Все советы прапрабабушки взяты из старых газет и журналов.
Обращаю Ваше внимание на то, что все предлагаемые советы и рекомендации основаны на взглядах того далекого времени. Прежде, чем принимать их к исполнению, рекомендую хорошенько подумать и посоветоваться со специалистами.
Всем известно, что неуспешность в школе часто зависит от специализации вкусов и способностей, благодаря которым ребенок является неспособным именно к школьным занятиям; никакие старания не ведут ни к чему, но из того, что ребенок идет одним из последних по классу, вовсе еще не следует, что он безнадежно ленив.
Неуспешность эта может зависеть от разных причин, и эпитет «ленивый» недопустим там, где является временное ослабление старательности.
Ведь, право же, незанятно зубрить грамматические правила, решать задачи, писать диктовки и, я думаю, мало найдется таких детей, которые готовят уроки без сопротивления, хотя бы скрытого. Нужно заставить себя учиться, а некоторые совершенно на это неспособны, если они предоставлены самим себе или если им не грозит наказание; однако, этот полезный страх который некоторыми признается за начало мудрости, не всегда помогает от лени.
Чтобы справиться с этим пороком, нужно прежде всего отыскать причины, которыя далеко не всегда вытекают из самой природы ребенка.
Иногда замечается некоторое ухудшение в занятиях, которое может зависеть от физической усталости, от чересчур сильного роста, от дурных гигиенических условий, отражающихся на общем состоянии; иногда ученик падает духом от дурной отметки, от неудавшегося сочинения и, будучи по природе вовсе не ленивым, становится небрежным, рассеянным, невнимательным, как настоящий дурной ученик.
Но, кроме этого, конечно, бывают и прирожденные лентяи. т. е. такие, которые пассуют перед всяким усилием, в какой бы форме оно ни проявлялось; отсюда — постоянное стремление увильнуть от всякой работы.
К «случайным ленивцам» наказания можно применять с большой осторожностью, а главное—со смыслом. Прежде чем строго наказать ученика, обычно трудолюбивого, и учителя, и родители должны хорошенько исследовать, насколько он виновен. К чему поведет строгость, если ребенок ослаб?
По наружности еще нельзя судить о действительном здоровье и медицинское исследование в этих случаях иногда обнаруживает такие скрытые дефекты в организме ребенка, что это безусловно отражается на занятиях.
Если ученик упал духом, то порицание будет не у места, выговоры не вернут ему охоты учиться. Тут придется обратиться к чувствительности ребенка; нравственная поддержка в этих случаях особенно много значит, и для подъема духа и уверенности в себе нашему «разочарованному» больше всего нужна любовь, нравственная поддержка и утешение.
Отбросьте ка кроткое обращение, попробуйте действовать только строгими мерами— и вы ничего хорошего не добьетесь в данном случае.
Но вот перед нами более серьезная лень, лень закоренелая, о которую одинаково разбиваются и строгость, и кротость. Помимо дурной привычки чему можно ее приписать? Слишком снисходительные мамаши, спросите об этом вашу совесть. Может быть, от излишней нежности, а может, и по беспечности вы оберегали вашего ребенка от всякой необходимости самому потрудиться. Вы не заставляли его заучивать маленькие стихотворения, петь песенки, убирать к месту и играть в такие игры, которые требуют внимания и терпения, разбирать буквы, срисовывать их,—словом, вы не пытались выработать привычку к труду, этим вы пренебрегли.
Ребенок рос в праздности до самого поступления в школу, а затем и там вы продолжали делать за него его домашние работы и, вместо того, чтобы объяснить ему, как нужно заниматься, и заинтересовать его этим трудом, вы, чтоб только избавиться от всяких объяснений, попросту работали за него сами.
Или, может быть, будучи поглощены вашими личными обязанностями или условиями светской жизни, вы просто не интересовались его занятиями: ребенок ходит в школу и этого достаточно; ни успехи, ни неудачи его не вносили ни радости, ни огорчения в семью. Учитель, который наказывал, делался врагом, самолюбие пропадало и вместе с ним пропадало и чувство соревнования, и ваш ребенок причислялся к разряду «лентяев», и это слабоволие отзовется не только на школьных занятиях, но и дальше на всех обстоятельствах жизни.
И вот, все эти маленькие, второстепенные причины дают в результате такое большое зло. Следовательно, прежде всего нужно выработать известные привычки, которые должны настолько вкорениться, что в состоянии будут победить дурной инстинкт.
Поэтому самое важное, это—регулярность во времени; если ребенок будет заниматься урывками и в разное время, у него никогда не выработается сознания необходимости труда. Но он не станет отлынивать от дела, если он будет знать, что в таком-то часу, несмотря ни на что, он должен сделать заданный ему урок и что ему придется его переделывать, пока он не сделает его хорошо.
Если тот, кто требует, проявляет постоянно неуклонную волю, то тот, кто слушается, приобретает доверие к своим стараниям.
Все дело воспитания зависит от личности родителей и учителей, и оно будет тем успешнее, чем эти люди будут сильнее проникнуты чувством долга. В борьбе с ленью вразумления и рассуждения не всегда будут подходящими средствами, часто требование и приказание являются необходимыми.
Нужно довести ребенка до того, чтобы он поступал известным образом; нужно, чтоб это постоянно повторялось, вошло в систему, вошло бы, так сказать, в плоть и кровь; пока не будет привычки, не будет и хороших результатов.
Пользуясь наклонностями, вкусами, даже любопытством детей, вы можете многого добиться; позднее при помощи более сложного нравственного воспитания вы будете влиять на его чувства, но к этому времени нужно постараться вырвать плевелы, которые могут заглушить доброе семя.
Еще по теме
|