Последние дни Крыма
Телеграмма генерала Врангеля
Соединенное заседание
1) Совета съездов Представителей Промышленности и Торговли (Петроград),
2) Русского Промышленного, Торгового и Финансового Союза (Париж) и
3) Промышленного и Торгового Союза (Москва),
отправило ген. Врангелю следующую телеграмму:
«В тягчайшую минуту национальной скорби, когда в последнем уголке русской земли упразднена государственность Великой России, наша мысль с горячим сочувствием обращается к Вам, генерал, который не побоялся взять в свои храбрые руки стяг Добровольческой Армии и влить в нее воодушевление, порядок и волю к продолжению священной борьбы за Россию.
Это, по всеобщему признанию, чудо воссоздания русской воинской мощи есть всецело акт Вашей патриотической веры и Вашего мужественного сердца. Вы до последней возможности продолжали борьбу с нашествием варваров, угрожающих всему культурному миру.
Но и этот подвиг не стяжал еще победы. Однако наше русское дело не проиграно. Борьба неминуемо будет продолжаться и неминуемо приведет к победе.
Собрание представителей всех объединенных всероссийских организаций промышленности и торговли, преклоняясь перед героизмом армии, честно совершившей свой патриотический подвиг, шлет горячий привет Вам, ее Вождю.
Среди величайших испытаний не теряйте веры в конечное торжество правого дела и в возрождение России на началах свободы и права.»
***
Беженцы из Крыма, приехавшие в Константинополь и оставившие Севастополь в воскресенье 14 ноября, рассказывают в константинопольской «Вечерн. Прессе» о последних минутах Крыма.
В городе царило необычайное уныние и подавленность. Паническое настроение охватывало преимущественно тех, кто по тем или иным политическим причинам не могли оставаться на территории Крыма, которым явно грозила большевистская расправа. Порядок почти не нарушался в городе. Ген. Врангеля видели на улице, вблизи гостиницы Кисть, еще в воскресенье, 14 ноября, утром.
Но все прекрасно понимали, что все кончено, что разыгравшиеся события — трагический финал крымской борьбы...
***
Думская делегация у ген. Врангеля
В субботу 13 ноября, около 12 час. дня, ген. Артифесовым были вызваны для переговоров с ген. Врангелем представители города.
Генерал Врангель принимал делегацию в вестибюле, заявив, что имеет для беседы не более 1 минуты.
Председатель гор. думы И. П. Слесаревский пытался подробно осветить общее положение вещей, но был вскоре прерван Главнокомандующим, указавшим, что у него нет времени для подробных переговоров.
Делегация указала на необходимость образовать городскую самоохрану в виду возможных бесчинств.
***
Ответ ген. Врангеля
— Самооборону не считаю возможным допустить ни в коем случае. Большевистские элементы воспользуются этим, чтобы помешать эвакуации. Это недопустимо.
На указание делегации на необходимость организовать охрану в переходное время, ген. Врангель решительно заявил:
— Переходное время население ощущать не будет. Я уйду тогда, когда последний солдат сядет на корабль.
Решительные меры
В то время происходил пожар на мельнице Родоканахи. Делегация указала на это, как на начало грабежей и бесчинств.
— Один смертный приговор я подписал и если надо будет, я подпишу еще сто приговоров.
Дальнейшие переговоры делегации было предложено вести с ген. Скалоном.
У ген. Скалона
Ген. Скалон заявил, что не встречает препятствий к образованию городской охраны. Он предложил городу выполнить всю организационную работу и все время поддерживать связь с ним. Как только представится возможным, оружие будет охране выдано. Сейчас ген. Скалон нашел это преждевременным в виду того, что ожидающие в Севастополе войска, увидя вооруженных людей, могут вызвать нежелательные столкновения.
Освобождение политических
После указаний делегации на положение в тюрьме, дано было право освободить политических заключенных. Уже вечером 14 ноября политические были освобождены под личным наблюдением члена гор. управы П. И. Соловьева.
Заботы о населении
В некоторых общественных кругах возникла мысль о желательности просить представителей иностранных держав взять на себя переговоры с советским командованием о занятия Севастополя без боя, от которого тяжело может пострадать местное городское население.
Городская охрана
В городскую управу явился представитель артиллерийских мастерских, заявивший, что 360 человек охраны, вооруженные винтовками и пулеметами предлагают городскому самоуправлению свои услуги по охране города.
Заявление такого же рода было сделано и от других частей.
Все эти заявления обсуждались в заседании управы.
Эвакуация Феоодосии, Керчи и Ялты
Для эвакуации этих трех городов имелись вполне достаточные средства. В Феодосии стояло несколько пароходов с зерном, на них были помещены и эмигранты. Из Ялты выехал на одном из пароходов Р. с. п. и т., в полном составе сенат и ряд лиц, игравших в новых кругах выдающуюся роль.
В учреждениях
Из всех правительственных учреждений работали только городская управа со всеми своими отделениями, да некоторые оставшиеся еще в городе военные учреждения. Банки и казначейство были закрыты.
Ценности
Государственный банк и казначейство не затронуты эвакуацией. Осталась неприкосновенной и Феодосийская экспедиция заготовления государственных бумаг.
Не был уничтожен и крупный запас денег, доставленный недавно из Англии.
Отъезд Американского Красного Креста
Американский Красный Крест получил распоряжение выехать из Севастополя. В течение четверга и пятницы Красный населению и военным, уезжающим из Севастополя за границу, все остальное было передано городскому самоуправлению.
Красный Крест зафрахтовал небольшой пароход и погрузил на него все свое имущество. Пароход отошел под американским флагом в Константинополь.
На базаре
На базаре в Севастополе почти ничего нельзя было достать кроме фруктов и овощей. Хлеба было мало. У всех пекарен стояли длинные очереди. Магазины во всем городе были закрыты в течение всего дня.
Вообще магазины опустели. Особенно поражают своей пустотой бакалейные магазины — все закуплено для отъезжающих.
Во власти слухов
В воскресенье, 14 ноября, «Крымский Вестник» в последнем своем номере писал:
— Мы остались без точной и официальной информации. Все попытки наши получить точные данные о том, что делается на фронте, успеха не имели. И мы, как и все население Севастополя, во власти слухов.
Где красная армия? Где идут бои? Справедливы ли слухи о переговорах? Увы, на все обращаемые к нам вопросы наших читателей, мы не можем дать ответа.
Мы можем лишь посоветовать не поддаваться панике.
Руль, №12, 30 ноября 1920 г.
Еще по теме
|