К вопросу о пролетаризации высшей школы *)
*) Примечание редакции.
Редакция не согласна с некоторыми
положениями выдвинутыми в данной статье.
Перед высшей школой сейчас поставлена определенная задача:—дать Советской России столь необходимых специалистов и по возможности специалистов советских, за которыми не нужно было следить, приставлять военкома и т. д., дать нам агрономов, инженеров, лесоводов и т. д., которые врываясь в гущу нашей хозяйственной жизни—сознательно отдавали свои знания и силы пролетариату, были не только машиной, исполняющей те или иные требования, но являлись бы творцами нового нарождающегося строя, нового коммунистического хозяйства.
Конечно, выполнить эту работу по созданию кадра советских специалистов мы не можем заставить наших современных профессоров, они слишком "специалисты" и дальше своего предмета видать и слыхать ничего не хотят. Даже союз просвещения и социалистической культуры до сих пор привлек из них очень немногих. Перевоспитание студенческой массы это дело нашей партии, главным образом коммунистического студенчества.
Прежде всего необходимо положить конец тому, чтобы в высшую школу по приказу устремлялись те, кто по справедливости или несправедливости называет себя "студентом".
Вывеска, „студент" еще мало говорит о том, что он может оказаться хорошим нужным работником и способен учиться, а не бездельничать в советской высшей школе. Необходимо организовать прием в школу на основе классовых принципов, выдвигаемых Главпрофобром. К выполнению этого принципа органам Главпрофобра и Наркомпроса нужно приступить теперь же немедленно.
Студентов в Сибири сейчас изрядное количество. На них мы и должны сосредоточить нашу работу.
Прежде всего необходим правильный подход к массе студенчества. Встряхивание „чистка" через соответствующие органы, создание „мандатных коммиссий", комиссий по „пересмотру настроения студенчества“ пользы не принесут. Судить о контрреволюционности студента по внешним признакам, например, по тому, что студент быв. офицер,—по происхождению сын спекулянта и пр. нельзя, потому что мы можем ошибиться. Необходимо подойти с более глубокой стороны к студентам, как к интеллигенции.
Перевоспитание студенчества задача нелегкая. Действительность показала, что большая часть современного студенчества политически совершенно безграмотна. При приеме с в Сиб. Институт С. Х. и Промышленности оказалось, что 75% студенчества не разбиралось в самых элементарных вопросах общественности. Не лучше конечно, положение и в других высших школах.
Но совершенно отказаться от этого студенческого "болота“ мы не можем. Над ним нужна работа. Прежде всего надо избавить его от влияния буржуазной части студенчества и потом пытаться вовлечь его в работу в органах управления школой, а так же введения в курс высших учебных заведений обязательных лекций по общественным вопросам, Советскому строительству и т. д. Только этими и тому подобными мерами мы в состоянии будем пробудить заснувшие мозги современного студенчества.
Нужно быть уверенным, что если работа будет поставлена правильно, несомненно часть студенчества будет нашей.
По вопросу о том, как практически осуществить намеченный нами план, происходившая 16 и 17 марта с. г. в гор. Омске городская конференция студенческой комячейки высказалась за то, чтобы в высших учебных заведениях, с целью отмежевания буржуазной или часто белогвардейской части студенчества,—элемента безусловно вредного для высшей школы— были созданы особые организации или клубы, вокруг которых стали бы объединяться студенты, стоящие на платформе Советской власти.
Пусть это будет сначала незначительная часть студенчества, но лишь бы она своей работой, своим примером, будила сознание студенческого болота и постепенно привлекала бы его в клуб, доступ в который должен быть посредством соответствующих рогаток закрыт для буржуазной части студенчества. От этой последней части, которые так или иначе должно выявиться мы должны отказаться. Конечно, состав клуба также не будет по своему составу идеален, но здесь уже легче узнать, кто искренне хочет работать, а кто пролез в члены клуба ради спасения своей шкуры.
Объединившиеся в клубе революционной советской части студенчества нужно представить широкую возможность вместе с коммунистической частью студенчества участвовать в строительстве и в самой жизни высшей школы. Посредством этой части студенчества надо осуществить принцип диктатуры пролетариата, предоставив возможность ей взять аппарат школы во всех его частях: хозяйственной, административной, а так же учебной под свое наблюдение. Необходимо, чтобы это была стройная организация, работающая по строго определенному плану под идейным руководством всего коммунистического студенчества.
Таким путем мы можем добиться того, что Высшая школа в настоящем ее виде будет достаточно пролетаризована, чтобы дать необходимых пролетариату советских специалистов.
Д. П-ов.
Советская Сибирь, 1921, № 072 (1921-04-03)
|