Правящие круги Финляндии провоцируют войну с СССР
(Письмо из Хельсинки)
Один из иностранных корреспондентов, посетивший недавно восточную границу Финляндии, столкнулся с самыми невероятными фактами. Он видел там доподлинно военную обстановку. Всюду маршируют солдаты, город Випури и окрестные селения погружены в темноту, жители молчаливы и подавлены. Повсюду вырыты окопы, устроены проволочные заграждения и газоубежища.
Корреспондент был поражен, когда он увидел на советской стороне яркие огни. Жизнь по ту сторону протекала нормально.
— Что же это значит? — обратился с недоуменным вопросом иностранный журналист к пишущему эти строки. — Неужели у вас все так тихо и спокойно?
— Да, спокойно.
— Ленинград не затемнен?
— Нет.
— Странно, а я полагал, что вы тоже готовитесь к военным действиям.
— Извините, но это ошибочное предположение.
— Представьте себе, я в затруднительном положении. Я должен написать статью для своей газеты, но не знаю, как быть. С одной стороны — военная обстановка, а там — полное спокойствие, никакого затемнения. Это непонятно.
— Что же тут непонятного? Пишите о том, что вы видели, без всяких прикрас.
Недоумение иностранного корреспондента было совершенно неслучайным. Его, видимо, в какой-то степени тоже захлестнула волна военного психоза, который здесь усиленно раздувался с 7 октября, еще до поездки Паасикиви в Москву.
Вступив в переговоры с СССР, правящие круги Финляндии развернули обширную кампанию против страны социализма. Заранее поставив себе цель сорвать соглашение с СССР, они начали изображать его мирные стремления, как агрессивные, как покушение на самостоятельность страны и пр. Под флагом охраны нейтралитета велась настоящая подготовка к войне с СССР.
Используя все средства, финские министры пустили в ход излюбленный метод — самую беззастенчивую клевету для того, чтобы возбудить ненависть против «москалей». Но, если кто имел воинственные намерения, так это реакционная финская буржуазия и ее руководящая верхушка.
Финский журнал «Суомен кувалехти» буквально через несколько дней после начала переговоров выступил с двумя статьями, написанными офицерами генерального штаба финской армии. Нет сомнений, что они отразили точку зрения военщины и агрессивно настроенных кругов буржуазия. В этих статьях с самым серьезным видом обсуждалась перспектива войны с СССР. Офицеры производили всяческие выкладки, оценивали стратегическую позицию Финляндии, возможности «противника» и приходили к выводу, что если СССР... не потерпит поражения, то, по крайней мере, ничего не сможет поделать с финской армией.
В период переговоров, между прочим, была также выпущена книга капитана Хаусти под названием «Наши возможности обороны», где развивалась та же самая мысль.
Статьи «Суомен кувалехти» и упомянутую книгу нельзя понимать иначе как сознательную провокацию, как разжигание ненависти к СССР. Финская военщина подбадривала себя, потрясая картонным мечом.
Корни этой заносчивости финской военщины лежат глубоко. Они прежде всего кроются в той беспрерывной шовинистической пропаганде, которая велась в армии в течение двух десятков лет. Смысл этой пропаганды выражается краткой формулой:
«Один финн стоит 10 москалей».
Советскому читателю эта формулировка покажется просто дикой. Но действительность такова, что в финской армии воспитание офицерства и солдат было поставлено именно по этому принципу. Каждому усиленно вбивалось в голову военное превосходство финской армии.
«Что такое армия России? Это москали. Где им бороться против нас. Один финн стоит 10 москалей...»
Система муштры, основанная на разжигании вражды к русским, т. е. к советскому народу, поощрялась высшими руководителями финской армии. В этом им активно помогали представители английской военщины. Небезызвестный английский генерал Кирк еще в 1925 году в течение многих месяцев инспектировал и инструктировал финскую армию. Через большой промежуток времени, а именно летом этого года, он снова приехал сюда, проверял и осматривал армейский организм и не забыл похвастаться тем, что он немало вложил труда в дело создания «боеспособной» армии и что его труды оказались не напрасными. Он расточал похвалы по адресу шюцкора, считая его одной из лучших военных организаций в мире. Одновременно генерал говорил о «жаркой погоде в Европе» и «девушке Суоми», у которой много ухаживателей. Между прочим генерал расхваливал скромное поведение красавицы, якобы отвергающей всех поклонников. Но про себя он благоразумно умолчал, ибо красавица давно отдала предпочтение этому джентльмену.
Таким образом финская военщина не была одинокой в своих авантюристических вожделениях. Ее подбадривали всякие искатели приключений и любители загребать жар чужими руками. Этим также объясняется «решительность» финской военщины, которая не на шутку грозит «смять и раздавить» Красную армию.
Видимо, для поддержания подмоченного престижа финских генералов в стране и армии распространяются злостные слухи о том, что советские войска прибыли в Эстонию с поломанными танками, что у красноармейцев нет рубашек и шинелей, а винтовки «большей частью» висят не на ремнях, а «на веревках или проволоке». Рекорд в этой антисоветской лжи побивает орган министра иностранных дел Эркко — газета «Хельсингин саномат».
Однако наиболее дальновидные представители финляндской общественности, с которыми приходилось беседовать по этому вопросу, с горечью говорят о том, что военщина хватает через край.
На днях один финский журналист обратился к нам с таким вопросом:
— Слышали? Белградское радио сообщает, что русские сосредоточили у финской границы 2 или 3 дивизии.
— Но это же очень мало. Ведь финны сосредоточили у советской границы, как известно, 7 дивизий. Кроме того, в вашей армии утверждают, что один финн стоит 10 «москалей».
Наш собеседник смущенно замолчал, а затем, оправившись, сделал замечание об огромном превосходстве Красной армии и вообще о несравнимости двух величин. Сознание того, что военщина и правящие круги Финляндии зарвались, что они лишь бряцают оружием, провоцируя советскую страну, становится здесь, после нескольких дней военного психоза, все более заметным. Массы населения ясно представляют себе, какую опасную игру затеяли финские правящие круги вместе с воинствующими генералами — старыми заклятыми врагами советско-финляндского сближения.
Несколько дней тому назад мы сообщали о фактах, характеризующих обстановку в финской армии. С тех пор положение к лучшему не изменилось. Напротив, чувствуется, что власти еще сильнее налегают на военную подготовку. По вечерам в Хельсинки по-прежнему маршируют в неизвестном направлении новые отряды солдат, скоро опять ожидается новый приказ о затемнении города.
Между тем сейчас в финских газетах появилось требование прекратить невыносимое напряжение. Например, вчера «Суомен пенвильелия», намекая на предстоящие огромные трудности, созданные военными мерами, выражала надежду, что «правительство обсудит возможность хотя бы частичной демобилизации».
Вопреки здравому смыслу финские правящие круги, следуя своей непримиримой антисоветской политике, катятся по наклонной плоскости.
Хельсинки. (ТАСС).
Красная звезда, № 265, 19 ноября 1939 г.
Еще по теме
|