По материалам периодической печати за январь-февраль 1918 год.
Осада Киева
Тяжелые дни пережил Киев. Гражданская война, вспыхнувшая 16 января, закончилась только 27 января.
12 дней невероятных разрушений, жестоких убийств, подчас бесцельных и напрасных.
В результате власть перешла к советам. Победили большевики. Украинцы выбиты из Киева и группируются вокруг Житомира и Бердичева.
Но как досталась власть большевикам, какие мытарства переиспытали при этом киевляне, об этом не трудно догадаться, если в результате боев насчитываются свыше 2000 убитых и раненых.
Город был терроризован. Дома, улицы разрушены.
Событиям предшествовали приготовления украинского генерального секретариата к решительному бою с большевистскими войсками, охватившими Киев тесным кольцом со всех четырех сторон. Начались обыски и аресты рабочих и солдат, примыкающих к большевикам.
Украинские войска тяготели к большевикам и расправа с большевистскими элементами города вызывала ропот.
Командующий киевским военным округом Шинкарь подал в отставку; в своем рапорте он предостерегал генеральный секретариат, что настроение украинских войск непрочно и рекомендовал не вовлекать их в гражданскую войну.
Шинкаря заместил Ковенко, который принял еще более решительные меры. По его распоряжению были арестованы 7 левых украинских социалистов-революционеров, члены украинской центральной рады: Северо-Одоевский, Михайличенко, Бочинский, Полозова, Шумский, Ткаль и Овчаренко. Первые два состоят членами Учредительного Собрания.
Арестованных подозревали в подготовке восстания и совместных действиях со Смольным.
Аресты и обыски вызвали волнения среди рабочих.
Совет Рабочих Депутатов единогласно постановил в виде протеста объявить всеобщую забастовку.
Тогда большевики выступили с оружием в руках и сгруппировались в арсенале. Украинские войска окружили Печерск, где помещается арсенал, и открыли по нему ожесточенный артиллерийский огонь.
К большевикам вскоре примкнули два украинских полка.
Это произошло 16 января.
Дальнейшие события, по описанию киевских газет и рассказам очевидцев, рисуются в следующем виде:
17 января.
Начавшийся с 7 час. вечера, 16 января, в связи с выступлением в Киеве на Печерке большевиков, артиллерийский обстрел города продолжался с перерывами почти в течение всей ночи. Разрывы снарядов вызвали ряд жертв.
Одновременно с артиллерийской канонадой слышалась ружейная и пулеметная стрельба с Печерска.
Обстрел города и сражение у арсенала вызвали в городе сильную тревогу. Уже вечером 17 января улицы обезлюдели, а позже встречались лишь отдельные прохожие, которые подвергались обстрелу неизвестных групп, толпившихся на них.
Одним из снарядов, пущенных в арсенал, последний часов в 12 был поврежден. Вспыхнул пожар, который распространился на несколько арсенальных зданий и продолжался затем почти всю ночь. Ни одна из городских команд вследствие артиллерийского и пулеметного обстрела выехать на пожар не решалась.
Утро 17 января застало город при затихшей канонаде, которой затем не слышно было и днем. Раздавались лишь ружейные выстрелы.
После полудня в городе объявляется всеобщая забастовка. Движение вагонов трамвая совершенно прекращается. Приостановлены работы в газетных типографиях. Вечерние газеты не вышли. Город попадает в область слухов, иногда до крайности вздорных.
Вечером опять начинается артиллерийская стрельба, которая затем слышится почти всю ночь.
18 января.
Город имеет совершенно необычайный вид: занятия всюду прекращены, трамваев нет, торговли почти никакой — функционируют лишь редкие гастрономические магазины, да столовые и паштетные. Прекращено действие электричества и водопровода.
Утром, как слух, оказавшийся впоследствии совершенно верным, передают о страшной железнодорожной катастрофе на киевском вокзале. Поезд № 4, подходивший с ковельской линии к ст. Киев I, вследствие непогоды и неисправности тормозов, забуксовал и на всех парах врезался в здание вокзала, разрушив часть здания и сам превратившись в груду обломков, под которыми нашли себе гибель 11 человек железнодорожных служащих и пассажиров и человек до 50 получили различные повреждения.
Большевики за ночь развили свою деятельность. Несмотря на сопротивление украинцев, к утру в их руках была значительная часть Подола, Лукьяновка, Печерск.
