
Телеграммы
(Информационного бюро при зап.-сиб. комиссариате)
На фронтах
Взятие Красноярска
Штаб средне-сибирского правительства. 20 июня.
Уполномоченный сибирского правительства Фомин из Ачинска сообщает, что после взятия Суслова, после удачного движения неприятель разбит наголову и в беспорядке бежал. Взято в плен более 500 человек и военная добыча. По дороге неприятель разрушал мосты и полотно, но вследствие поспешного бегства серьезных повреждений сделать не удалось, а мост через Чулым около Ачинска, благодаря заранее принятым мерам, остался цел.
Сегодня в 2 часа петроградского времени прибыл в Ачинск военный поезд, который идет вслед за головным отрядом. Красноярск взят нашими отрядами без участия чехословаков. Два часа тому назад нами занята последняя часть красноярского военного городка. Большевики с красногвардейцами сели на пароходы и поплыли вниз по Енисею. Соответствующие меры приняты.
Сейчас сдался без боя последний около Красноярска отряд советских войск под начальством Дубровинского. Командующий советскими войсками Маркевский ранен в бою, но успел скрыться. Власть в Красноярске приняли губернские комиссары сибирского правительства в составе Крутовского, Кузьмина, Доценко и Оверного. Бежавшие с мариинского фронта и из Ачинска советские войска не успели доехать до Красноярска и заявили о сдаче оружия. Чехословацкие эшелоны с востока уже вблизи Красноярска.
Капитан Иванович.
Взятие Бийска
ШТАБ КОРПУСА СРЕДНЕЙ СИБИРИ. 20 июня. Бийск занят правительственными войсками без боя.
Дежурный штаб-офицер корпуса Средней Сибири Иванов.
КУДА БЕЖАЛИ БОЛЬШЕВИКИ
Часть рассеянных большевистских войск бежала по направлению к Кустанаю, часть к Верхнеуральску и часть к Орску. Председатель совдепа Свечников и его товарищ Апельбаум тоже бежали. Часть комиссаров арестована. Но по сведениям от 20 июня Апельбаум и Свечников пойманы на Черной речке.
ВОЗВРАЩЕНИЕ КРАСНОАРМЕЙЦЕВ
19 и 20 в Троицк возвратились многие бежавшие красноармейцы. Они явились к начальнику гарнизона есаулу Смирных и сознались, что были в красной армии по набору или по мобилизации.
РАССКАЗЫ ЖИТЕЛЕЙ О БОЛЬШЕВИСТСКИХ УЖАСАХ
При разговоре со мною все жители категорически заявляли, что теперь для них только и пришла свобода, что чехословацкия войска для них «братья — избавители». Большевиков они называют не иначе как только «извергами — каинами».
— «Что вздумают, то и забирают», жаловался мне один башкирянин: «настоящие разбойники».
— «А ко мне, передает другой: на крышу пулемет поставили. А крыша у меня соломой покрыта. Я им и говорю: провалитесь вы. Они на меня набросились, арестовать хотели. Жена, дети заплакали, тогда только и ушли. Чего я им сказал худого? Их же предупредил».
И таких рассказов масса.
Интересно отметить, что на окраине города у всех домов вывешены белые флаги.
Спрашиваю одного из встреченных:
— Зачем эти белые флаги?
— А чтобы никто не стрелял в нас. Мы мирные жители.
Многочисленные бои под Троицком научили оказывается жителей многим военным обычаям.
ТОРЖЕСТВЕННЫЕ ПОХОРОНЫ ЖЕРТВ БОЛЬШЕВИСТСКОГО ЗВЕРСТВА
20 июня состоялись торжественные похороны героев-мучеников, жертв большевистского зверства. В 10 часов утра была отслужена лития, в 12 ч. торжественная процессия, сопровождаемая всеми жителями города, направилась к монастырскому кладбищу. Настроение было у всех приподнятое. У многих на лицах виднелись слезы. Особенное настроение вызвали речи представителей различных общественных организаций.
Так, напр., выступали представители от железнодорожных организаций, от городского самоуправления, от мусульман, от голодающих губ.
При звуках музыки «Коль Славен», салютной пальбе гробы были опущены в общую братскую могилу.
Мир вашему праху народные герои, погибшие во имя великой идеи народоправства.
