Как утверждает предание, Коломенское было основано в конце 1230-х годов жителями Коломны, бежавшими от нашествия Батыя в 1237 — 1238 гг.. Беженцы дали своему селу название Коломнинское, которое с течением времени изменилось на Коломенское.
Первое же письменное упоминание о Коломенском встречается в «Духовнаой грамоте» Ивана Калиты, написанной в 1328 г.: «Я дал сыну моему Андрею: Лопасню, Северскую, Серпухов, а села: село Талежское, село Серпуховское, Коломенское, село Ногатинское...».
В Коломенском, одном из древнейших поселений на территории, которую сейчас занимает современная Москва, издревле располагалась бывшая загородная усадьба княжеских и царских фамилий древней Руси.
В 20-х годах двадцатого столетия на основе архитектурного ансамбля Коломенского был организован небольшой музей, который вырос к настоящему времени в комплекс архитектурного и художественного музея-усадьбы «Коломенское», раскинувшегося на территории в 390 гектар.
Давайте прогуляемся по музею, познакомимся с его достопримечательностями.
Зайдем на территорию музея со стороны пр. Андропова недалеко от станции метро «Коломенская» через Спасские ворота, которые были построены в 1670-х годах вместе со стенами Государева двора и служили въездом в хозяйственную часть дворцовой усадьбы.
Название ворот происходит от одной из икон над проездными арками – образа Спасителя. Известно и другое старинное их название – «Задние».
Ворота имеют два проезда: широкий для обозов с грузами и узкий для пешеходов.
Створки ворот в древности были глухими.
С юга к воротам примыкали два помещения Стрелецких караулен, построенные в 1680-е годы и служившие для несения охранной службы с внешней и с внутренней стороны царской резиденции. Караульни были разобраны в 1814 году при постройке на высоком берегу Москва-реки дворца императора Александра I (1801–1825).
До наших дней сохранилась единственная постройка императорского Александровского дворца, Дворцовый павильон 1825 г.
Издавна на этом месте были летние деревянные императорские дворцы:
Екатерининский, где в детстве жил великий князь Александр Павлович, а после того, как он стал разрушаться, и не было возможности его восстановить, император Александр I повелел построить здесь небольшой дворец.
Дворец был построен в 1825 г. архитектором Е.Д. Тюриным. Это была ампирная постройка с высокой и массивной башней-фонарем. Рядом с дворцом поставили павильон, который, скорее всего, был предназначен для размещения усадебного театра, который и сохранился до наших дней.
Сразу же за воротами располагались хлебный и кормовой дворы.
Они не сохранились и сейчас только обозначены очертания их фундаментов. Сами палаты были разобраны еще в 1815 г. Кирпич, оставшийся от разборки палат, пошел на сооружение стен, примыкающих к Спасским воротам.
Кормовой двор занимался приготовлением еды. На Хлебном дворе выпекали хлеба, пироги, пряники. Изготавливали конфеты, квас.
В Государевых ледниках хранились продукты, подававшиеся к царскому столу. Ранней весной ледники набивали москворецким льдом, который сохранялся до глубокой осени.
Здесь же был и Фряжский погреб с иноземными винами, ключничьи, кладовые и другие палаты.
Дальше нам открывается вид на Церковь Казанской иконы Божией матери.
Деревянный храм во имя Казанской иконы Божией Матери на Государевом дворе в Коломенском был построен при царе Михаиле Фёдоровиче в 1630 годах. Это был первый в России храм, в честь этой иконы.
В 1649—1653 годах при царе Алексее Михайловиче в честь 100-летия взятия Казани взамен деревянного было построено ныне существующее кирпичное здание храма на высоком подклете с шатровой колокольней.
В других источниках встречал утверждение, что Церковь построена в 1640 — 1651 гг. при царе Михаиле Федоровиче в память освобождения Москвы от поляков.
Правда, Михаил Федорович, первый русский царь из династии Романовых, был избран царем 13 марта 1613 года и правил до дня своей смерти 13 июля 1645 года. Т.е. в любом случае окончание строительства пришлось на царствование его сына Алексея Михайловича.
Раньше церковь была соединена деревянными переходами с хоромами царевен и считалась домовым храмом.
Храм входил в состав Государева двора и соединялся переходом длиной около 50 м и шириной около 3 м с деревянным царским дворцом. Крытый переход был так описан польскими послами, посетившими Коломенское в 1671 г.:
« в начале церковь каменная с притворами по обе стороны в которых окна, полчетверти аршина ширина, мосты войлоками постланы для тепла и мягкого хождения».
