
Крестьяне о чехословаках
ПЕНЗА, 19 июня. В связи с продвижением чехословаков, крестьяне на закончившемся уездном съезде советов заявляли, что они не отдадут революции и земли без боя. Делегаты решили разъезжаться и формировать отряды для защиты революции. Настроение разъезжающихся делегатов приподнятое.
На внутренних фронтах
В Новозыбковском районе немцы нарушили демаркационную линию, заняв деревню Столбучи-Берхлетье.
Воронежский район. Немцы отходят к Валуйкам.
Урало-оренбургский фронт. Имеются подтвержденные сведения об аресте в Уральске казаков-большевиков. Наши части успешно продвигаются к Уральску.
Западный чехословацкий фронт. По сообщению из Кузнецка, чехословаки заняли Сызрань, двигаются большими силами совместно с казаками и белогвардейцами на Кузнецк и Пензу. Сведения о занятии чехословаками Пензы не подтверждаются.
На воронежском фронте
Московской газете «Новости Дня» сообщают из Воронежа:
«По последним сведениям, немцы стремительной атакой продвинулись вперед на 80 верст. Конечным пунктом занятой линии является станция Евстраховка. Советские части, под натиском превосходных сил противника, отступили, взорвав мост через реку Калитву.
На следующий день наступление прекратилось. Немцы очистили станцию Евстраховку и расположились в селе Россошь, богатой хлебной местности Острогожского уезда.
Советские части продолжают продвигаться вперед».
Кровавая победа
КОПЕНГАГЕН, 19 июня. В Берлине с фронта армии ген. Эйхгорна, оперирующей на Украине, получен следующий телеграфный рапорт ген. Кноерцера:
«Доношу вашему превосходительству о победе, одержанной моими войсками у Таганрога. Мои батальоны, эскадроны и батареи уничтожили войска красногвардейцев, которыми командовал чешский офицер.
Этот красногвардейский отряд, силою до 10 000 штыков, прибыл 10 июня из Эйска и высадился под Таганрогом, пытаясь овладеть им.
До настоящего времени насчитано 3.000 убитых красногвардейцев, не считая утонувших во время бегства. Потери наших войск незначительны».
На Дону
Борьба с казаками
ВОРОНЕЖ, 19 июня. Штаб советских войск, оперирующих против восставших донцов, находится в Алексивске.
Руководители советских отрядов решили, прежде всего, двинуться по направлению к Урюпино, полагая, что со взятием этой станции будет ликвидирована возможность дальнейшего продвижения донцов.
Разоружение
ВОРОНЕЖ, 19 июня. Вчера в городе разоружен курземский полк.
Дело народа 1918, № 049 (21 (8) июня)
На фронтах
ОМСК. 19 июня. Барнаульский фронт. На семипалатинском направлении наши части прошли станцию Кадминскую; отступающим противник сжигает жел.-дор. мосты, которые нами спешно восстанавливаются.
На бийском направлении нами занято село и пристань Устъ-Чарышская. На железной дороге наши части находятся перед станцией Баюново; продвижение задерживается попорченными мостами.
Ишимское направление.—На 34 разъезде к северу от Ишима показался поезд противника, но быстро ушел обратно.
ОМСК. 19 июня. 18 час. Мариинский фронт. Наши части продвинулись вперед и заняли станцию Боготол.
Барнаульский фронт. В семипалатинском направлении железнодорожные мосты и полотно, испорченные противником при отступлении,—исправлены. На бийском направлении отход противника продолжается. На реке Томи, в районе Щеглово, нашими частями разбит отряд красногвардейцев, оставивший в наших руках четыре парохода, 80 пленных, 13 раненых и 35 убитых. У на потерь нет. На тюкалинском направлении под натиском наших частей отряд красногвардейцев-мадьяр силою до 250 человек, переправившись через реку Ишим в районе деревни Ощепковой, где к ним присоединилось еще 100 человек, продолжает отходить к северу на Гогопуганское и слоб. Вакуловския. Капитан Жиряков.
ЧЕЛЯБИНСК. 19 июня. 6 час. 30 мин. Утренняя сводка штаба чешско-словацкого корпуса о действиях против советских войск за 18 июня.
По только что полученным сведениям, сегодня утром нашими частями взят с боя город и станция Троицк. Захвачено несколько паровозов, автомобилей, пулеметов и много другой военной добычи. Наши потери ничтожны. Противник преследуется.
Старший адъютант оперативной части штабс-капитан Фука.
МАРИИНСК. 19 июня. При прорыве мариинского фронта забрано: 2 пушки, 120 снарядов, 7 пулеметов, 18000 патронов; много винтовок, около 600 пленных, несколько повозок ручных гранат и другого снаряжения. Мы продвинулись вперед и забрали ст. Боготол.
