Американский «Аrmy and Navy Journal» приводит выдержки из мнений двух известных общественных деятелей о надлежащей обороне берегов Северо Американских Соединенных Штатов, т. к. этим вопросом в настоящее время усиленно занимается заатлантическая печать.
Отставной морской офицер Роберт Пири считает, что линейный крейсер является лучшим типом боевого корабля, который может защитить берега Америки.
По его мнению, имея 8 линейных крейсеров с 35-ти узловым ходом и вооруженных 16-ти дюймовыми орудиями в морской базе на Гемптоунском рейде, можно защищать весь берег от мыса Галифакс до острова Куба, т. к. эти суда в 24 часа могут появиться, или в одном из этих крайних пунктов, или пройти на 300 миль к востоку от Бермудских островов. Если же эти суда разделить на две эскадры по 4 судна в каждой, то в 24 часа можно посетить любой пункт между устьем реки св. Лаврентия и Флоридским проливом, а через 48 часов южная из этих эскадр может быть у входа в Панамский канал.
Что же касается Тихого океана, то здесь надо иметь в морской базе у Сан Франциско также 8 таких крейсеров, которые в 24 часа могут пройти в море на 1000 м. миль навстречу неприятелю, или в тот же срок обойти район от Педже-Зунда до Нижней Калифорнии.
Поэтому, имея 16 линейных крейсеров с надлежащим числом истребителей миноносцев, подводных лодок и гидропланов, Соединенные Штаты могут сделаться второй по силе своего флота в мире державой и только при помощи этих судов они могут быть спокойны за безопасность своих берегов, которая не может быть достигнута какими-либо другими средствами. Кроме того понятно, что эти крейсера должны быть сильней всех судов этого типа, находящихся в рядах морских сил других держав.
Что же касается предложения известного изобретателя и конструктора подводных лодок Лека, то он рассматривает только частный случай обороны определенного района американского побережья. По его мнению, необходимо иметь некоторое количество малых подводных лодок по 200 тонн водоизмещения, которые должны иметь приспособления для движения по железным дорогам, т. е. наружные колеса, приводимые в движение их собственными двигателями. Кроме того, в различных портах надо иметь приспособления для быстрого спуска этих лодок на воду, т. е. доведенные до известной глубины железнодорожные рельсы.
Таким образом, эти лодки могут передвигаться по железным дорогам со скоростью 22 1/2 версты в час и их можно послать например из Нью-Йорка в Бостон в 5 часов по железнодорожному полотну, тогда как самая современная подводная лодка сможет сделать переход между этими портами при условиях военного времени в гораздо более долгий срок.
Наконец имея возможность посылать подводные лодки в любой угрожаемый пункт по железной дороге, можно иметь их гораздо меньше и оборона американских берегов от этого не пострадает.
По проекту Лека подобная «земноводная» лодка, вполне снаряженная и вооруженная обойдется в 300,000 долларов каждая (т. е. около 600,000 рублей) и при своем плавании в воде может идти по ея поверхности 10, а под ней—8 узлов. Понятно, что они должны передвигаться по суше вполне готовыми к бою, вместе с их экипажем, минами и запасами топлива.
Как видно из этого оригинального предложения американского изобретателя, он проектирует совершенно особенный тип подводной лодки и нельзя сказать, чтобы его идея не была бы выполнима.
Указанные предложения доказывают, что в Соед. Штатах очень озабочены своей неготовностью к войне и принимают всевозможные меры, чтобы создать самую действительную оборону берегов этой страны.
В. Э.
Еще по теме
|