожидающих от исчезновения чуда, не меньшего, чем внезапное прозрение слепого.
Нельзя не одобрить того, что исключается всякое принуждение учащихся с одной стороны, а с другой признается необходимым ввести реформированное правописание целиком и не допускать смешанных упражнений. Установив, таким образом, в классах две группы: учеников, не захотевших отказаться от старого правописания и учеников, овладевших новым.
В проведении в жизнь этой реформы много будет зависеть от учащих, от их такта и от их отношения к самой реформе, но нельзя забывать о громадной роли общества и родителей: недаром министерство нашло необходимым привлечь на сторону реформы «доверие общества, родителей». Пожелание устраивать беседы и лекции по вопросам правописания можно только приветствовать. Помимо своей прямой цели-пропаганды реформы эти собеседования, по новому освещая факты языка, могут возбудить любовь к нему, ввести слушателей в научное понимание языка. Отсутствие этого понимания заставляет многих придавать какой-то политический оттенок характеру самой реформы.
Уже давно было признаком своеобразного радикализма выпускать в письме ѣ или ъ, а императорское правительство, наоборот, всячески, без всяких к тому серьезных оснований, защищало право на существование этих злосчастных знаков: так, в 1903 г. министерство ответило отказом на ходатайство московского педагогического общества об образовании комиссии для рассмотрения вопроса о реформе русского правописания.
Теперь в ее осуществлении можно видеть первую попытку освежить преподавание русского языка, задыхающегося в схоластических объятиях школьной грамматики. Авось дойдет очередь и до этого кошмара русской школы и она уступит свое место точным знаниям, приближающимся к стройной системе научной грамматики.
Е. А.
P. S. Несколько слов в дополнение к сказанному в заметках из старых газет.
Однажды в разговоре со своей знакомой (внучкой священника) довелось услышать, что эта реформа связана с "бесовщиной" и является проделкой "проклятых большевиков-безбожников". Реформа затеяна и проведена ими с одной целью - прославить бесов, что подтверждается появлением вместо всем приятной приставки "без" приставки "бес". Мои уверения, что это никак не соответствует истине, естественно, во внимание не принимались.
Как видим, идея замены приставки "без" принадлежит не большевикам, а появилась задолго до прихода их к власти (см. п.6). Ведь работы по этой реформе были начаты с 1904 г., когда была создана Орфографическая комиссия при Академии наук.
Официально реформа была объявлена (11) 24 мая 1917 года в виде «Постановлений совещания по вопросу об упрощении русского правописания», а (17) 30 мая на основании указанных материалов Министерство народного просвещения Временного правительства предписало попечителям округов немедленно провести реформу русского правописания; ещё один циркуляр вышел (22 июня) 5 июля.
Большевикам после прихода их к власти осталось только ввести эти правила в жизнь, что они и сделали, издав за подписью советского Народного комиссара по просвещению А.В. Луначарского " Декрет о введении нового правописания", опубликованный 23 декабря 1917 года (5 января 1918 года). Правда, и тогда реформа началась только в школе.
Для прессы и делопроизводства обязательным стал декрет Совета народных комиссаров от 10 октября 1918 года, опубликованный в «Известиях» 13 октября.
Но об этом несколько позже.
По первому разряду
Торжественные похороны русской грамотности
АМИНЬ, АМИНЬ, РАССЫПЬСЯ...
(Заклятие реформаторам)
Встали черные, как ночь—
Порожденья ада вы!
Сгинь, нечистый! Не морочь!
Прочь, созданья адовы!
Всем—по шапке! Всех—изъять!
Пусть в ничто рассеются!
Ибо веруют без „ѣ"
И без „ѣ" надеются.
Рвут грамматику в клочки—
Руки, мол, развязаны...
Ну, совсем еретики —
Тем же миром мазаны.
А как ведомо давно,
(Молвить без предвзятости)
Это „миро“ лишено
Ижицы и святости.
Бойтесь сих еретиков!
Ибо, в трансе рвения,
Всех незыблемых основ
Жаждут разрушения.
И, разгульный правя пир,—
(Что-то хаотичное!).—
Знай, несут в подлунный мир
Иже восьмеричное.
Обезумевший народ!
Дети черной мафии!
Да погибнет их поход
Против орфографии!
Да покоя не смутят
Козни духа гордого!
Да провалится во ад
„Ад" без знака твердого!..
Желчный поэт.
|