По материалам периодической печати за февраль 1918 года.
ПРЕКРАЩЕНИЕ ВОЙНЫ
БРЕСТ-ЛИТОВСК, 29 января, 1918 г. (с.с.)
В заседании 10 февраля (н.с.) оглашено нижеследующее заявление:
ТРОЦКИЙ.
Задачей подкомиссии, как мы ее понимали, являлось дать нам ответ на вопрос, в какой мере та новая граница, которая предлагается противной стороной, способна хотя бы в минимальной степени, обеспечить право на самоопределение русскаго народа. Мы выслушали сообщение наших представителей в этой подкомиссии и мы думаем, что после продолжительных прений и рассмотрения вопроса со всех необходимых точек зрения, наступил час решения. Народы ждут с нетерпением результатов мирных переговоров в Брест-Литовске. Народы спрашивают себя, будет ли иметь конец это беспримерное самоистребление человечества, вызванное своекорыстием и властолюбием правящих классов всех стран?
Война давно перестала быть для обоих лагерей (если вообще была) оборонительной войной. Когда Великобритания завладевает Африканскими колониями: Багдадом и Иерусалимом, то это не оборонительная война. И когда Германия оккупирует Сербию, Бельгию, Польшу, Литву и Румынию и захватывает Моонзундские острова, то это не оборонительная война. Это борьба за раздел мира. И теперь это яснее, чем когда бы то ни было.
В этой чисто империалистической войне, где притязания имущих классов явно и открыто оплачиваются человеческой кровью, мы не хотим более принимать участия. Мы с одинаковой непримиримостью относимся к империализму обоих лагерей и мы не согласны проливать дальше кровь наших солдат в защиту интересов одного лагеря против другого.
В ожидании того, мы надеемся, близкого, — часа, когда угнетенные трудящиеся классы всех стран возьмут в свои руки власть, как это сделал рабочий народ России, мы выводим нашу армию и наш народ из войны. Наш солдат—пахарь должен вернуться на пашню, чтобы уже этой весной мирно обрабатывать землю, которую революция из рук помещика передала в руки крестьянина.
Наш солдат рабочий должен вернуться в мастерскую, чтобы производить там не орудия разрушения, а орудия созидания и совместно с пахарем строить новое социалистическое хозяйство.
Мы выходим из войны, мы извещаем об этом все народы и их правительства, мы отдаем приказ о полной демобилизации всех армий, противостоящих ныне войскам Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии.
Мы ждем и твердо верим, что другие народы скоро последуют нашему примеру.
В то же время мы заявляем, что условия, предложенные нам правительствами Германии и Австро-Венгрии в корне противоречат интересам всех народов. Эти условия отвергаются трудящимися массами всех стран в том числе и Австро-Венгрии и Германии.
Народы Польши, Украины, Литвы, Курляндии и Эстляндии считают эти условия насилием над своей волей. По отношению к русскому народу эти условия означают постоянную угрозу. Народные массы всего мира, руководимые политическим сознанием или нравственным инстинктом, отвергают эти условия.
В ожидании того дня, когда трудящиеся всех стран установят свои собственные нормы мирного сожительства и дружеского сотрудничества народов, мы отказываемся санкционировать те условия, которые Германский и Австро-Венгерский империализм мечем пишет на теле живых народов. Мы не можем поставить подписи русской революции под условиями, которые несут с собою гнет, горе и ожесточение миллионам человеческих существ.
Правительства Германии и Австро-Венгрии хотят владеть землями и народами по праву военного захвата. Пусть они творят свое дело открыто. Мы не можем освящать насилия. Мы выходим из войны, но вынуждены отказаться от подписания мирного договора.
В связи с этим я передаю объединенным делегациям следующее письменное и подписанное заявление:
Именем Совета Народных Комиссаров, Правительство Российской Федеративной Республики, настоящим доводит до сведения Правительств и народов воюющих с нами союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистского договора, Россия объявляет с своей стороны состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией ПРЕКРАЩЕННЫМ.
Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всем линиям фронта.
Брест-Литовск, 10 февраля 1918 г.
Председатель Российской мирной делегации, Народный Комиссар по Иностранным делам Л. ТРОЦКИЙ.
Члены делегации:
А. БИЦЕНКО.
Народный Комисс. Госуд. Имуществ, В. КАРЕЛИН.
А. ИОФФЕ.
М. ПОКРОВСКИЙ.
Председатель Всеукраинскаго Ц. И. К. В. МЕДВЕДЕВ.
Народный секретарь по Военным делам Украинской Республики ШАХРАЙ.
Секретарь делегации Л. КАРАХАН.
НИ МИР, НИ ВОЙНА
На заседании мирных делегаций в Бресте 10-го февраля русской делегацией было оглашено следующее заявление:
„Именем совета народных комиссаров правительство Российской федеральной республики настоящим доводит до сведения правительств и народов воюющих с нами, союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистскаго договора, Россия объявляет с своей стороны состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным.
Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всем линиям фронта".
Брест-Литовск, 10 февраля 1918 года.
Подпись:
Председатель российской мирной делегации, народный комиссар по иностранным делам Л. Троцкий.
Состав делегации: А. Биценко, народный комиссар государственных имуществ В. Карелин, А. Иоффе, М. Покровский, председтель Всеукраинскаго Ц. И. К. Медведев, народный секретарь по военным делам Украинской республики Шахрай.
