nik191 Вторник, 26.11.2024, 11:11
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2013 » Апрель » 13 » Подводные лодки и их роль в войне. Взгляд из 1904 г.
18:24
Подводные лодки и их роль в войне. Взгляд из 1904 г.
 


Подводные лодки в настоящее время являются  составной частью ВМФ разных стран и выполняют ряд важных задач по обеспечению национальных интересов  в Мировом океане. Их рассматривают как систему, предназначенную для размещения стратегического ядерного оружия, ведения наступательных действий с применением торпедного, ракетного и минного оружия против боевых надводных кораблей, ПЛ и транспортов противника.

Произошло значительное расширение районов их боевого применения. Атомные подводные лодки способны практически постоянно находиться под водой. Если до первой мировой войны считалась достаточной 50-метровая глубина погружения, так как позволяла подводной лодке укрыться и не быть обнаруженной противником, то сейчас они способны погружаться на глубины в несколько сотен метров. Атомные подводные лодки намного перекрыли скорость своих дизель-электрических предшественниц.
Значительно снизилась шумность подводных лодок, возросли энерговооруженность, водоизмещение, оснащение их современными техническими средствами  обнаружения и поражения противника.

Сейчас подводные лодки являются мощнейшим средством нападения, сдерживания и противодействия противнику, способными выполнять самостоятельные тактические и стратегические задачи в любой точке мирового океана.

Но так стало сейчас. А какими возможностями обладали подводные лодки в начале прошлого века, какие задачи ставились перед ними в это время?
Попробуем поискать ответ на этот вопрос на страницах "Иллюстрированного приложения к газете Новое время" за январь 1904 г., времени, когда Россия и Япония сошлись в военной схватке на суше и на море.

 

 

 
Подводные лодки.

Дневные минные атаки почти невозможны, и миноносцы пригодны только для ночных действий.

Поэтому, если государство не имеет сильного наступательного флота, состоящего из больших боевых судов (эскадренных броненосцев и броненосных крейсеров) или такой флот его значительно слабее противника, а потому заперт в портах, или уже ослаблен во время предыдущих морских операций, неприятельский флот может днем свободно появляться у берегов, держась лишь вне выстрелов приморских крепостей,—а их так мало,—может днем даже располагаться на якоре в удобных местах, например для погрузки угля, для отдыха команды, наконец может днем, когда цель хорошо видна с больших расстояний, бомбардировать как приморские крепости, так и коммерческие порты.

На ночь же неприятельские эскадры будут уходить далеко в море и найти их миноносцам более чем трудно, да и времени на это у них мало, так как к рассвету они уже должны вернуться назад, чтобы не подвергаться преследованию и истреблению неприятельскими быстроходными крейсерами и истребителями.

Самое лучшее средство не позволить неприятелю все это делать—конечно сильный наступательный флот, но если его по тем или другим причинам нет, очевидно надо иметь возможность атаковать неприятеля минами днем.

Это достижимо только с помощью подводных лодок, которые скрываются под водой, и вот почему в последнее время так усиленно разрабатываются подводные лодки, и все государства начинают их строить. Впереди всех в этом отношении идет Франция, которая теперь уже имеет 34 лодки и скоро будет иметь их больше 60.

К сожалению однако в обществе очень мало распространены правильные представления о подводных лодках и о той роли, которую они могут играть в морской войне. А между тем существует уже большая литература о подводных лодках и хотя авторы, как специалисты дела, иногда несколько увлекаются и, не имея совсем точных данных о результатах испытаний, которые везде держатся в секрете, дают несколько преувеличенные сведения о результатах этих испытаний, но все-таки по этим сочинениям можно достаточно хорошо познакомиться и с устройством и с недостатками подводных лодок.

В обществе еще до сих пор понятие о подводной лодке иногда неразрывно связано с увлекательным романом Жюль-Верна „20,000 верст под водой" и в воображении сейчас же встает знаменитый Наутилус и таинственный и мрачный капитан Немо. Вспоминается, как он ударом своего носа в подводную часть потопил военный корабль ненавистных ему англичан, а попавшие на „Наутилус" французские путешественники через толстое стеклянное окно подсмотрели, как уничтоженный англичанин беспомощно опускался на дно. Они же не раз любовались из окна подводными ландшафтами, а когда „Наутилус" отдыхал, покоясь на морском дне, они надевали водолазные аппараты и делали по морскому дну интересные прогулки.

Поэтому очень распространенным является мнение, что, при могуществе современной техники, так легко построить подводную лодку и так легко на ней плавать и, маневрируя под днищами современных морских чудовищ-броненосцев, истреблять их чуть-что не десятками, и если только еще строить такие броненосцы, то просто по какому-то недоразумению и защищают их только одни застарелые рутинеры.

