РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ
17 марта 1870 года
— Петербург. На распоряжение начальника Петербургской губернии, как слышно, представлен, раcсмотренный столичным уездным земским собранием, проект устава общества взаимного кредита здешнего уездного земства.
— Педполагается устроить, в декабре 1871 года, в Петербурге, археологический съезд, по поводу имеющего исполниться 25-тилетия со дня учреждения императорского русского археологического общества.
— Одно высокопоставленное лицо, находящееся во главе одного из столичных благотворительных обществ, предполагает устроить ночлежные приюты, где бедняки и ищущие работы могли бы найти ночлег и теплую пищу. Приюты эти предполагается учредить по примеру существующих в Лондоне. У нас пока существуют только приюты вроде известного дома князя Вяземского.
— Медицинский совет министерства внутренних дел постановил, в принципе, допустить женщин к слушанию лекций в медицинских факультетах, с предоставлением им права заниматься медицинской практикой, но без выдачи им дипломов. Решение медицинского совета будет еще обсуждаться законодательным порядком.
— Усиленная постройка железных дорог, в последние годы, вызвала заказы локомотивов и вагонов у многих заграничных заводчиков, тогда как прежде все это дело находилось в руках немногих: Борзига, Кайля, Лауэнштейна и Пфлюга. За подвижной состав мы переплатили за границу, в последнее время, около 45 мил. р. с.
— Комиссия для предварительного обсуждения экспедиции, снаряжаемой Императорским Русским Географическим Обществом на восточный берег Каспийского моря, для исследования прежнего русла Аму-Дарьи, по которому проектируют восточный путь чрез Каспийское море, в настоящее время покончила свои заседания. Выработанный комиссией проект был доложен в заседании отдела физической и математической географии, 6-го марта. Издержки на эту экспедицию будут простираться от 10 до 12 тысяч руб.
Хотя план экспедиции уже вполне готов, но приходится обождать потому, что получено известие из Кавказа, что тамошний отдел географического общества проектирует подобную же экспедицию для исследований той же местности. Поэтому экспедиция отправится только тогда, когда последует окончательное на этот счет соглашение с кавказским отделом.
— Вероятно, под влиянием патриотической жажды не уступать иностранцам, одна газета предлагает, устроить у нас воздушную, паровую железную дорогу. Вот что пишет газета:
«В настоящее время уже должна быть открыта на одной из самых многолюдных улиц Нью-Йорка воздушная паровая железная дорога, устроенная на высоте 3-х сажен от мостовых, дабы не стеснять движение по улице экипажей и пешеходов. Устроена она очень просто. В том месте, где у нас стоят фонари, по краю тротуара, поставлены, в известном расстоянии один от другого, железные столбы толщиной около 5-ти вершков и вышиной до 3-х сажен; вверху эти столбы раздвояются на манер вилы, между зубьями которой расстояние составляет 5 фут—обыкновенную ширину американских железных дорог. На этих зубьях улажены железные балки, связанные поперек, а по балкам уложены рельсы; подобный способ мог бы, кажется, быть употреблен и у нас, в тех местах, где, по тесноте улиц, нельзя дозволить устройства конно-железных дорог».
— Новоучреждаемая гимназия при императорском историко-филологическом институте, устав которой рассматривается в высшем правительственном учреждении, будет классической, с обоими древними языками и назначается лишь для приходящих учеников. Составляя с институтом одно учебно-воспитательное заведение, гимназия эта будет находиться под главным начальством директора института и в ближайшем управлении одного из наставников-руководителей.
— Сообщают едва ли вероятное известие, будто комиссия, занятая пересмотром устава духовной цензуры, после разных попыток установить какие-нибудь цензурные правила, но с сохранением свободы духовной литературы, пришла к справедливому убеждению, что никакой духовной цензуры не должно быть.
