По материалам периодической печати за февраль 1917 год.
МИРНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ
Вопреки появившимся в печати сообщениям, прямой провод с Брест-Литовском еще не исправлен.
Отсутствие известий из Бреста объясняется еще и тем, что обе стороны, каждая со своей точки зрения, стараются затянуть переговоры. Русская делегация ожидает развития событий в Германии; германская же делегация также ожидает выяснения положения у себя. Таким образом, циркулирующие по городу слухи то о подписании сепаратного мира, то о перерыве мирных переговоров и аресте русской делегации совершенно не обоснованы.
23 января, днем, прибыл специальный курьер из Бреста. Прямо с вокзала он отравился в комиссариат по иностранным делам. Привезенные им известия пока опубликованию не подлежат.
***
Вчера в Смольном получена телеграмма из Брест-Литовска, сообщающая, что предложение австро-германской делегации немедленно подписать сепаратный мир русской делегацией категорически отклонено. Предложенный германцами текст сепаратного договора признан безусловно неприемлемым и отвергнут всей делегацией единогласно.
Однако, несмотря на такой категорический ответ русской делегации, с германской стороны не сделано никаких попыток к перерыву переговоров, которые будут продолжаться на прежних основаниях.
Дело Народа, 25 января (7 фев) 1918 г.
Германский народ за мир
ЛОНДОН 20-1 (ПТА). По поводу событий в Германии „Манчестер Гардиан" говорит:
«Троцкий произвел психологическую атаку. Он показал германскому народу, что прочный мир мог бы быть заключен немедленно, если бы правители Германии честно отказались от всяких поползновений на аннексии; но, так как германские представители в Брест-Литовске проявили слишком много неуступчивости в этом деле, то германские рабочие заговорили сами и устроили забастовку.
Германский народ слишком много выстрадал для того, чтобы согласиться на затяжку войны, хотя бы на один единственный день, ради завоевательных целей. Терпимость, проявленная германской цензурой к последним событиям в Германии, быть может, являются делом Кюльмана, который стоит во всеоружии перед лицом аннексионистов, однако, само по себе, движение безусловно носит характер вполне непосредственный и может легко перейти в революционную бурю, если переговоры в Бресте прервутся из-за нежелания германских империалистов поступится своей агрессивной политикой.
Вокруг мира
ОПРОВЕРЖЕНИЕ
Совет народных комиссаров опровергает появившиеся во вчерашних вечерних газетах сообщения о заключении сепаратного мира.
В БРЕСТ-ЛИТОВСКЕ
Полученная из Брест-Литовска стенограмма заседания свидетельствует, что там продолжаются прения по вопросу о полномочии украинских делегаций, которых оказалось две, одна—от центральной Рады, другая — от харьковского всеукраинского ц. и. к. Троцкий, не возразивший сначала против участия делегации Рады, заявил, что вопрос о действительности полномочий той или иной украинской делегации разрешится на днях по телеграмме из Петрограда.
Постановлено, что граница Украины должна быть установлена не путем сепаратных переговоров украинской делегации с центральными державами, а сообща с русской делегацией.
Дело Народа, 27 января (9 фев) 1918 г.
Перехват иностранных радиотелеграмм
(Немецкое)
БРЕСТ-ЛИТОВСК. В течение понедельника 28-1 прибыли в Брест-Литовск: австро-венгерский министр иностранных дел граф Чернин с остальными членами австро-венгерской делегации, статс-секретарь фон Кюльман, баварский государственный министр и бывший министр - председатель граф фон Подевильс со свитой, затем великий визир Талаат-паша, министр иностранных дел Россели-бей, посол Хакки-паша с некоторыми другими турецкими господами, затем часть болгарской делегации во главе с полковником Ганиевым; 29-1 утром около 11 ч. 30 м. прибыл Народный Комиссар Троцкий в Брест-Литовск. По просьбе русских заседание политической комиссии вместо вторника переносится на среду.
ПЕРЕД ЗАКЛЮЧЕНИЕМ МИРА
Официальных сообщений из Брест-Литовска до сих пор нет. По частным сообщениям, заключение мира близко. Как передают, делегации сошлись на том, что центральные державы выводят свои войска из оккупированных областей после заключения общего мира.
Объявлен новый перерыв переговоров, во время которого делегаты обеих сторон выработают, совместно со своими правительствами, окончательную редакцию условий.
***
Появившиеся в некоторых газетах сообщения о подписании мира между центральными державами и Россией официально в Смольном опровергаются. Однако, за кулисами Смольного не перестают говорить о подписании мира, как о состоявшемся факте. Между прочим указывают, что в связи с этим вчера до поздней ночи заседал совет народных комиссаров.
Сообщают, что в скором времени в Петроград приедет для срочного доклада Троцкий. После этого и состоится официальное „подписание мирного договора".
***
Независимые обратились с новым воззванием к пролетариату. В этом воззвании говорится, что брест-литовские переговоры сняли маску с германского правительства, обнаружив его стремление оторвать от России Польшу, Литву, Курляндию и Эстляндию, превратив народы этих областей в подданных кайзера. Такой мир принесет неисчислимые беды, и германский народ станет перед грозной опасностью. Единственное спасение заключается во всеобщем безаннексионном демократическом мире. Дальнейшая пассивность пролетариата является преступлением против демократии. Слово—за пролетариатом.
Дело Народа, 28 января (10 фев) 1918 г.
Французская печать о мирных переговорах
Французская печать всегда высказывала уверенность, что русские и немецкие делегаты не столкуются, если только Ленин и Троцкий искренние демократы. Французская печать всегда говорила о немцах то, что пишет теперь о них Радек. Нельзя найти точек соприкосновения между идеалами революционной России и хищническими стремлениями—главными орудиями германской дипломатии. Немцы сошлись в Брест-Литовске с большевиками с намерением грубо и цинично пустить в ход эти орудия. Они надеялись в революционной России найти сотрудников для задуманного ими преступного дела закрепощения народов.
Большевики заявляют, что поймали правительства центральных держав на месте преступления и французская демократия ждет известий об окончательном разрыве переговоров в Брест-Литовске, как единственного логического и честного исхода из создавшегося положения.
Французская печать продолжает раскрывать скрытые намерения, с которыми немцы явились в Брест-Литовск, которые непримиримы с лозунгами, провозглашенными русской революцией.
Альберт Тома говорит в газете „Л'Имформасион":
„Австро-германский ответ отмечен непримиримым различием во взглядах между русскими к немецкими делегатами. Коли Россия не пожертвует всеми идеалами и всеми лозунгами революции, то разрыв между Петроградом и Берлином неизбежен". Альберт Тома считает невероятным, чтобы большевики отреклись от права народов на самоопределение. Альберт Тома напоминает, что именно в вопросе о праве народов на самоопределение большевики всегда утверждали твердость своих революционных принципов и отказывались идти на какие-нибудь уступки.
Еще по теме
|