Материал из журнала "Нива" за сентябрь 1916 года.
В ее день
Сегодня в России "женский день", праздник Веры, Надежды и Любви.
Праздник женщины хочется отметить чем-либо близким для нее—из области отодвинутого событиями на второй план «женского вопроса".
Берем тему—женщина и наука.
В давние время не допускалось подобное сопоставление, женщина признавалась неспособной к занятиям науками; серьезно доказывалось, что мозг ее иной, как-то иначе уложен, от сотворения Евы ей предначертано быть заботливой хозяйкой, верной женой и любящей матерью, но не ученым человеком.
Постепенно делались уступки: в женских учебных заведениях программы преподавания приближали к мужским, первым курсисткам разрешили изучать естественные науки.
Находились, впрочем, охранители нравственности и женской стыдливости, рекомендовавшие "изучать" на курсах человеческий организм "до пояса".
Женщина, хотя и медленно, упорно побеждала—появились женщины-врачи, изучавшие медицину полностью, одинаково с мужчинами; пустили женщину в учительницы...
Но в средние и высшие учебные заведения ее не пускали.
Учились в своих школах и настойчиво боролись за свою самостоятельность, за свое равноправие, отвоевывая его всюду, где представлялась возможность, начиная с кассирши и телеграфистки и до... авиаторши.
Теперь уже не редкость встретить женщину-естественницу, историчку, филологичку, математичку, не говоря уже о медичке, даже женщину-юриста, инженера-технолога или архитектора.
Она идет вперед и вперед: этой осенью пред женщиной открылись двери томского и саратовского университетов.
Были женщины-курсистки, вольнослушательницы, теперь, наконец, появляются женщины-студентки.
На днях в газетах появилась следующая телеграмма, подписанная ректором томского университета г, Поповым:
«Высочайше соизволено принимать на медицинский и юридический факультеты томского университета лиц женского пола, выдержавших дополнительные испытания за курс мужских гимназий".
В „ Русском Слове" ранее сообщалось, что текущей осенью в саратовский университет будет принято 50 женщин.
Завоевание частичное, но оно знаменательно и должно быть отмечено.
Поздравляем сегодня русскую женщину в ее день с победой, хотя и не полной, ни сколько не сомневаясь, что не за горами и полная.
Приветствуют женщин и «Одесские Новости». Они говорят:
„Наконец-то!
Осенью в саратовский университет будут приняты первые 50 женщин!
Женщины в университете!
Через парадные двери.
До сих пор пробирались женщины в университет бочком, да и то лазейками:
— С высших курсов!
— Экстернами.
— Заграничными докторами.
И вот пришло время. Пришло в трудные дни.
Эти первые 50 женщин—блестящий авангард.
Порвалась цепь великая, порвалась потому, что проржавела.
Первые женщины пойдут в университет.
И покажут вечную туда дорогу, и скажут всем, что русская женщина может, наконец, быть в своем родном университете такой же полезной, какой она была в швейцарских и других школах...
За саратовским—пойдут другие...
Порвалась цепь ужасная, порвалась и никого не ударила.
Потому, что она давно прогнила, проржавела и держалась на паутине бюрократической затхлости и... косности предрассудков"!
Но, конечно, особенно дорого первым студенткам приветствие товарищей-студентов.
В Саратове после открытия в университете занятий студенты обратились к принятым слушательницам с адресом, в котором приветствуют появление их в стенах университета, как факт огромного политического значения для родины, находящейся накануне обновления.
В заключительной части адреса говорится:
„Дорогие товарищи-женщины! Когда затихнет буря войны, когда народы снова вернутся к прежней культурной жизни,—потребуется много творческой работы, чтобы залечить раны на груди измученной родины. Вы сумеете доказать, как были несправедливы, когда не хотели признать за вами настоящего права. В порыве чистой радости мы сольемся с вами в одну дружную семью и будем работать рука-об-руку, посвятив свои силы великому делу служения родине".
Это завоевание—лишь ступень к новым и новым победам женщины.
Порадуемся с нею в ее день.
|