Секретарь делегации Карахан".
Приказ по армиям Главковерха
Передаю для немедленной отдачи в приказе по армиям следующее:
Товарищи, мирные переговоры закончены. Немецкие капиталисты, банкиры и помещики, поддержанные молчаливым содействием английской и французской буржуазии, поставили нашим товарищам—членам мирной делегации в Бресте- условия, под которыми не может дать свои подписи Русская Революция.
Правительства Германии и Австрии хотят владеть землями и народами, захваченными силой оружия. Русская Народная власть Рабочих и Крестьян не может дать на это своего согласия. Мы не можем подписать такого мира, который несет собою горе, гнет и страдания миллионам таких же рабочих и крестьян. Но мы не можем, не хотим и не будем также вести войну, затеянную царями и капиталистами и в союзе с царями и капиталистами. Мы не хотим и не будем вести войну с такими же, как и мы немецкими и австрийскими рабочими и крестьянами, мы не подписываем мира помещиков и капиталистов и пусть знают теперь немецкие и австрийские солдаты, кто их гонит и за что их погонят теперь на войну, и пусть знают они, что мы с ними воевать отказываемся.
Наша делегация в полном сознании своей ответственности перед русским народом и угнетенными рабочими и крестьянами других стран, поэтому 28 января сего года заявила нижеследующее:
„Именем Совета Народных Комиссаров, Правительства Российской Федеративной Республики, настоящим доводим до сведения правительств и народов, воюющих с нами и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистскаго договора, Россия объявляет со своей стороны состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным. Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всем линиям фронта.
Председатель русской делегации, Народн. Комиссар по иностранным делам Троцкий".
В связи с этим предписываю немедленно принять все меры к объявлению войскам, что война с Германией, Австрией, Турцией и Болгарией с этого момента считается прекращенной. Никакия военный действия иметь места не могут. Настоящим объявляется одновременно начало общей демобилизации на всем фронте.
Штабам фронтов и армий предписываю принять меры к уводу войск с передовой линии и сосредоточению их в линии резервов для дальнейшей отправки, согласно общему демобилизационному плану перевозок в глубь России.
Для охраны пограничной линии выделить временный части из солдат сроком службы последних годов.
Товарищей солдат прошу сохранять спокойствие, терпеливо выжидать сроков отправки своего года и своей части, равно как напрячь все усилия для свезения в склады стоющаго миллиарды народных денег артиллерййскаго и всякаго иного имущества. Помните, что только при планомерно проведенной демобилизации смогут уехать все по домам, не разрушая железнодорожнаго движения и не останавливая подвоза провианта для временно остающихся.
С перваго февраля отпускаются 1908 и 1909 года, сроки остальных годов будут указаны дополнительно.
Всем выборным солдатским организациям, всему командному составу предписывается принять все меры для наиболее планомернаго проведения демобилизации.
Верховный Главнокомандующий Н. В. Крыленко.
Вторник. 30-го января. (нс)
„Именем Совета Народных Комиссаров, Правительства Российской Федеративной Республики, настоящим доводит до сведения правительств и народов воюющих с нами, союзных и нейтральных стран, что, отказываясь от подписания аннексионистскаго договора, Россия объявляет со своей стороны состояние войны с Германией, Австро-Венгрией, Турцией и Болгарией прекращенным.
Российским войскам отдается одновременно приказ о полной демобилизации по всем линиям фронта".
Это заявление было оглашено Народным Комиссаром по Иностранным Делам т. Троцким на заседании мирной коференции 10 февраля.
То, что должно было произойти, произошло.
Отказываясь подписывать разбойничий грабительский договор, предложенный лакеями Вильгельма Российской Революции, правительство Российской Республики объявляет состояние войны прекращенным и демобилизует войска.
Российской революции нужен мир, потому что она не хочет проливать кровь своих сынов за империалистские вожделения.
Но акулы германскаго империализма решили, что Россия у них в руках и они могут делать с ней все что угодно.
С обычной наглостью грабителей они предложили такия условия, что на них, безусловно, не мог согласиться ни один социалист.
Поднявшееся революционное движение в самой Германии на минуту заставило их с опаской оглянуться назад, но тотчас же за относительным успокоением, которое наступило там, требования их стали еще категоричнее и гнуснее.
Мы, победившие буржуазию своей страны, поставившие у власти рабочаго и крестьянина, не можем согласиться на эти условия, не можем отдать бескровно то, что мы отвоевали у русскаго капитала, капиталу германскому.
Если бы мы сделали это, мы оказались бы преступниками не только по отношению к настоящему поколению, но и к поколениям последующим.
Вместо этого мы бросили вызов германскому и австрийскому империализмам.
Пусть воюют они, если хотят, мы же не хотим лить кровь свою и наших братьев германских рабочих.
Что ответит нам на это германское правительство?
Возможно, что оно попытается использовать это положение и двинуть свои войска в глубь России.
Мы это предвидели, но мы твердо знаем, что немецкий рабочий не будет душителем русской революции.
Уже проснулось у пролетариата Германии его классовое самосознание, он порвал с негодным, гражданским миром, и, как показали недавния события, вышел на борьбу со своими поработителями.
Старый клич Интернационала жив в сердцах германских рабочих и напрасны расчеты эксплоататоров, ибо угнетенные не пойдут на их защиту.
Еще по теме
|