Без сомнения каждому из нас в своей повседневной жизни постоянно приходится пользоваться экипажем, автомобилем и таксомотором. А знаем ли мы правила хорошего тона при пользовании этими достижениями прогресса?
Именно этому чрезвычайно важному вопросу посвящен материал, обнаруженный мною в журнале 100-летней давности "Модный курьер".
Чего требуют приличия при пользовании экипажем.
Экипаж является известным показателем благосостояния, и потому от его владельца мы можем требовать уменья держаться с тактом и с известным знанием тех мелких условностей, которые служат указанием на степень его воспитания.
Как занимать места в экипаже.
—Полагается, что мужчина всегда садится с левой стороны, если в экипаже едет только он и одна дама, и на передней скамейке, если дамы две. Усаживая даму в экипаж, мужчина должен держать шляпу в руке, пока его дама не заняла место. Обращаясь с приказанием к кучеру, он надевает шляпу и садится в экипаж уже в ней.
Дама, если она хозяйка экипажа и предложила его своей знакомой, тоже садится с левой стороны. Если дам несколько, она уступает им заднюю скамейку, а сама садится на передней. Исключение делается только тогда, если гостья много моложе и не может допустить этого.
Нечего и говорить, что если в экипаже две дамы, то кавалер всегда садится на переднюю скамейку, разве что одна из дам молоденькая родственница. Только лица духовного звания или особенно почетные, могут сидеть на задней скамейке в то время как дама должна занять переднюю.
Как садиться в экипаж.
—Если вы входите в экипаж с правой стороны и должны занять заднюю скамейку, то надо входить сперва правой ногой, если же надо садиться на переднюю скамейку, то надо заносить сперва левую ногу. Это удобнее и грациознее.
При выходе из экипажа, мужчина должен поспешить выйти так, чтобы быть в состоянии скорее помочь своей даме, подав ей руку для выхода из экипажа. Дама обязана поступить также, если ея спутница много ея старше, и она хочет оказать ей большое внимание.
Зонтики, палки, должны ставиться у дверцы с той стороны, где сидит мужчина, чтобы они ничем не обеспокоили сидящих дам. Вообще, предлагая гостеприимство в своем экипаже, вы должны смотреть на тех, кто им пользуется, как на своих гостей и оказывать им как можно больше внимания.
Автомобиль.
— Новые экипажи ввели и новые правила. Если сам хозяин автомобиля правит за шофера, то самым почетным местом является место рядом с ним. В случае дурной погоды или пожилых лет гостьи или даже гостя, хозяин, конечно, предлагает занять место в карете, но при этом, чтобы показать, что это внимание, а не невежливость, он подчеркивает, что не смеет предложить место рядом с собой, в виду худой погоды.
Занявший место рядом с шофером в свою очередь не должен его ничем стеснять, не отвлекать внимание праздными вопросами и замечаниями, так как управлять автомобилем не так-то легко и малейшая рассеянность может обойтись очень дорого седокам.
Вообще, чем меньше обращать на себя внимания, тем быть приятнее для шофера.
Избави Бог, например, в случае какой-нибудь поломки или другой неприятности, нервировать и без того взволнованнлго человека замечаниями в роде того: „Я знала, что так будет " или „А как долго это нас задержит?" Ничего нет неприятнее таких замечаний, когда сам только и думаешь, как бы скорее исправить оплошность или несчастную случайность.
Соблюдение этих мелочей сделает вас приятным спутником и оставит самое лучшее впечатление в вашем хозяине.
Таксомотор или извозчик.
— В случае, если вам представится необходимым предложить сопровождать кого-нибудь не в собственном экипаже, а в наемном, надо стараться покончить расчеты с извозчиком или шофером незаметным образом, не привлекая внимания.
Проводив даму до дому, кавалер должен ее высадить и проводить до дверей, чтобы удостовериться, что она благополучно добралась; само собою разумеется, что все ее попытки, уплатить свою долю за экипаж должны быть отклонены, и только при ее явном нежелании обязываться, необходимо повиноваться ее приказанию.
|