Оперативная сводка
за 24 января
Северный фронт
На Шенкурском направлении наши части овладели Усть Паденской, в 25 верстах южнее Шенкурска, причем захвачены трофеи. В тылу противника, в 30 верстах к северу от Шенкурска, ими занято селение Унболот и, в 15 верстах юго-восточнее Шенкурска—деревня Сергеевка.
В Юрьевском районе красные латышские части отошли еще на 5 верст, на линию в 30 вер. юго-западнее Юрьева.
В Валкском районе латышские части занимают позиции юго-восточнее Терва.
На Либавском направлении, в 75 в. юго-восточнее Либавы, красные латышские части заняли мызу Шрунден.
На Западном фронте
Красные литовские части заняли Торокое, в 18 вер. западнее Вилькомира.
Южный фронт
На Калачевском направлении наши части вновь продвинулись вперед на 10-15 верст и заняли Н. Криуши и Краснополье, в 30 вер. северо-восточнее Калача.
В Новохоперском районе ими захвачено 12 легких орудий.
В Камышинском районе, в 60 верстах юго-западнее Камышина, на нашу сторону перешли 150 человек противника.
В Царицынском районе, в 10 верстах западнее Царицына, атака противника на Разгуляевку отбита. Южнее наши части, перейдя в наступление, заняли хутор Теплые Воды. Два броневых поезда противника разбиты.
На Кавказе
Противник значительными силами перешел в наступление со стороны Ставрополя в общем направлении на Святой Крест. Наши части, оказывая упорное сопротивление, разбили в районе Георгиевска кавалерийскую дивизию противника причем захвачено 200 пленных и трофеи.
Восточный фронт
Между Уральском и Оренбургом наши войска местами достигли р. Урала.
В Стерлитамак-Оренбургском направлении ими занято несколько селений в 70 вер. северо-восточнее Оренбурга.
В 70 вер. северо-восточне Уфы нами взяты Красный Яр, Нов. и Стар. Бюричево.
На Кунгурском направлении с боя занято несколько селений в 25-ти вер. южнее Кунгура.
В стане сибирской контрреволюции
„Беднота" от 24 января пишет:
„В Сибири творится такая путаница, что черт ногу сломает.
Генерал Семенов, командир белогвардейских казачьих банд, пошел против диктатора—адмирала Колчака и собирается ему объявить настоящую войну.
Члены „временного правительства"—учредилки—Авксентьев, Аргунов и Зензинов, арестованные Колчаком, освобождены американскими войсками, прибывшими в Сибирь.
Французский министр Пишон заявил, что новое сибирское правительство („колчаковское") будет признано не ранее, чем проявит свою „мощность и работоспособность".
Японцы на просьбу Колчака о помощи ответили, что он получит войска только тогда, когда, союзники „окончательно признают сибирскую диктатуру Колчака". А до тех пор они де, мол, не будут только мешать ему. Вся помощь союзников, которую они когда-то обещали, оказалась пустым звуком.
Они ничего не привезли в Сибирь, а наоборот, все время отправляют отсюда целые поезда, груженые сырьем.
Японские войска будут уведены обратно и не может быть никакой речи о поддержке белогвардейских банд, которые, кстати сказать, уже стали грызться между собой (ссора Семенова с Колчаком).
Учредиловцы разогнаны и теперь их можно считать не существующими. Сибирская „директория" (колчаковское правительство) проявляет растерянность, видя, что скоро, быть может, придется сражаться против нового врага, своего бывшего подчиненного ген. Семенова. В различных городах кучки белогвардейцев-офицеров пытались устраивать демонстрации в пользу создания в Сибири монархии, но все безуспешно.
В Красноярске на вечере в честь прибивших англичан музыка играла „Боже царя храни", а не вставшего при этом депутата Казанцева группа офицеров осыпала оскорблениями. Народ не обращает никакого внимания на агитацию монархистов. Большевистское настроение среди крестьян и рабочих растет. Да и неудивительно: они знают, что их спасти может только Советская власть. Экономическая разруха увеличивается, цены на продукты растут неимоверно.
Жизнь в Сибири становится невыносимой. Даже меньшевистская газета «Голос Рабочего» (№ 219, от 26 декабря) пишет, что «страна задыхается в удушающей атмосфере насилий. Председатель теперешнего сибирского правительства Вологодский сказал представителям томской печати, что «в настоящее время страна наша управляется эксцессами (насилием), которые не могут быть терпимы далее. Необходимо устранить эту ненормальность и ввести жизнь в более правильные условия, так как порками и расстрелами невозможно установить прочного порядка».
Сибирское „правительство" признало „верховную" власть Колчака
ПАРИЖ, 24 января (РОСТА). Радио Агентство Гаваса сообщает из Омска, что после отъезда Авксентьева в сибирском правительстве произошли перемены. В составе его членов находятся 2 социалиста-революционера: Вологодский и Саренкевич, демократы Шумиловский, Петров и Градьяно, 2 народных социалиста: Зиферов и профессор Новоборевский и один внепартийный социалист Шавлов.
Генерал Колчак признан сибирским правительством как глава верховной власти, ему подчинена вся армия и он имеет право принимать все меры для водворения порядка и спокойствия. Проекты законов и декретов, принятых в совете министров утверждаются верховным начальником и скрепляются президентом совета министров. В случае болезни или смерти верховного начальника власть переходит к совету министров.
Успехи красных войск под Шенкурском
ВЕЛЬСК, 24-1. При занятии Усть-поденской волости произошел бой. У белых отбито два орудия. Волость очищена. Белые отступили. Последние дни на Шенкурском фронте идут упорные бои. Белые, не выдержав напора, отступают. Настроение наших частей хорошее. По полученным частным сведениям Шенкурск горит. Наши отряды находятся в нескольких верстах. Белые бегут.
(Роста).
Оперативная сводка штаба верховного главнокомандующего
Стерлитамакское направление
Наши части на всем фронте перешли в наступление.
Юго-Западная армия
После упорных боев наши части оставили Оренбург. Мы заняли позиции несколько восточнее города по линии Ташкентской жел. дороги.
ОМСК. 24 января. (РТА) Оперативная сводка штаба верховного главнокомандующего сообщает, что в виду сосредоточения против оренбургской армии превосходящих сил красных, дабы избежать поражения армии по частям, оренбургская армия отведена генералом Дутовым на линию восточнее Стерлитамака.
Противобольшевистское восстание в Ташкенте
ОМСК. 24 января. (РТА). Из Ташкента в Москву сообщают радио, что в ночь с 18 января на 19 янв. вспыхнуло восстание в Ташкенте. Руководитель заговора бывший военный комиссар Осипов увлек за собой два полка, полевую батарею и кавалерийский эскадрон и прервал сообщение Ташкента с фронтом. Члены советского ташкентского правительства убиты. Восставшими были выпущены воззвания к населению о свержении советской власти и установлении военной диктатуры до созыва Учредительного Собрания. Дальнейшая судьба восстания неизвестна.
Сибирская жизнь 1919 № 14 (26 января)
Еще по теме
|