В 11 часов утра большевики ведут наступление в штаб милиции и на помещающиеся в том же здании старокиевский район и уголовно-розыскное отделение и без особого сопротивления овладевают всеми этими учреждениями. При появлении большевиков милиционеры оставляют район. Ворвавшись сюда, большевики, руководимые бывшим заведующим участком Войнаровским, производят в штабе милиции и в старокиевском районе полный разгром, захватывают имеющееся еще налицо оружие, портят телефоны и превращают в клочки все служебные бумаги. В старокиевском районе большевики открывают камеры с арестованными и выпускают на свободу свыше 100 уголовных преступников. С криками уголовные врываются в уголовно-розыскное
отделение и ищут агентов, но тех не оказывается. Уголовные уничтожают весь антропометрический кабинет со всеми его справками и фотографическими карточками зарегистрированных преступников.
«Налет" на штаб и район милиции сопровождается стрельбой. По большевикам открывают стрельбу подоспевшие в это время на Б.-Житомирскую ул. украинские солдаты. Завязывается настоящее сражение при участии пулеметов и броневиков. К большевикам прибывает помощь со стороны Трехсвятительской ул., и вместе они начинают наступление на центральный телеграф. В течение около часа Софийская площадь находится под самым усиленным обстрелом со всех сторон. Слышна и артиллерийская канонада.
Одновременно дав жаркий бой на Шулявке за обладание политехникумом, как местом, где нашел себе приют штаб большевиков и на Печерске, где заканчивается ликвидация большевиков в арсенале.
На Софийской ул. поле сражения остается за большевиками, которые проникают на центральный телеграф. Под ударами их падает один чиновник.
На Шулявке исход боя совершенно иной: украинцы овладевают политехникумом и захватывают там в плен большевистский комитет, человек в общем до 40.
Позже успех переходит на сторону украинцев и в центре города они отбирают захваченные большевиками штаб милиции, старокиевский район, телеграф
и др. пункты. Жаркие бои при этом разыгрываются у гост. «Прага> на Владимирской улице, возле тип. Кульженко на Пушкинской ул., вблизи управл. Юго-3. жел. дор. на Театральной ул. 3.
Поле сражения усеяно трупами убитых и ранеными.
19 января.
В течение нескольких часов шла канонада в вокзальном районе. Положение еще не определилось. Украинский революционный комитет всех войсковых частей и организаций Киева и ред. «Народной Воли» выпустили бюллетени о событиях предыдущих дней. О событиях вне Киева сообщается, что ставка прап. Крыленко занята польскими войсками. Большевистские войска с территории Украины отходят в глубь России. Некоторые части сдают оружие украинцам.
Одновременно по городу распространяются зловещие слухи о бесчинствах украинцев, которые расправляются с местным населением.
Вносится запрос в Раду. Украинский народный министр судебных дел Ткаченко выпускает воззвание, в котором призывает население не верить ложным слухам.
Одновременно Ткаченко предостерегает против самосудов. Генеральный секретариат опубликовывает воззвание к населению, приглашая вступить в ряды вольного казачества за плату в 10 руб. в день, 500 руб. пособия в случае ранения и 1000 р. обещается уплатить родственникам в случае смерти. Воззвание успеха не имеет.
Запрос об аресте левых украинских с.-р. обсуждается в Ц. Раде.
Порш дает объяснения. Он говорит, что у него имеются документы, достаточно изобличающие арестованных депутатов в измене.
— У меня, как у военного министра,— говорит Порш, - имеется весьма важная переписка, проливающая достаточный свет на это дело. Это—разговор по прямому проводу между Караханом (в Бресте) и Сталиным (в Петрограде).
Парламентская комиссия приступает к рассмотрению перехваченных документов.
Население в критическом положении вследствие отсутствия воды. С большим трудом и за большую плату воду удается достать в банях и в некоторых, очень немногих усадьбах, где оказываются собственные колодцы. За водой устанавливаются целые очереди. Дежурить и носить воду приходится под обстрелом.
Пока в городе та же знакомая картина военного времени. Стало только более тревожно под влиянием слухов о том, что хулиганы уже воспользовались моментом и разгромили ряд магазинов на Б.-Васильковской ул.
День проходит обычным порядком: в полдень жаркий бой на Бессарабке, позже в районе Лукьяновки, а к вечеру в районе пассажирского вокзала. Есть убитые и десятки раненых.
Несколько разрывов бомб отмечено в Липках, где пострадала каланча дворцового пожарного отделения, в которую попали три снаряда, и дом сахарозаводчика Закса на Екатерининской улице.
