Вести из Нарвы
Приехавшая 22-го марта из Нарвы гражданка Е. В. сообщает некоторые подробности нарвской жизни, после занятия города немцами.
Нарва была взята очень небольшим отрядом немцев, всего около 40 человек, приехавших на мотоциклетах в 8 часов утра. Бегство из города началось еще накануне, около 12 часов дня. Первыми бежали солдаты и комитеты, бросая все на произвол судьбы. Впрочем, некоторые успевали продавать оставшееся от расхищения казенное имущество. Продавали довольно дешево: лошадь с повозкой 15—20 р. В городе остались большие запасы продовольствия и воинских припасов.
Когда в городе появились немецкие мотоциклисты, то на городской ратуше ударили в набат, сбежались жители, но немецкий офицер, погрозив пальцем, приказал разойтись. Все быстро попрятались. Только около 10 часов утра появились несколько рот 41 полка, а спустя несколько дней пребыл 225 полк.
В первый же день по прибытии, немцы расклеили по городу многочисленные приказы:
1) о сдаче всякого оружия и всего казенного имущества вообще, а также всего того, что было куплено у солдат;
2) о воспрещении выходить из дома после семи часов вечера и до семи часов утра;
3) о вывешивании на каждом доме особых таблиц на немецком языке с точным обозначением числа жителей;
4) о снятии русских вывесок, таблиц и т. д. и т. д.
Торговля в продовольственных лавках производится под контролем немцев. На службу принимаются русские, эстонцы и латыши, знающие немецкий язык. Евреи совершенно устранены от службы, продукты в Нарве значительно подешевели: масло 1 ф. — 4 р. 50 к,; мера картофеля—5 р. 25 к.; сыр—4 р. 50 к. ф., но все в ограниченном количестве; картофель по 20 ф. в месяц на едока, хлеба по 1/4 ф.; хлеб белый. С первого апреля вместо хлеба будет выдаваться незначительное количество муки, отрубей и картофеля.
Все рабочие на фабриках и др. предприятиях рассчитываются и нанимаются вновь по 1 р. 20 к. «Кто не хочет работать— может выезжать за границу». Издан приказ о выезде к 25 марта всех лиц, приехавших в Нарву во время войны и не проживших в городе трех лет.
Внешний порядок образцовый; за недостатком лошадей, снег вывозили на «бродячих» солдатах... Немецкие солдаты поражают своею молодостью и слабосильностью. Одеты они опрятно, ведут себя пока хорошо, но не скрывают сознание себя победителями.
Комендант города удивляется, что выезжают и эстонцы—старожилы. Но когда к нему явилась эстонская делегация с просьбой об отмене некоторых ограничений, то он коротко и ясно заявил:
«Мы являемся здесь полновластными хозяевами. Вы говорите об автономии... Я не получил никаких инструкций. Кому не нравятся наши порядки, могут уходить за границу».
И уходят. Каждый день толпы пешеходов направляются «за границу». Выступают около 2 часов и идут пешком до самого Ямбурга, причем верст 10 до русской границы провожает немецкий конный конвой. В каждой такой партии 150—200 чел. Разрешается вывозить все имущество, но подвода обходится в 100—120 руб., поэтому берут самое необходимое: остальное продают немцам за гроши.
Дело народа 1918, № 008 (30 (17 марта)). - 1918. - 4 с.
Германия недовольна миром
27 (14) марта
Обсуждая мир с Россией буржуазная немецкая газета «Берлинер-Тагеблатт» пишет, что для будущего Германии было бы лучше не захватывать чужих земель.
Многие из патриотов охвачены тревогой, не создается ли из-за мирного договора длительной вражды между Россией и Германией, не ждет ли расплата в виде новой тяжелой войны. Эта тревога широко разлита по Германии. Этой тревогой объясняется, почему немецкий народ встретил без радости мир на востоке.
Далее, газета советует дать самоопределение захваченным областям, говорит что в противном случае Германию ожидает жестокое возмездие.
Русско-германская граница
В комиссариатах по военным делам и по иностранным делам приступили к подготовительным работам по точному установлению новой русско-германской границы. Главная работа будет выполнена комиссариатом по военным делам и высшим военным советом, выполняющим в настоящее время функции генерального штаба.
Сношения с германским правительством
Газета «Анархия» сообщает, что с момента ратификации мирного договора начались непосредственные официальные сношения между комиссариатом иностранных дел и германским правительством. Пока, до установления телеграфной связи, сношения ведутся по радиотелеграфу. («Рустель»).
***
«Раннее Утро» сообщает, что комиссариатом по иностранным делам приступлено к восстановлению прямой связи Москва—Берлин.
Еще по теме
|