Омские события
Ниже напечатана телеграмма из Омска от 18-го ноября, согласно которой Всероссийское Временное Правительство встретило препятствия в своей деятельности и потому верховную власть взял в свои руки Совет Министров в лице П. Вологодского, А. Колчака, Зефирова, И. Серебренникова, Г. Гипса, И. Михайлова и других.
По имеющимся у нас сведениям, этому предшествовали следующий события:
Монархическая группа, возглавляемая Анненковым, арестовала членов Всероссийского Временного Правительства Авксентьева, Зензинова, заместителя Аргунова и управляющего Роговского. Но эти лица не только арестованы, но, как сообщают, вообще исчезли, как в свое время исчез член учред. Собрания Моисеенко.
Роль в этом перевороте прочих элементов Сибирских общественных кругов еще не ясна. По дошедшими до нас сведениям, бывшие сибирские министры Всероссийского Правительства, объявили себя Всероссийским Правительством и снадбдили адмирала А. Колчака особыми полномочиями по гражданской и военной власти.
Постановление Совета Министров
от 18 ноября 1918 года
Вследствие чрезвычайных событий, прервавших деятельность Временного Всероссийского Правительства Совет Министров с согласия наличных членов Временного Всероссийского Правительства постановил:
Принять на себя всю полноту Верховной государственной власти.
Председатель Совета Министров — Петр Вологодский, члены Совета Министров: Л. Устругов, А. Гаттенберг, А. Колчак, Ю. Ключников, Г. Гинс, И. Серебренников, С. Старынкевич, Н. Зефиров, И. Михайлов, Н. Щукин, Г. Краснов, Н. Петров, Н. Шумиловский.
Управляющий делами Совета Министров Н. Г. Тальберт.
Протест
Чехословацким национальным советом получена из Уфы 19 ноября следующая телеграмма от Совета управляющих ведомствами.
„Узнав о совершившемся в Омске преступном государственном перевороте, губящем дело спасения России, дело, созданное усилиями ее лучших сынов и геройскими подвигами чехословаков, Совет управляющих ведомствами на территории комитета членов Учредительного Собрания доводит до сведения чехословацкого совета, что совет управляющих не остановится ни перед какими мерами чтоб вырвать власть из рук изменников родины и создать твердую демократическую власть, которая одна может спасти Россию.
Вместе с тем совет примет все меры, чтобы сохранить порядок и спокойствие, как в тылу, так и на фронте и выражает твердую надежду, что чехословацкий Совет окажет всяческую поддержку Совету в его начинаниях.
Председатель Совета В. Филипповский, члены: И. Нестеров, М. Веденяпин, П. Климушкин, Главноуполномоченный Всерссийск. Временного Правительства С. Знаменский.
Ультиматум новому омскому правительству
УФА, 19 ноября. Узнав о государственном перевороте в Омске, Совет управляющих ведомствами заявляет:
Узурпаторская власть, посягнувшая на Всероссийское Правительство и Учредительное Собрание, никогда им не будет признана. Против реакционных банд Красильникова и Анненкова Совет готов выслать свои добровольческие части.
Не желая создавать новый фронт междоусобной войны, Совет управляющих ведомствами предлагает Вам немедленно освободить арестованных членов Правительства, объявить врагами родины и заключить под стражу виновников переворота, объявить населению и армии о восстановлении прав Всероссийского Временного Правительства.
Коли наше предложение не будет принято, Совет управляющих ведомствами объявляет Вас врагами народа, доведет об этом до сведения союзных правительств, предложит всем областным правительствам активно выступить против реакционной диктатуры в защиту Учредительного Собрания, выделив необходимые силы для подавления преступного мятежа.
Председатель Совета В. Филипповский, члены: В. Климушкин, И. Нестеров, М. Веденяпин.
ГРОЗНЫЙ МОМЕНТ
Свершаются великие события.
Опять Россия ввергнута в пучину испытаний.
Из Сибири получены сведения об исчезновении членов Всероссийского Временного Правительства Авксентьева и Зензинова, кандидата в члены Правительства Аргунова и члена Совета Управляющих Роговского.
Не первый раз случается такое „исчезновение": недавно исчез и был убит сибирский министр демократ казак Новоселов, исчез бесследно с.-р. Моисеенко, близко стоявший к новой власти.
Исчезают и уничтожаются те, кто честно принял на себя в Уфе на Государственном Совещании торжественную клятву в принесли России, Народу, Демократии; кто обязался проводить в жизнь ту программу, которая единогласно в Уфе принята всеми представителями всех слоев и классов населения всей освобожденной от большевиков России.
Кому-то эта программа ненавистна. Кто-то не хочет и не может видеть Россию великой, свободной и счастливой.
Дальше сведения из Сибири говорят, что большинство членов бывшего Сибирского Правительства объявило себя Всероссийским Правительством и поставило во главе военного и гражданского управления адмирала Колчака.