20 января.
Ночь проходит в жарком бою за обладание пассажирским вокзалом и прилегающим районом.
Положение остается неопределенным, хотя слухи уже говорят, что украинцам удалось отобрать у большевиков и пассажирскую и товарную станции. Отдав вокзал, большевики, однако, завязала длительный бой с украинцами на прилегающих улицах. Украинцы заняли позиции вверху Бибиковского бульвара и повели затем наступление вниз. В ход были пущены пулеметы. К 4 час. дня бой вблизи здания исправительного арестантского отделения достиг наивысшего напряжения. В удобный момент украинцы бросились в атаку и оттеснили несколько большевиков.
Бой перенесся в район Галицкого базара и здесь затянулся уже и за ночь.
В исходе 9-го часа вечера в городе появилось электрическое освещение. Это в значительной степени подняло настроение киевлян. Усилилась уверенность в том, что дело идет к ликвидации восстания. А около полуночи появилась в водопроводе и вода.
В Раде заседания продолжаются и принимается в спешном порядке законопроект о социализации земли, при чем разработка деталей передается особой комиссии.
Возникает кабинетский кризис. Винниченко и весь кабинет уходят в отставку. Формирование кабинета поручается Голубовичу.
Голубович сообщает, что главные принципы нового кабинета следующие:
1) принятие всех мер к заключению мира внешнего,
2) принятие всех мер к заключению мира внутреннего,
3) проведение в жизнь намеченных универсалами ц. рады социальных реформ, 4) борьба с анархией, которая за последнее время распространяется на всю Украину,
5) улажение конфликта, возникшего в военном ведомстве...
В состав кабинета вошли след.: укр. с.-р. (правые): Голубович (премьер), Христюк, Немоловский, Григорьев, Перепелица и Сакович; от укр. с.-д. Ткаченко.
21 января
Воскресный день прошел снова в жаркой борьбе за обладание Галицким базаром и ближайшим к нему вместе с пассажирским вокзалом районом. Разгромив бульварный район городской милиции, в котором как и в других учреждениях милиции, не было оставлено целыми ни одной буквально бумаги, ни одного документа, ни одного вещественного доказательства. Сделано это было не без участия выпущенных при этом из камер уголовных арестованных.
Большевики заняли затем Галицкий базар, использовав здесь, как прикрытие, каждый рундук, каждую будку. Из-за этих прикрытий большевики открыли стрельбу вверх по Бибиковскому бульвару, откуда на них повели наступление украинцы. Большевиков поддерживала оказавшаяся у них артиллерия, занявшая позиции за вокзалом. А украинцы двинули против большевиков свою артиллерию, свои пулеметы, свои броневики.
Бой завязался около 11 час. утра и скоро принял весьма ожесточенный характер. Беспрерывно слышались канонада, пулеметная трескотня и ружейная стрельба Часть Бибиковского бульвара, от угла Безамовской и до базара, представляла в эти часы настоящий ад. Всякое движение, конечно, было прекращено.
После полудня, когда закончилось нападение украинских войск на Софийской площади, к украинцам на Бибиковском бульваре прибвли новые свежие подкрепления, под командой атамана Петлюры. Бой пошел еще ожесточеннее. С своим знаменем в руках, украинцы цепью двинулись вниз по бульвару. В ход были пущены ручные гранаты. Наибольшего напряжения бой достиг часам к 6-ти вечера. В городе от разрыва снарядов стоял в это время сплошной гул.
Целодневный бой результатов не дал и затянулся затем на всю ночь.
К утру большевики очистили Галицкий базар и передвинулись к вокзалу.
22 января.
День начинается при необычайно для начала стрельбы ни артиллерийской, ни ружейной, по улицам, где накануне немыслимо было еще пройти, уже свободное движение. В чаянии, что гражданская война окончена, граждане выходят на улицу и рассматривают следы тех разрушений, которые за эти шесть дней претерпел город. На улицах оборванные электрические провода, убитые лошади, не подобранные еще трупы людей. На Галицком базаре целые лужи крови от вчерашнего сражения.
Чаяния, что наступило уже умиротворение, оказываются, однако, поспешными. Еще час, еще два некоторой тишины, и вдруг над городом снова загрохотали артиллерийские выстрелы. Оказалось, что вокзал еще в руках большевиков и украинцы задались целью выбить их оттуда. Снова город попал под обстрел, продолжавшийся до вечера.
