Форт Ино после взрыва
За день
Форт Ино взорван по приказанию коменданта кронштадтской крепости. Взрыв вызван категорическим требованием белогвардейцев очистить форт от русских войск.
В ответной ноте германское правительство заявляет, что стоит на почве брестского мира и не питает никаких агрессивных действий в отношении России. Для окончательного выяснения положения нота предполагает дополнительные переговоры.
Телеграмма Иоффе подтверждает заверения ноты и сообщает, что дальнейшего продвижения германских войск не будет. Роль Германии на Украине и в Финляндии закончена. Вопрос о форте Ино должен решиться при мирных переговорах с Финляндией.
Постановлением совета народных комиссаров, в 12 часов ночи 15 мая часовая стрелка в Петрограде передвигается на 1 ч. 30 м. вперед.
Разработан проект организации советов; избирательное право предоставлено всем, не польэующимся наемным трудом в целях извлечения прибылей.
В Рыльском уезде продолжаются столкновения крестьян с германскими отрядами.
Ген. Зйхгорн издал новый приказ об обсеменении крестьянами полей, угрожая за неисполнение смертной казнью.
Ж.-д. линия Лихая—Царицын занята корниловскими отрядами.
Уральские казаки наступают в Поволжье.
Продвижение немцев
«Новости Дня» сообщают, что в течение двух дней после взятия Севастополя германцы заняли все побережье до Феодосии включительно на протяжении свыше 150 верст. Немцы захватили также и весь черноморский флот, не успевший уйти в Новороссийск. В настоящее время боевые столкновения происходят в самой восточной части полуострова - к Керчи.
В Финляндии
Жертвы красно-белой войны
Война закончилась, и стороны приступили к подсчету понесенных потерь. Белогвардейцы свои потери уже привели в известность.
По подсчетам Красного Креста, за все время гражданской войны белогвардейцы потеряли 9654 убитыми, 23017 ранеными и 3119 пропавшими без вести.
Потери красногвардейцев еще не выяснены—отчасти потому, что их организации разгромлены, отчасти же из-за того, что с их стороны жертвы не прекращаются—об этом заботятся упоенные победами новые власти, продолжающие чинить неистовую расправу над поверженным противником.
На Дальнем Востоке
(По телефону из Москвы)
Адмирал Колчак—диктатор
«Новостям Дня» сообщают из Красноярска, что адмирал Колчак провозглашен делегатами семеновского отряда главнокомандующим тихоокеанским флотом и диктатором занятых областей.
Передают, что семеновские отряды получают денежную поддержку от группы сибирских финансистов, находящихся в Манчжурии.
По последним сведениям, адмирал Колчак принял предложение семеновцев и дал клятву, что будет «смиренно выполнять волю русского народа».
Дело народа 1918, № 042 (15 (2) мая)
Взрыв форта Ино
Официальное сообщение
Вчера, в 11 час. 30 мин. ночи, после трехкратного категорического настаивания финских белогвардейцев на очищении русскими войсками форта, последний взорван по приказанию коменданта кронштадтской крепости.
Гарнизон эвакуирован.
Взрывом форт уничтожен. Боевых столкновений не было.
Военный совет северного участка и петроградского района немедленно приступил к выяснению всех обстоятельств, следствием которых явился взрыв форта.
***
Вчера утром из Гельсингфорса в Петроград пришли канонерская лодка «Грозящий» и миноносец «Сильный». У «Сильного» повреждены машины и путь между Гельсингфорсом и Петроградом он сделал на буксире у «Грозящего».
Между прочим, оба эти судна были свидетелями взрывов на форте Ино: они проходили мимо форта как раз в тот момент, когда, на основании приказа коменданта кронштадтской крепости, форт разрушался.
Сначала над фортом показался столб пламени, а затем раздалось несколько, как показалось команде судов, орудийных залпов. Только потом выснилось, что это была не стрельба, а взрывы укреплений форта.