— На днях, как слышно, будет обсуждаться представление военного министра о том, чтоб дела о преступлениях лиц войскового сословия подлежали ведению судебных установлений гражданского ведомства, за исключением преступных деяний, учиненных лицами войскового сословии как в бытность их в строевых частях, так и на службе по военным войсковым учреждениям; этого рода дела должны судиться военным судом.
— Вопрос об отмене личного задержания за долги, которому столичные газеты предвещали в прошлом году скорое разрешение в утвердительном смысле, не сделал до сих пор, как слышно, ни шагу вперед. К 10-му марта состояло на лицо в доме Тарасова должников—мужчин (33 и женщин 8; максимум долгов одного лица простирается до суммы 700,000 р., а минимум—до 56 р.
— 26-го февраля, по докладу управляющего министерством путей сообщения, последовало высочайшее согласие на разрешение ссуд правлениям железнодорожных путей: орловско-витебскому, динабургско-витебскому и рижско-динабургскому, в размере: первому—3,000,000, второму—2,220,000 и последнему 1,650,000 рублей, на усиление перевозочных средств.
— В здешнюю городскую думу поступило несколько проектов постройки железно-конных дорог по улицам Петербурга.
— Министром финансов возбужден вопрос об упрощении, на время предстоящей мануфактурной выставки, ныне существующего порядка для паспортов иностранцев, желающих прибыть в империю через европейскую границу.
— Со времени открытия новых судебных учреждений в список присяжных поверенных, округа с.-петербургской судебной палаты, было внесено, 114 лиц. В настоящее время числится 89 присяжных поверенных: 86 собственно в Петербурге, 2 во Пскове и 1 в Великих Луках. При новгородском, устюженском и белозерском окружных судах нет ни одного присяжного поверенного.
— В Павловск, на наступающий летний сезон, приглашен г. Бильзе со своим оркестром, игравшим несколько лет сряду в Варшаве.
— Москва. Говорят, что возбуждена переписка об устройстве в Москве, в 1872 году, политехнической выставки, в память двухсотлетнего юбилея рождения Петра Великого. Выставка устраивается состоящим при московском университете обществом любителей естествознания.
— Известно, что московское земство озабочено устройством учительской семинарии. Говорят, что многие землевладельцы московской губернии предложили свои услуги, так профессор Киттары предложил земству свою ферму при крюковской станции николаевской железной дороги.
— Баку. Утверждают, что, с наступлением весны, в Баку должны возобновиться деятельные работы по окончанию сооружения мортонова элинга для судов общества пароходства «Кавказ и Меркурий», а также судов каспийской флотилии. Постройка эта начата в прошлом году. Забиты необходимые сваи на месте, купленном у города для сказанных сооружений, и сделана земляная насыпь на надлежащую высоту над уровнем моря. При элинге начаты постройкой мастерские, контора агентства с кладовыми для сбережения товаров и пристань с железной дорогой для выгрузки и нагрузки судов. Все технические сооружения производятся под непосредственным наблюдением инженер-подполковника Козловского.
— Варшава. 10-го марта открыло свои действия варшавское городское кредитное общество, с капиталом в миллион рублей.
— Ирбит. На нынешней ирбитской ярмарке всего товаров продано было на сумму до 40,000,000 руб. сер. Грузов на ярмарку поступило, а также отпущено с нее, всего вместе, более 4,000,000 пудов.
— Красноводск. Морское министерство проектирует инструкцию для наших крейсеров, относительно наблюдения за тайным водворением в Красноводске и его окрестностях европейских товаров, пришедших транзитом чрез Кавказ и Персию.
— Одесса. 25-го февраля, в местном остроге, произошел беспорядок. Арестанты связали нового тюремного смотрителя и готовы уже были его бросить в известное место, но прибывший дежурный офицер помешал им и тем спас жизнь смотрителя. В настоящее время производится строгое исследование.
— 9 марта сюда прибыли представители дворянства, земства и городов из всего Новороссийского края, для принесения поздравления генерал-губернатору и генерал-адъютанту Коцебу, по случаю юбилея (12 марта) пятидесятилетней его службы.