"Власть Народа", 23 июня 1918 г.
На внутренних фронтах
На Урало-Оренбургском фронте наши войска, тесня контрреволюционную банду, успешно продвигаются к Уральску. Чехословаки, заняв Сызрань, двигаются большими силами, совместно с казаками и белогвардейцами на Кузнецк и Пензу.
Известие о занятии чехословаками Пензы—неверно.
В районе ст. Уфалей наши отряды, укрепившись в занятых позициях, продвигаются вперед. У ней несколько дней длится сражение между нами и белогвардейцами в направлении на Тагил—Невьянский завод. У противника действуют здесь четыре броневика и один броневой поезд, а в районе Красноуфимска 2000 казаков и башкир, поддержанных чехословаками. В Уральске арестовано много казаков и большевиков. Бандами противника учиняется насилие над местным населением.
На Кубанско-Черноморском участке без перемен.
В Воронежском районе
Происходили бои между нашими и немецкими войсками. В Валуйском направлении немцы отходят к Валуйкам. Ст. Алексиково в руках немцев и контрреволюционеров.
На Царицинском участке
Нами снова занята ст. Кривомуздинская.
На Ростовском направлении
Нами восстановлено ж.-д. сообщение до ст. Евстратовки.
В районе Повсирно противник ведет наступление.
В Самаре
Как выясняется Самара была занята чехословаками в результате напряженных двухдневных боев, стоящих противнику огромных потерь. Закабалившиеся в один момент чехословаки прислали делегацию, чтоб предложить заключить перемирие. Оно было бы заключено, но руководившие отрядами противника русские офицеры категорически требовали взятия Самары и свержения Советской власти. К тому же была направлена агитация правых эсеров подготовлявших «идейную» почву для новой власти. При занятии Самары беспощадно расстреливались Советские работники.
Советские войска, самоотверженно дравшиеся отошли к станции Кинель, частью были отправлены вверх по Волге. (Б. П.)
Известия Вологодского губ. исполкома раб., крест. (красноарм.) деп. 1918 № 130, 23 (10) июня
Выступление против Советской власти
МОСКВА, 20 июня (АПС). По сообщениям из Тамбова, 17 июня в Тамбове правые эс-эры и прочие контрреволюционеры вызвали из уездов бывших офицеров и кулаков для свержения Советской власти. Совет был застигнут врасплох. Белогвардейцы захватили совет, арестовали членов исполкома, военного комиссара Балагуева, захватили оружие и восстановили старую буржуазную думу.
Подоспели красногвардейцы, вступили с ними в бой, разбили их и освободили арестованных товарищей, часть которых была уже приговорена к расстрелу. Среди приговоренных к смертной казни был товарищ Балагуев. По освобождении наших товарищей, красноармейцам удалось часть кулаков арестовать, остальных разогнать. Белогвардейцы разбежались по деревням. Советской властью приняты энергичные меры. Посланы отряды верных совету войск для беспощадной расправы с белогвардейцами, кулаками и прочими врагами рабочего класса.
Водворяется порядок
ТАМБОВ, 20 июня (АПС). Благодаря оставшимся верными Советской власти красноармейцам, в Тамбове водворяется порядок. Арестованные члены совета выпущены на свободу. Идут аресты и разоружения контрреволюционеров, главари которых бежали.
Мятеж идет на убыль
Командующий урало-сибирским фронтом Берзин телеграфирует:
„Железной рукой диктатуры пролетариата устанавливается порядок в Екатеринбурге и на всем севере Урала и сибирском фронте. Приняты самые решительные меры против разных отдельных контрреволюционных вспышек, которыми руководят меньшевики, правые эс-эры и белогвардейские кулаки. Все ответственные партийные товарищи-коммунисты и левые эс-эры работают на местах, организуя пролетариат для решительной борьбы с контрреволюцией.
Сегодня за шпионаж на фронте расстрелян один железнодорожник; около Невьянского завода в Екатеринбурге арестован целый ряд заговорщиков против Советской власти. Туда же прибыл 6-й латышский полк с двумя батареями, ожидаются матросы с морскими орудиями и броневые катера. Пощады не будет врагам рабоче крестьянского правительства. Пуст знают все о беспощадности пролетариата в классовой борьбе".
Северная коммуна 1918 № 018 - 22 (9) июня
Еще по теме
|