
С.-Петербург. Торжественное представление Государю Императору Китайского посольства в Зимнем дворце, 4 февраля 1870 г.
Прием Государем Императором Китайского посольства
Изображенный на нашем рисунке прием Китайских посланников Государем Императором, происходил 4-го минувшего февраля нынешнего года. В этот день, согласно заранее составленному церемониалу, к квартире, занимаемой посланниками в отеле Клея, в назначенный час прибыли три придворные полупарадные (незолоченые кареты), в одной из которых приехал правитель дел Экспедиции Церемониальных Дел. Получив от этого придворного чиновника извещение о назначенной им аудиенции, посланники сошли и разместились в присланных за ними экипажах.
Поезд двинулся от гостиницы Клея по Михайловской улице и затем по Невскому проспекту. На подъезде зимнего дворца посольство ожидали два скорохода и гоф-фурьер. На верхней площадке оно было встречено камер-фурьером, который и пошел впереди, указывая путь. В Аванзале посланников ожидал правитель дел Экспедиции, а в Фельдмаршальской зале — Комендант Дворца. В этой же зале стоял почётный караул.
В сопровождении вышеупомянутых лиц, посланники и их свита продолжали шествие через Гербовую залу, мимо пехотного внутреннего караула, в Александровскую залу, из которой вошли в «желтую» комнату, назначенную для переодевания. Здесь их встретил состоящий в должности гофмаршала Высочайшего двора и предложил им чай и сласти.
Отдохнув несколько времени в желтой комнате, посланники, по сделанному им предложению, пошли комнатами 1-й запасной половины в Белую залу. Здесь стоял почетный караул от роты дворцовых гренадер и приготовлены были канапе и кресла для второго отдыха. В Белой зале встретили посланников: состоящий в должности Обер-Церемониймейстера и Директор Азиатского Департамента.
При наступлении часа аудиенции, прибывший Обер-Церемониймейстер ввел трех посланников в Золотую Гостиную.
Здесь ожидали посольство Государь Император, Государыня Императрица, Великие Князья и Государственный Канцлер Князь Горчаков. После трех обычных поклонов, старший посланник, г. Ансом Бёрлингэм, вручил Государю Императору письмо Китайского Богдыхана и произнес следующую речь:
«Государь. От моего имени и от имени моих товарищей, я имею честь представить Вам грамоту, которою Его Величество Император Китая уполномочивает нас при Вашем Императорском Величестве, и выразить от имени этого Государя его пожелания счастья и здоровья Вашему Императорскому Величеству, Ее Императорскому Величеству Государыне Императрице и всему Царствующему дому Вашему, а равно и пожелания благоденствия великого народа, Вами управляемого.
Да будет мне, Государь, кроме того, позволено напомнить Вашему Императорскому Величеству о драгоценном содействии, которое искусный представитель России в Китае, генерал Влангали, не переставал оказывать политике справедливости и примирения, внушившей Китаю желание вступить в семью наций, и выразить желание, дабы дружеские сношения, существующие в течение трех веков между Россией и Китаем, сохранились навсегда между этими двумя великими державами».
Его Величество отвечал на эту речь следующее:
«Господа посланники. Мне весьма приятно видеть вас здесь, потому что ваше присутствие составляет новое доказательство мирных и дружеских отношений, всегда существовавших между Нами и Китаем. Я надеюсь, что ваши переговоры здесь еще более упрочат эти отношения и поведут в особенности к усилению наших торговых сношений. Мне в тоже время очень приятно видеть, что представителем интересов Китая является гражданин дружественного государства, к которому мы питаем особенное сочувствие».
В конце аудиенции старший посланник имел счастье представить Государю Императору и Государыне Императрице свиту Китайской миссии.
После аудиенции посольство было проведено прежним порядком в желтую комнату, где для него был приготовлен роскошный завтрак. По окончании завтрака, посланники, с соблюдением того же этикета, отправились на иорданский подъезд и в прежних придворных каретах возвратились в гостиницу Клея.
Надо от души желать, чтобы переговоры эти повели к упрочению наших торговых сношений с Китаем, так как на этом поприще русской торговле предстоит блестящая будущность.
Всемирная иллюстрация, № 62 (7 марта 1870 г.)
|