Здание храма трехэтажное, семикупольное, стоит на высоком подклете, имеет с юга внушительную лестницу с шатровым крыльцом, а с северной стороны к храму примыкает высокая, стройная, шатровая колокольня, соединенная с церковью красивой лестницей на ползучем своде.
В церкви находится чудотворная икона Божией Матери «Державная». Обретена икона была 2 марта 1917 года в день отречения царя Николая II от престола. С ее обретением связана следующая легенда.
Крестьянке Евдокии Андриановой, жившей недалеко от села Коломенского, в сновидении таинственный голос сказал: «Есть в селе Коломенском большая чёрная икона. Её нужно взять, сделать красной, и пусть молятся». Через некоторое время крестьянка вновь во сне увидела белую церковь и величественно восседавшую в ней Женщину. Сновидения были настолько ясны и впечатляющи, что Евдокия решила идти в село Коломенское в Вознесенскую церковь.
Настоятель церкви отец Николай Лихачев, выслушав её рассказ, показал все старинные иконы Богородицы в иконостасе, но ни в одной из них не нашла крестьянка сходства с увиденной во сне Женщиной. После долгих поисков в подвале, среди старых досок нашли большую старую чёрную икону. Когда её отмыли от многолетней пыли, то всем присутствующим представилось изображение Божией Матери как Царицы Небесной, величественно восседающей на царском троне в красной царской порфире, с короной на голове, скипетром и державой в руках. На коленях Она держала благословляющего Богомладенца Иисуса.
В этом образе Евдокия Андрианова увидела полное соответствие со своими сновидениями. Впоследствии было установлено, что в Коломенское икону привезли в 1812 году на хранение при эвакуации Вознесенского монастыря Московского Кремля, но затем о ней забыли.
Многие стали считать, что символ этой иконы в том, что отныне в России не будет законной земной власти, что Царица Небесная приняла на Себя преемство власти державы Российской в момент величайшего падения православного народа.
Вот что об этом писалось в газете "Московские Ведомости" № 175, от (11) 24 августа 1917 г.
Московская хроника
13 августа, в 5 час. утра, из Москвы будет совершен крестный ход из церкви Воскресения Христова, в Кадашах, в с. Коломенское, где недавно найдена древняя икона Богоматери, в подвале местной Вознесенской церкви, по указанию одной благочестивой женщины Евдокии Ивановны Андрияновой, которой во сне было видение и сказано, чтобы она шла в с. Коломенское, взяла из подвала икону и поставила ее в церкви для поклонения.
Местный священник сперва не поверил сказанному Андрияновой и послал сторожа искать в подвале икону.
Когда же она была найдена, то священник поставил ее в церкви и отслужил молебен.
С тех пор в церковь стекаются богомольцы. Особенно много народа бывает в воскресные и праздничные дни. Многие получают исцеления, что записывается причтом в книге.
Той же женщине было во сне указано, что под церковью зарыты мощи св. Леонтия и Иоанна и частицы мощей св. Николая и трех мучениц. Зарыты они были в 1812 г. от поругания французов, когда и был совершен крестный ход из Москвы.
В настоящее время начаты работы по отысканию этих святынь.
13 числа ожидается туда архиепископ Тихон, который предполагает совершить литургию и молебен.
В церкви находятся также чтимая Казанская икона Божией Матери (XVII в.), чтимые иконы «Трех матерей» (XVI — XVII вв.), "Всецарица", святого Луки (Войно-Ясенецкого) с частицей мощей. Иконы прп. Алексия, человека Божия, мч. Натальи, прп. Сергия Радонежского и др.
Церковь действующая, в ней регулярно проводятся службы.
Здесь можно посмотреть мой рассказ о том, как проводилось в ней освящение пасхальных куличей в 2012 г.
Вы наверное уже успели притомиться? Потому продолжу свой рассказ в следующий раз, а впереди у
нас еще много интересного.
Еще по теме
Прогулка по Коломенскому. Часть 1.
Прогулка по Коломенскому. Часть 2.
Прогулка по Коломенскому. Часть 3. Мифические места Коломенского
Прогулка по Коломенскому. Часть 4. Дворец царя Алексея Михайловича
Прогулка по Коломенскому. Часть 5. Дворец царя Алексея Михайловича-2. Царские покои
Прогулка по Коломенскому. Часть 6. Дворец царя Алексея Михайловича-3. Царские покои
Продолжение следует
Использованы источники
http://mgomz.ru/
http://home-edu.ru/user/f/00001231/examen/14-15_vek/duchovnaja.htm
http://www.vidania.ru/icony/icon_derzavnaya.html
|