И еще сведения, что член Всероссийского Правительства генерал Болдырев, оказавшийся в момент нового государственного переворота в Уфе, совместно со всем командованием на уфимском фронте, не подчинился этому перевороту и решил принять все меры к его ликвидации.
Таковы известия. Они чересчур серьезны.
Вся демократия и все честные граждане из всех слоев, групп и классов населения, которым дорога единая свободная Россия, должны тесно сплотиться перед лицом нового испытания.
Пока все граждане должны сохранять полное спокойствие и исполнять каждый свой долг, исполнять то, к чему обязало каждого из граждан России Уфимское Государственное Совещание.
На Урале же, в виду неопределенности положения, мы считаем необходимым немедленное возобновление деятельности Временного Областного Правительства Урала, которое еще не сдало своих полномочий. Это необходимо для обеспечения общественного спокойствия, для безостановочного снабжения населения и фронта и для содействия государственно-мыслящим элементам в их борьбе за идеалы демократии.
Заколдованный круг
(От нашего Омского корреспондента)
Казалось, стоит только нашим властями сговориться и во имя общегосударственно-целого создать единую Всероссийскую власть, как многое из того, что мешает воссозданию единого государства Российского, исчезнет и тогда можно будет более или менее спокойно работать. Но несмотря на рауты, на речи и прочее - все по-прежнему только мираж.
На пути к строительству единого государства Российского по-прежнему стоит миллион препятствий. Снова знаменитое „постольку—поскольку". И это не со стороны какого-нибудь отдельного класса или группы, а со стороны почти всех.
Живя в Омске, в этой вновь испеченной и совершенно случайной столице, в которую со всех сторон стекается теперь все, прислушиваясь ко всему, приходишь к убеждению, что находишься среди людей, которые поставили своей целью:
каждый тащит в свою сторону, отдирая отдельные частицы государственного тела с кровью и страшными болями.
Буржуазия, пришибленная большевиками, подняла голову и требует себе первого почетного места у государственного разбитого корыта, как потерпевшая, а если ей этого не дают добровольно, то она пускается на всякие вещи, лишь бы добиться своего и уж, конечно, меньше всего думает о пользе государственной. И все так и все так. А отсюда получается то, что государственная власть ничего не может.
Приехавшие из Семипалатинска рассказывают, что атаман Аненков не только реквизировал все, что мог: товары и помещения и главным образом, конечно, кооперативные, но даже наложил 2 миллиона контрибуции и взыскал, а когда наивные люди пришли на телеграф, чтобы сообщить о случившемся властям, то на телеграфе оказался караул Аненкова, который подвергал просмотру телеграммы, и все, что касалось их безобразий, задерживал.
Из всех решительно мест идет сплошной вопль о том, что воинские части реквизируют, выбрасывают из помещений, арестовывают, порят, расстреливают и так далее без конца и нет той силы, которая бы могла противодействовать этому. Власть гражданская совершенно бессильна. И когда все это вы слышите и на каждом шагу, ибо ежедневно сотни ходоков от городов, земств, кооперации и все в один голос вам повторяют об одном и том же,—нет слов, чтобы выразить то, что происходит.
А там, на Востоке, там вы имеете дело чуть что не с оккупацией. Когда вы видите, что союзники, одни искренно страдают за вас и всячески стремятся к упорядочению вашего положения, ибо для них единое государство Российское нужно как воздух, а другие—видят свою выгоду, в том,чтобы мы были распылены, чтобы легче было им обделывать свои делишки. И среди всего этого хаоса, в момент конвульсивных страданий нашей родины ни один голос не возвысится до государственной точки зрения и все продолжают по-рабски или кричать из-за угла или делать вылазки после которых все перемешивается, и только что налаженное идет насмарку.
Когда же все это кончится, когда будет положен конец этому авантюризму? Мы знаем наверное, что существует группа лиц, которая поставила своей целью провозгласить монархию, эта группа имеет реальную силу, свои застенки; мы знаем, что некоторые отдельные части получают поддержку извне; мы знаем, что чуть ли не каждый государственный деятель высшего порядка имеет свою контрразведку и все за всем шпионит, следит и готовит, подговаривает реальную силу, чтобы при случае.
Вот условия, при которых приходится создавать так необходимую нам государственность. Но самое ужасное заключается в том, что вы все знаете, обо всем этом слышите на каждом шагу и ничего не можете поделать, что вы не уверены, что тот, с которым вы поделитесь своими впечатлениями, не продаст вас или не использует это в своих своекорыстных целях. И в данном случае ни на кого нет надежды и, к стыду нашему, меньше всего надежды в этом отношении на партии, ибо такие действия, как выпуск последней прокаламации ц. к. партии с.-р. есть не что иное, как подливание масла в огонь, который вот-вот разгорится в огромное пламя; высказанные в прокламации соображения - не государственные соображения, а соображения бунтарского подполья. А все это служит богатейшей почвой для элементов, стремящихся к реставрации, т. е. восстановлению самодержавия.
Г. Омск В. Г. Шишканов.
Урал 1918 № 003 (1918-11-20)
|