Матросы утверждают, что между ними и немецкими матросами начали налаживаться вполне товарищеские отношения. Втихомолку от своего начальства, германцы-матросы приходили на оставшиеся в Гельсингфорсе русские суда и проводили время в дружеской беседе, насколько позволяло обоюдное незнание языка.
Германское командование, опасаясь «русской заразы», строжайше запретило всякое общение между своими матросами и командами наших судов.
Сочувственное отношение немцев-матросов к русским выражалось подчас в том, что они содействовали побегу арестованных русских, которых им передавали для сопровождения в тюрьмы.
Дело народа 1918, № 043 (16 (3) мая)
К взрыву Форта Ино
Комиссар по иностранным делами отправил в Берлин Иоффе телеграмму следующего содержания:
«Сегодня, 15-го мая, утром, Мирбах уведомил нас, что, по полученным германским правительством сведениям, батареи форта Ино 11-го мая обстреляли финляндские войска, а также, что, в разрез с мирным брестским договором, у форта Ино стоит русский крейсер.
По наведенным нами справкам выяснилось, что решительно никакого обстрела финских войск не было с форта Ино. За обстрел мог быть принят происшедший взрыв на форте.
Под влиянием ультиматума, предъявленного финскими белогвардейцами о сдаче форта, несмотря на то, что переговоры еще не закончены, коменданту форта Ино в этом тяжелом положении не оставалось другого исхода, как взорвать форт и имевшиеся там запасы. Крейсер «Олег» стоял около форта для того, чтобы принять на борт команду форта, в случае его сдачи. После полученного протеста крейсер удалился».
Дело народа 1918, № 044 (17 (4) мая)
Россия и Япония
Последнее время, в связи с дальневосточными делами, в японской прессе оживленно обсуждаются перспективы японского вмешательства в сибирские дела.
Токийские газеты указывают на три возможности для Японии. Япония может спокойно выжидать, пока Сибирь не захвачена еще германцами. Второй план—немедленное занятие японцами всего Сибирского пути. Наконец, более решительным выходом из создавшегося положения является немедленное вмешательство Японии и занятие ею Сибири.
Многие японские газеты полагают, что вмешательство Японии будет встречено одобрительно всеми русскими патриотами, которые отлично знают, что только Япония, в данный момент, может поддержать Россию против Германии. Японцы полагают, что к японской армии, высадившейся в Сибири, массами будут присоединяться представители интеллигенции и сознательных слоев народа.
«Если Япония будет медлить,—говорит газета «Емиури»,—то русские средние классы в отчаянии обратятся за помощью к Германии с целью побороть царящую в России анархию».
Япония и Сибирская жел. дор.
Японская печать, обсуждая значение Сибирской жел. дор. при оккупации Сибири, указывает на следующие мотивы занятия японцами Сибирского пути.
Великий Сибирский путь у станции Каруимская разветвляется на линии амурскую и восточно-китайскую. Расстояние от Харбина до Каруимской составляет 1,227 верст, от Каруимской до Иркутска— 1,070 верст. Если союзники пожелают предупредить приближение германцев к Тихому океану, им необходимо занять Сибирскую жел. дорогу до Каруимской. В случае более решительного выступления союзников в Сибири им придется занять, по крайней мере, весь Сибирский путь до Иркутска. Занятие всей Сибирской линии до Урала считается в японской прессе почти невозможным.
Соглашение с Германией возможно
Комиссар по иностранным делам Чичерин в радиотелеграмме, обращенной к советскому представителю в Берлине Иоффе, высказал следующие соображения об экономическом соглашении между Россией и Германией:
«Главный, основной, сложнейший вопрос в наших отношениях с Германией есть применение к ней нашей экономической политики. Как выразился Ритцлер, наш экономический строй и германский—это огонь и вода. Считаем удовлетворительное соглашение для обоих вполне возможным. Мирбах и Ритцлер только здесь начали понимать положение. Живя в Берлине, не понять его! Поэтому только здесь, в Москве, работы комиссии об экономическом соглашении могут привести к практическим результатам».
Дело народа 1918, № 044 (17 (4) мая)
Еще по теме
|