Польское правительство просит мира у Троцкого
Белград, 5 июня 1920 г.
Две недели тому назад, в разгар успехов польских войск, наступавших на Киев, мы высказались, что широкие завоевательные планы Пилсудского авантюристичны и могут привести польские войска не на Украину и к границам 1772 года, а к стенам Варшавы.
Прошло только две недели, сосредоточение советских армий еще далеко не закончилось, а польские войска уже вынуждены отступать почти по всему фронту. Большевики, пройдя от ста до трехсот верст, подошли к Минску и Молодечно. До Варшавы остается около 700 вер.
Польская печать бьет тревогу. Наглость и легкомыслие шовинистической части польской прессы, призывавшей к совершенному уничтожению России сменились растерянностью и тревогой. Польское правительство просит мира у Троцкого и умоляет Францию о помощи вооруженной силой, указывая на неизбежную катастрофу.
Франция, конечно, никакой помощи вооруженной силой оказать не может. Печальный опыт с Одессой и Крымом не оставляют в этом никаких сомнений.
На миролюбие Троцкого рассчитывать тоже трудно, слишком удобен момент для введения Польши в социалистический рай. Польские войска хорошо осведомлены, что война ведется советской Россией не против Польши и польского народа, которым гарантируется полная независимость, а против буржуазного польского правительства и поддерживающих его панов и помещиков.
При таких условиях трудно надеяться на взрыв народного патриотизма, а одно - два крупных поражения и реальная угроза Варшаве легко вызовут внутренний взрыв и смену буржуазного правительства „народно - социалистическими" а там—один шаг и до советской власти.
Пилсудский верно рассчитал время своей поездки в Варшаву. Он успел пожать лавры победы под Киевом до получения первых печальных известий с фронта. Но эти дешевые лавры тонкого авантюриста дорого обойдутся польскому народу, если Троцкий отклонит мирные переговоры.
В прошлом году, когда войска Деникина подходили к Орлу и Брянску, переход в наступление поляков решил бы судьбу Советской России и она была бы уже свободной от большевиков. Но польское правительство не хотело помочь, оно считало спасение России вредным для себя, т. к. тогда не удалось бы отнять Украины и русских земель до границ 1772 года.
Польские войска спокойно выжидали и наблюдали гибель вооруженных сил юга России. Пилсудские не хотели понимать, что предательская позиция, занятая Польшей по отношению к русским национальным войскам, предрешает печальную развязку и для самой Польши.
Мы не скорбим о крушении политической карьеры Пилсудского и его единомышленников, но разгром Польши советской Россией затрудняет нашу борьбу и отдаляет освобождение и возрождение нашей измученной родины.
Русская газета, Белград, 1920, №25, 6 июня
Еще по теме
|