— Русское общество пароходства и торговли изготовило для всероссийской мануфактурной выставки, в С.-Петербурге, две великолепные модели одесских гаваней.
— Из Одессы пишут в Вильну, что в последние годы, в Новороссийском крае стали появляться во множестве поляки, в качестве землевладельцев, домовладельцев и т. п. Близость Юго-западного края к Новороссии и особенные экономические условия, в связи со многими другими благоприятными обстоятельствами—все это не могло не служить приманкой для новых переселенцев. Собственно Одесса сделалась приютом богатой польской котерии — магнатов, всякого рода обывателей, промышленников, фотографов и т. д. Что касается собственно живущих в Одессе поляков из Западного края, то в этом-то городе собственно и приютилась теперь польская интелигенция этого края.
— Прибалтийский край. Передают, в виде слуха, что предположения министра народного просвещения,о мерах к распространению начального образования между православным сельским населением прибалтийского края удостоились высочайшего утверждения 2-го марта. С 1871 года положено отпускать на вышеозначенные потребности ежегодно по 30,000 руб., которые и вносит в подлежащие подразделения сметы.
— Ревель. Говорят, что в скором времени должно последовать разрешение на учреждение акционерного общества для устройства большой фабрики вагонов в Ревеле. Во главе этого общества находятся барон Унгерн-Штернберг и несколько берлинских капиталистов, в том числе г. Фон-Унру, президент комитета правления прусского акционерного общества для изготовления железнодорожных материалов. Основный капитал общества предполагается в 800 тысяч рублей.
— Саратов. Говорят, что строители саратовско-тамбовской железной дороги вошли в соглашение с городской думой, об условиях устройства в Саратове водоснабжения и газового освещения. Они не требуют от города никаких предварительных денежных затрат до выполнения принимаемых ими на себя обязанностей.
— Харьков. Постройка кременчуго-харьковской железной дороги идет весьма успешно, так что в июне месяце этого года будет открыто по ней движение от Кременчуга до Полтавы, а в конце осени движение начнется по всей линии до самого Харькова.
— Череповец. 8 марта на пристани братьев Милютиных заложена ими вторая шкуна для русского торгового флота. Постройкой заведует русский опытный шкипер Лебедев. Надеются окончить и спустить шкуну на воду в июне настоящего года.
Судебная летопись
— Чрезвычайно грустное дело разбиралось в прошлом декабре месяце в Ливнах, Елецким окр. судом—дело об убийстве П. Чулковым, дочери помещика Кологривова. Чулков — сын священника Воронежской губернии, исключенный из Воронежской семинарии.
Сущность дела такова: Год тому назад, помещик Кологривов привез с собою из Воронежа двух исключенных из семинарии воспитанников: одного на должность конторщика,—а другого, героя происшествия, Чулкова—для обучения крестьянских мальчиков пению. Из собственного признания подсудимого видно, что, воображая себе, будто бы старшая дочь Кологривова, Наталья, к нему неравнодушна и, основываясь на этих догадках, Чулков решился с нею сойтись и потом склонить отца Натальи выдать ее за себя замуж.
Чулков долго готовился к достижению этой цели, и, в одну из поездок своих в Воронеж, купил там пистолет, кинжал, корпию, и т. п. Должно полагать, что Наталья заметила расположение к себе Чулкова, а потому избегала встреч с ним наедине и выходила для прогулок постоянно с сестрой. В августе 1869 года, часов в 9 или 10 вечера, обе сестры находились в саду и гуляли в аллее против дома. Чулков напал на Юлию и нанес ей удар кирпичом в голову и удар кинжалом. Крики несчастных жертв, сопротивление и неудача предприятия заставили изверга кончить дело сразу. Он стал им обеим наносить раны (более 8 ран каждой), от которых Наталия через два часа умерла, а Юлия осталась в живых, изувеченная и больная.—Чулков приговорен в каторжную работу, на 12 лет.
Всемирная иллюстрация. - СПб., 1870 г. № 64 (21 марта)
Еще по теме
|