БОЙ 18 ИЮНЯ
Чехословаки начали наступать на Троицк с северной его стороны в 2 часа ночи 18 июня. Заняв выгодное исходное положение они двинулись к городу двумя цепями. Первая цепь, или как называется в русской тактике «специальная волна» состояла из ударного батальона, все люди которого были вооружены ручными гранатами.
С мужеством и твердостью духа они словно на параде размерным ровным шагом двинулись на большевистские банды, сидевшие в окопах. Красноармейцы не выдержали этого твердого непоколебимого натиска, силы духа, и все повыскакали из окопов и на окраинах города, из-за домов, заборов и т д. открыли ружейный и пулеметный огонь. Но сильным ударом были выбиты из-за домов.
Красноармейцы в паническом бегстве рассеялись по всем направлениям. Им удалось спасти только три орудия. Остальные орудия они оставили на позициях, а часть застряла при бегстве в реке Увельке.
Убитых красноармейцев было подобрано около пятисот человек. О числе их безвестно погибших может характеризовать напр., такое воззвание от 19 июня восстановленной городской управы:
«На берегах Уя и Увельки в черте города обнаружена масса трупов людей и скота, почему вода в этих реках безусловно заражена и к употреблению негодна. Предлагается воздержаться от употребления речной воды впредь до прихода берегов этих рек в благополучное санитарное состояние».
Занятие Сызрани чехословаками
ПЕНЗА, 19 июня. Сызрань занята подошедшими из Самары отрядами белогвардейцев и чехословаков. Советские войска отошли на значительное расстояние от города. Приехавшие из Сызрани сообщают, что в понедельник чехов в городе еще не было. Местные правые эсеры и белогвардейцы опираясь на подонки общества и пьяную толпу обывателей свергли совет; избивали большевиков, организовали контрреволюционное выступление.
Приехавшие из Сызрани в Пензу рассказывают следующие подробности событий. В воскресенье 15 июня, после распоряжения командующего фронтом Мясникова об эвакуации Сызрани, хулиганы разгромили винный склад, после чего рассеялись по городу, наводя на население панику. Этим воспользовались соглашатели и в контакте с буржуазией за ночь организовали белую гвардию, состоящую из лавочников, железнодорожного начальства и темных элементов. Утром эта белая гвардия, главными организаторами которой явились податной инспектор и правый эсер Красильников, осадила комиссариаты, гостиницу «Европа», требуя выдачи советских деятелей.
Новые зверства белогвардейцев
Все еще не перестают приходить к нам сведения о самой изысканной жестокости белых. Недавно в Котке ночью были расстреляны 7 красногвардейцев, которых палачи заставили днем вырыть свои собственные могилы. В Куоленманъерви (недалеко от Териок) был расстрелян один рабочий. Двое его сыновей—11 и 8 лет, видя, как убита горем их мать, сказали, что отомстят за отца белогвардейцам. Эти слова подслушала одна старуха, которая сочла своим гражданским долгом донести на детей в штаб белой гвардии. Оба мальчика были расстреляны.
В Уси-Кирка и Куоленманъерви имели место новые расстрелы пленных группами по 5—15 человек. Там, между прочим, произошел следующий ужасный случай. Из трех расстрелянных красногвардейцев один не умер тотчас. Белогвардейцы, желая добить его, стали его так бить ружьем, что мозг вытек из головы. Несмотря на это, несчастный все не умирал. Палачи бросили свою жертву среди страшнейших страдании, несмотря на самые душу раздирающие крики и стоны несчастного. Мимо, по дороге проезжал случайно его знакомый, к которому он обратился с просьбой о помощи, но бывший приятель не осмелился помочь ему. Наконец, измученный палачами несчастный умер. Подобных случаев история подавления революции в Финляндии знает множество.
В Карелии расстреляно много красногвардейцев, а также и рабочих совершенно не причастных к красной гвардии. Там, между прочим, были расстреляны два заведующих кооперативными лавками.
Огромнейшей ошибкой было бы думать, что такие зверства совершались только где-то в глуши Финляндии без ведома законного правительства. В Гельсингфорсе, как известно, к пленным применялись самые утонченные пытки. Недавно в Гельсингфорсе везли на повозке на казнь заключенных красногвардейцев, которых только что перед тем пытали так, что они издавали нечеловеческие крики и бились в ужасе о стены и дверь своей „кареты". Одна женщина на улице осмелилась громко заметить, почему их убивают не сразу. За такое преступление она была моментально арестована. По словам финляндских газет, в Свеаборге недавно был расстрелян студент Эрик Борг, второй сын недавно скончавшегося в Петрограде товарища Вальтера Борга.
Северная коммуна 1918 № 017, 21 июня
Еще по теме
|