В 5 час. веч. над центром города грохнуло несколько страшных выстрелов: откуда-то из-за Днепра засвистели снаряды и один за другим ударились и разорвались на Фундуклеевской ул. вблизи городского театра.
В 7 1/2 час. вечера обстрел города, производившийся из-за Днепра, прекратился вследствие того, что украинцы выставили против заднепровских батарей свои батареи.
Днем ст. Киев I пассажирский была очищена от большевиков войсками С. В. Петлюры. Большевики были оттеснены к Потсу-Волынскому и Киеву II.
22 января заседание рады открылось в 2 1/2 часа дня под председательством М. С. Грушевского.
Председатель совета народн. мин. г. Голубович делает заявление:
— Мирные переговоры в Бресте, как сообщила наша делегация, приходят к концу. Прошу раду дать позволение на подписание условий мира...
Разъяснения об условиях мира дает министр юстиции М. С. Ткаченко, который говорит, что договор очень благоприятен украинцам и обеспечивает Украину от притязаний со стороны центральных держав.
Фракция с.-д. и Бунд заявляют, что будут воздерживаться от голосования. В мотивах указывается, что данный мирный договор сепаратный, не демократический, и, кроме того, договор не изложен в подробностях.
Партия сионистов за подписание мира. Самостийницы (союз) за подписание мира. Объедин. нар. соц. раб. партия за подписание мирного договора. Народно-соц. партия не может взять на себя ответственность за этот мир и от голосования воздерживается.
Председатель от Холмщины и Подлесья присоединяется к предложению о подписании мира полностью, без всяких оговорок.
В результате голосования предложение о подписании мира принимается 220 голосами при одном против, при 46 воздержавшихся.
23 января.
23 января бои продолжаются. Дума избирает депутацию к большевикам за Днепр с предложением пощадить город и мирное население. Депутация не может добраться до Днепра, так как местность усиленно обстреливается.
Жертвы в городе исчисляются уже сотнями. В городе возникают пожары, которые некому тушить.
Обезумевшие жители толпами убегают в сторону Пущи-Водицы и подвергаются ожесточенному обстрелу.
24 января.
Та же картина. Обстрел в течения всего дня. Большевики получают подмогу. Украинцы тают. Все силы их передвигаются к Лукьяновке и Святошино. Центральная часть города переходит к большевикам.
25 января.
Украинцы обстреливают город со Святошино и Лукьяновки. Выясняется, что одержали победу большевики.
Украинцы отходят к Житомиру и Бердичеву.
26 января.
Наступает относительное спокойствие, лишь изредка стрельба на улицах.
Городская управа призывает население к спокойствию.
Об этом же трактует и приказ "главнокомандующего восточным фронтом на Украине» Муравьева.
27 января.
В городе спокойно. Идут повальные обыски. Часто случаи самосудов. Расстреливают заподозренных офицеров, украинцев.
28 января.
Жизнь входит в обычную норму. В совете обсуждается запрос меньшевиков по поводу самосудов. Издается советом воззвание к красногвардейцам, что месть недостойна революционеров.
29 января.
Самосуды прекратились. Декретом совета отменятся деньги Украинской народной республики. Обмен будет допущен лишь для рабочих и крестьян. Обменивать будут ограниченные суммы.
Приказом военно-революционного комитета предлагается населению выдать красногвардейцам всех членов низложенного генерального секретариата. Укрывательство их равносильно измене революции.
Муравьев облагает население контрибуцией в 10.000.000 рублей, в пользу красногвардейцев.
Секвестируются типография «Киевской Мысли» и «Киевлянина».
30 января.
Комиссар Чудновский издает приказ об открытии всех магазинов и театров. В городе спокойно.
Похороны убитых начались. Целый день тянутся вереницы повозок с гробами, частные жители свозят в одиночку тела своих родных и близких на кладбища. В городе уныние.
Среди убитых много общественных деятелей, интеллигенции. Убит и ограблен в Киево-Печерской лавре митрополит Владимир. В убийстве участвовали два монаха.
Как выяснилось, большевики «по ошибке» расстреляли 7 левых украинских с.-р., арестованных украинцами. Вообще от самосудов погибло больше людей, чем за время 12-дневной осады Киева.
Генеральный секретариат бежал к Бердичеву, где происходят еще стычки между большевиками и украинцами.
В сформировавшемся киевском совете большевики выговорили себе 40 мест из числа 60.
А. Марин.
"Труд", 04 (17) февраля 1918 г., № 249
Еще по теме
|