Ничем иным, как самым поверхностным знакомством с действительными качествами подводных лодок можно объяснить тот поразительный факт, что остальные типы кораблей строятся и совершенствуются специально для того подготовленными морскими корабельными инженерами, за изобретение же и постройку подводных лодок берутся положительно все.

Например в конце прошлого года в германском кораблестроительном техническом обществе было доложено, что „из документов германского морского ведомства видно, что с 1861 года до настоящего времени 181 проект подводных судов предложен был преимущественно лицами, менее всего принадлежащими к судостроительной профессии, а именно: пасторами, учителями, семинаристами, аптекарями,чиновниками сберегательных касс, станционными смотрителями и другими людьми самых мирных призваний".

То же происходило и у нас, и в особенности происходит теперь, когда так заманчива идея осилить врага, казалось бы, таким простым способом.

Говоря об этом, мы совсем не хотим сказать, что только морским инженерам по плечу изобрести и построить подводную лодку. Совсем нет. Мы хотели бы только указать, что для этого кроме изобретательского таланта нужны и солидные познания, и раньше чем изобретать, непременно надо тщательно изучить, что уже сделано другими в этой области, какие требования предъявляет морская война к подводным лодкам, что этим лодкам доступно при современном состоянии морской техники и с какими трудностями приходится при этом бороться. И действительно талантливые и практичные люди так и делают, вне зависимости от профессии, но они очень редки и прямо тонут во множестве изобретателей, самым легкомысленным образом относящихся к делу, за которое они берутся. Вот таким, например, талантливым и практичным человеком был русский изобретатель Александровский, по профессии своей фотограф.









 

Постараемся в кратких чертах изложить, в чем же заключаются трудности, с которыми приходится бороться подводным лодкам, и что можно от них ожидать в настоящее время.

Прежде всего Жюль-Верн оказался совершенно не прав, рассказывая, как хорошо видно под водой. Вода может быть очень прозрачна сверху, и чем выше подыматься над землею, тем на большую глубину видно, и это вызывает пользование привязными воздушными шарами. Но в самой воде почти ничего не видно, и самые могущественные источники света не в состоянии рассеять этот подводный мрак. Поэтому подводная лодка совершенно неспособна различать подводные части больших кораблей, переходить от одного корабля к другому, привязывая к ним мины или какие-либо адские машины. Единственный способ видеть из-под воды вот какой. Из подводной лодки выходит длинная труба, верхний конец которой находится над водой, и в этой надводной части имеется окошко; такое же окошко устроено и в той части трубы, которая находится в самой подводной лодке. Посредством системы призм и зеркал те лучи света, которые попадают в верхнее окошко, передаются вниз и попадают в глаз наблюдателя, смотрящего в нижнее окошко.



 

Если бы эта труба была очень толстая и высоко выходила из-под воды, подводная лодка потеряла бы свою невидимость, а потому верхнее окошко располагается над самой поверхностью воды. Но из-за этого кругозор очень невелик, а затем нельзя обозревать весь горизонт, а только часть его, пока не больше 40 град. Кроме того при движении лодки это окошечко все время захлестывается водой, а при плавании в соленой воде на стекле остаются осадки соли. Так как труба зрительного аппарата, или как его называют, перископа, не может быть очень длинна, то понятно, что лодка во время атаки, чтобы все время видеть противника, не может опускаться глубоко, и путь ее должен быть очень правилен, чтобы верхнее окошко не опускалось в воду и чтобы перископ не вылезал слишком много из воды.

На некоторых подводных лодках командир обозревает окружающее пространство из немного возвышающейся над корпусом подводной лодки башенки, но тогда уже лодка должна идти по поверхности и главное ее качество—невидимость—днем сводится почти к нулю.




 
Вторая особенность подводной лодки заключается в том, что она не может быть снабжена миной, которая взрывалась бы в небольшом от нее расстоянии, например была бы прикреплена к концу шеста, как это было на прежних миноносках и тех катерах, на которых например Дубасов и Шестаков взрывали турецкий монитор в 1877 г. на Дунае. Там взрыв мины не представлял опасности для шлюпки, так как взрыв, действуя разрушающим образом против борта монитора, к которому он прикасался вплотную, совершенно не мог разрушить шлюпки, которая легко всплывала на большую волну, образуемую взрывом мины.

Вода передает давление одинаково во все стороны; давление это будет действовать со всех сторон на подводную лодку, и корпус ее не выдержит этого давления, что поведет за собой неминуемую ее гибель. Поэтому подводная лодка может действовать только выпускаемыми из особых труб (минных аппаратов) самодвижущимися мина ми. Да мины эти конечно и самые удобные и было бы неразумно возвращаться к старым шестовым минам, и мы упоминаем здесь об этом только для того, чтобы показать, что всякие предположения о том, что подводная лодка будет прикреплять к днищам неприятельских кораблей мины,—для этого пока не существует никаких приспособлений, и дна эти лодки и не увидят,—ударят в них минами, прикрепленными шестами и т. п., все это чистейшая фантазия. Отходить же от прикрепленной мины и путаться с проводниками, по которым мина эта будет взрываться, тоже более чем фантастично.

