Все советы прапрабабушки взяты из старых газет и журналов.
Обращаю Ваше внимание на то, что все предлагаемые советы и рекомендации основаны на взглядах того далекого времени. Прежде, чем принимать их к исполнению, рекомендую хорошенько подумать и посоветоваться со специалистами.
Во всех материалах по старым газетам и журналам сохранена стилистика и орфография того времени (за исключением вышедших из употребления букв старого алфавита).
За и против привычки
Сама по себе привычка является силой. С ее помощью достигается максимум работы, потому что дело, к которому мы привыкли, делается гораздо скорее чем новое, так как привычка упрощает приемы. Достижение цели облегчается, раз оно повторилось не один раз.
Но можно ли согласиться с поэтом утверждавшим: «что привычка—замена счастья»?
Может ли она служить лучшим способом устроить жизнь? и привитие привычек может ли считаться конечной целью воспитания?
Чтобы ответить на этот вопрос, надо рассмотреть роль, какую играет привычка в нашей жизни, и разделить привычки по разным категориям.
Телесные привычки всего легче усваиваются и делаются машинальными даже у самых живых людей. Привычки вставать, одеваться ходить, садиться и т. п. усваиваются бессознательно самыми рассеянными людьми. Многие не изменяют своим привычкам даже и во сне. Постоянный, ежедневный труд, постоянные определенные движения делаются машинальными, т. е. никто не задумывается, как и почему надо сделать то или другое движение.
Выучиться какому-нибудь ремеслу, это не только приобрести специальное знание, но и усвоить приемы, которые явятся уже привычками, и чем искуснее мастер, тем свободнее и ловче он усваивает эти приемы, тем привычнее они для него становятся. Ему не надо думать, как должен он координировать свои движения, чтобы достичь известной в них гармонии. Точно также в спорте, те движения, которые в начале являлись и трудными, и утомительными, когда тело к ним привыкнет, достигаются почти без труда. Это действует и на психику: привычка побеждает утомление, и его перестают при ней чувствовать.
В умственном труде мы встречаемся тоже с явлением, довольно для нас загадочным по способу его усвоения, но которое показывает, что и умственная работа, как только она является привычной, делается и скорее, и легче. Как легко справляются напр. опытные счетчики с длиннейшими счетами способ приобретения таких привычек в умственном труде называется методом. И поэтому мы видим, что для того чтобы достичь благих результатов в известном направлении, основой для его утверждения должен быть подходящий метод. Решение самой простой арифметической задачи очень трудно дается начинающему ребенку, правила этого решения ему известны, но не хватает метода для применения этих правил. Но через несколько времени, обучившись известным приемам, самый неспособный решает задачу без особого труда.
Дети привыкают к известным, в одинаковом порядке поставленным вопросам, и ответы являются для них прямо делом рутины. В вопросах литературы тоже известный метод дает возможность сразу улавливать сущность сочинения, и всякий критик имеет свой метод в оценке литературного труда, что значительно облегчает ему работу. Даже в высшей области науки необходимо привыкнуть к известному методу, и часто изобретатели не достигали успеха, потому что им не хватало опытности и рутинных приемов.
Человеческое существование без привычек немыслимо. Ребенок первые годы жизни проводит в их усваивании. Как только ребенок производит какое-нибудь движение или действие, не задумываясь, не сосредоточивая на нем своей воли и внимания, значит он уже усвоил к нему привычку, и эта привычка является как бы новой способностью дитяти. А между тем сколько таких привычек усвоено им бессознательно, наследственно перешло к нему от предыдущих поколений. Это наблюдается даже у только что родившихся детей.
Можно ли из всего этого заключить, что надо стремиться как к высшему благу, к достижению жизни настолько богатой усвоенными привычками, чтобы не требовалось никаких усилий воли, и чтобы она шла совершенно машинально?
В такой жизни все идет по известному порядку, повторяется безошибочно день за день и можно жить не думая, только подчиняясь привычкам—для ленивых умов это большое облегчение. Но представим себе какую-нибудь неожиданность, внезапную перемену обстановки, появления какой-нибудь опасности, где же мы тогда найдем силы для инициативы, для находчивости, если мы дали заржаветь всем пружинам? Рамка сломалась, и все камни мозаики рассыпались. Застряло маленькое колесико, и вся машина остановилась. Все, что выходит из ряда обычного, нарушает привычный ход вещей, сбивает с метода и вводит в затруднение.
Привычка вечно действовать по известному шаблону уничтожает всякую находчивость, отнимает всю гибкость ума, способность найтись и приспособиться при малейшем уклонении от обычного хода вещей. И в этом еще заключается только практическое неудобство злоупотребления привычкой, а сколько она ведет за собой чисто моральных неудобств?
Человек делается рабом своих привычек: малейшее их нарушение приносить ему страдание, отзывается на его расположении духа, вызывает даже болезненные явления. Переставленная иначе кровать служит причиной мигрени, малейшая перемена в часах приема пищи—также, и так целый день испорчен из-за пустяка.
Такого рода пристрастие к привычкам, может перейти в манию и отравить жизнь, как самому так и окружающим. Утрачивается вся радость бытия, так как теряется способность воспринимать что-нибудь новое, неожиданное, из рамок обыденности, а в этой новизне впечатления, в этой их смене и заключается главная радость жизни. Новое всегда привлекает внимание ребенка, ему весело что-нибудь узнать, познакомиться с новым понятием, усвоить новое знание.
Артисты, художники, (люди, которых практические люди считают большими детьми) ничего так не бояться как утратить эту свежесть впечатлений, и все банальное их пугает, и они даже в обычном явлении стараются найти новые краски, и чего казалось бы обыденнее солнечного восхода или заката, художник сумеет и в них найти что-нибудь новое интересное.
Какое наслаждение испытывают люди в путешествии, именно потому что оно приносить каждый день что-нибудь новое? даже в самых его неудобствах есть радость новизны, и только раб привычек страдает от нарушения их, и это скрывает от него все, что есть хорошего, утешительного и подбадривающего в этой смене впечатления, в возможности забыть хоть на время скучную обыденность.
Теперь мы должны решить вопрос, как же после этого надо относиться к созданию привычек?
Ответ очень прост: привычки должны нам служить, а не мы делаться их рабами.
Надо наблюдать, чтобы они не завладевали нами, не переходили грани, не служили тормозом для нашего развития; надо брать от них только хорошее, способствующее нашему благополучию, и не позволять им отравлять нашу жизнь. Привычка должна являться помощницей в обыденной жизни, но надо тщательно смотреть за тем, чтобы она не выходила из этой служебной рамки. И это относится как к самым скромным потребностям жизни, так и к самым высоким вершинам ее моральной стороны.
А. де-Гурле.
Еще по теме
|