Но эта опасность мины вблизи подводной лодки имеет еще одно серьезное влияние на роль ее в морской войне. В Англии уже производились опыты организации борьбы с подводными лодками, состоящие в том, что истребители, окружающие эскадру и обладающие несравненно большею скоростью, нежели подводные лодки,—и эта разница в скорости непреоборима для судов, плавающих на поверхности воды и под водой,—заметив перископы подводных лодок, проходят мимо нее и в этот момент бросают мину, которая, погрузившись на несколько футов в воду, взрывается около подводной лодки.

Затем управлять подводными лодками очень трудно и вот почему. Если в обыкновенной шлюпке кто-нибудь из сидящих в ней перейдет из середины например в нос или в корму, последствием этого будет некоторое наклонение шлюпки на нос или на корму, при чем быстро установится равновесие, так как вес перешедшего человека уравновесится весом поднявшейся из воды кормы или носа. Не то будет в подводной лодке. Там, при передвижении какого-либо веса, она тоже будет наклоняться вперед или назад, но никакая ее часть не выходит про этом из воды и поэтому, если не будет принято против этого каких-нибудь мер, подводная лодка при передвижении грузов должна принять вертикальное положение. Конечно такие меры и принимаются и заключаются главным образом в устройстве особых горизонтальных рулей, посредством которых лодку и заставляют идти по горизонтальной линии, не позволяя ей отклоняться ни вверх, ни вниз и давая ей нарочно небольшой угол наклонения, чтобы погрузиться или всплыть на поверхность. Углы эти должны быть небольшие, иначе лодка может уйти слишком глубоко или коснуться дна, или увеличить свой наклон по инерции до опасных размеров, а это влечет за собой большой промежуток времени, необходимый для опускания на глубину и выхода на поверхность.

Уж это одно доказывает как трудно управляться на подвозной лодке и какой она может подвергаться страшной опасности при неумелом с нею обращении. Поэтому мало иметь подводные лодки, надо еще самым тщательным образом выбрать и подготовить для них личный состав. Здесь должны быть отборные люди, с превосходным здоровьем, и надо их много и долго учить раньше, чем посылать их в бой. Без этого подводные лодки окажутся бесполезными.

Наконец до сих пор техника не может дать подводным лодкам достаточно большую скорость при подводном плавании, и скорость эта теперь не больше 8—9 узлов. Может быть она и 6удет когда-нибудь увеличена, но конечно она едва ли когда-нибудь дойдет до скорости надводных судов. Между тем теперь даже броненосцы свободно ходят 15 узлов и даже больше. Отсюда видно, как эфемерна надежда, что лодки могут гоняться за движущимися судами. Их главное назначение не позволять неприятелю днем располагаться на якоре у защищенного ими берега и дневные действия против него, когда он маневрирует при сражении с береговыми укреплениями или бомбардирует коммерческий порт, т.е. роль подводных лодок очень ограниченная: дневная защита берегов и портов, а также и ночная такая защита, но тогда уже они должны действовать совместно с миноносцами, которые отыскали бы для них неприятеля и подвели бы их к нему, так как ночью подводные лодки совершенно слепы.

В общем существующие подводные лодки имеют следующие данные:

Вес их (водоизмещение) от 60 до 150 тонн; наибольшая глубина погружения до 100 футов; скорость при подводном плавании 6—8 и редко 9 узлов; скорость при надводном плавании 10—12 узлов; лодка может пройти под водой 40—50 миль, над водой это расстояние увеличивается до 500—600 миль; дыхание обеспечено на 1 1/2—2 часа; на погружение под воду требуется иногда до 5 минут; при погружении большем 10 футов идущая лодка не оставляет на поверхности воды никакого следа. Когда лодка идет в таком положении, что над водой возвышается только ее башня, то все-таки трудно ее заметить на расстоянии, большем 500 сажень. Очень распространенным теперь типом подводных лодок является лодка Холланда, которая представлена на прилагаемых рисунках.






















 

 

 

 




 
Вот такая хотя и интересная, но  достаточно безрадостная картина в части использования подводных лодок виделась специалистам начала XX века.
 

Еще по теме:

Подводные лодки Российского Императорского Флота

Подводные лодки и их роль в войне. Взгляд из 1904 г.

Подводные лодки и их роль в войне. Взгляд из 1914 г.

В подводной лодке. 1915 год

 

 

 

 

Категория: Как это было | Просмотров: 2257 | Добавил: nik191 | Теги: Применение, 1904 г., подводные лодки | Рейтинг: 5.0/8
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz