
За кулисами
третьего похода Антанты
К 20-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ КРАСНОЙ АРМИИ НАД БЕЛОПОЛЯКАМИ
Двадцать лет тому назад, летом 1920 г., Красная армия одержала победу над хищным и наглым врагом—панской Польшей, за спиной которой стояли могущественные силы союза империалистов —Антанты.
Наступление белопольских армий, начавшееся вторжением в Советскую Украину в конце апреля 1920 г., было организовано, тщательно подготовлено и поддержано руководящими дипломатическими и военными кругами Парижа и Лондона. В закулисной стороне этой антисоветской войны, как в фокусе, сосредоточились и отразились все коварные методы дипломатической «работы» империалистов, от которых они отнюдь не отказались и сегодня.

Вот почему история международных отношений, связанных с разгромом третьего похода Антанты против Советской России, представляет актуальный интерес и должна быть хорошо известна командирам и политработникам Красной армии.
***
Разгром белогвардейских армии, явно обозначившийся к концу 1919 г., вызвал большое замешательство в лагере Антанты, антисоветская политика которой носила на себе печать серьезных противоречий империалистических интересов Англии и Франции.
16 января 1920 года верховный совет Антанты на конференции в Париже постановил:
«разрешить обмен товарами на основе взаимности между русским народом и союзными и нейтральными странами».
Это постановление фактически означало снятие блокады.
Но снятие блокады с Советской России и ряд вынужденных мирных заверений, сделанных руководителями правительств Антанты в начале 1920 года, отнюдь не означали действительной перемены курса и отказа от активной антисоветской интервенционистской политики. Эти дипломатические маневры служили своего рода дымовой завесой, под прикрытием которой.
шла подготовка к новому нападению на советскую страну.
В центре нового похода Антанты была поставлена панская Польша.
Ленин неоднократно подчеркивал, что Польша являлась орудием в руках империалистических стран Антанты. Ленин говорил:
«Поляки нам войну навязали, и мы знаем, что тут главную роль играли даже не польские помещики, не польские капиталисты... Но главная сила, которая толкала поляков на войну с нами, была, конечно, сила капитала международного...»
(т. XXV, стр. 399).
Особенно деятельно польская военщина начала готовиться к нападению на Советскую Россию после заключения Версальского мирного договора в июне 1919 г. Версальский договор, признав независимость польского государства, детально очертил западные границы Польши, но оставил открытым вопрос о ее восточных границах.
Таким приемом англо-французские империалисты стремились устранить Советскую Россию от решения вопроса о границах с Польшей, а панскую Польшу поощрить на захватнические попытки. Расчленив Германию, отрезав Данцигским коридором Восточную Пруссию от остальной Германии, Версальский договор превратил Польшу в очаг непримиримых противоречий.
Советское правительство стремилось мирным путем урегулировать все спорные вопросы и шло на максимальные территориальные уступки ради того, чтобы избежать новой войны.
Мирная политика Советского правительства вызывала тщетно скрываемое раздражение в кругах англо-французских интервентов. Отвергнув мирные предложения, Польша лихорадочно готовилась к войне. Польская армия росла с каждым днем.
По впечатлению варшавского корреспондента «Таймс», на улицах каждый пятый прохожий был в военной форме. Из Франции, США, Венгрии и других стран прибывали оружие и боеприпасы. Главную роль в разработке оперативно-стратегического плана кампании играла французская военная миссия в Варшаве.
В феврале 1920 года в состав этой миссии входило 9 генералов, 29 полковников, 63 батальонных командира, 196 капитанов, 435 лейтенантов и младших лейтенантов и 2120 унтер-офицеров и солдат. Возглавлял французскую военную миссию в начале войны генерал Анри. 29 марта он опубликовал в «Тан» статью о состоянии польской армии. Французская буржуазия должна быть спокойна:
«Польская армия сумеет выполнить свою задачу на востоке!» — писал воинственный генерал.
Война началась 25 апреля. На- первых порах белополякам удалось оккупировать значительную часть Советской Украины. Но уже в начале июня 1-я Конная армия, переброшенная с Северного Кавказа на юго-западный фронт, выполняя стратегический план товарища Сталина, начала свой исторический прорыв на Житомир, завершившийся полным разгромом 2-й и 3-й белопольских армий и, освобождением всей Украины.
Успехи Красной армии вызвали острое беспокойство европейской буржуазии. Растерянность и смятение охватили английских министров. В мае—июне англо-советские отношения, казалось, почти достигли дипломатического урегулирования. 27 мая в Лондон прибыла советская делегация во главе с Л. Б. Красиным. Англия, готовясь к межсоюзнической конференции в Спа, значительно смягчила свои первоначальные требования к Советской России и рассчитывала прийти на конференцию с проектом соглашения, что могло бы облегчить ее торг с Францией по вопросам, связанным с германскими репарациями.
30 июня английское правительство вручило Л. Б. Красину проект соглашения, построенного на обоюдных обязательствах. 7 июля Советское правительство приняло эти условия, как базу для переговоров. Однако английское правительство перед лицом начавшегося панического отступления польской армии круто изменило свою позицию. 5 июля открылась конференция в Спа.
Польские посланцы выступили на конференции с мольбой о помощи. Англия и Франция, отбросив свои разногласия, приняли решение оказать всяческую помощь Польше. В Варшаву была послана англо-французская миссия. Ее возглавляли французский посол в Вашингтоне Жюссеран и английский посол в Берлине д'Абернон. В состав миссии входил французский генерал Вейган, который стал фактическим руководителем польского генерального штаба.
12 июля английский министр иностранных дел Керзон обратился к Советскому правительству с нотой, настаивающей на заключении мира с Польшей и на созыве в Лондоне конференции представителей Советской России и окраинных государств с участием Англии в качестве арбитра. Нота носила ультимативный характер. В случае отказа принять выдвинутые условия Англия грозила военной помощью Польше.
Советское правительство, видя в ноте Керзона дипломатический маневр. преследующий цель парализовать успехи Красной армии, ответило 17 июля согласием на перемирие с Польшей, в случае, если она сама обратится с таким предложением, но категорически отказалось принять английское посредничество в урегулировании споров с Польшей.
22 июля Польша действительно обратилась с предложением вступить в переговоры, и эти переговоры начались было в Барановичах, но ни к чему не привели: Польша не намеревалась прекратить свою авантюру, а стремилась только к выигрышу времени, рассчитывая на помощь империалистических стран.
Это вызвало бурю протестов западноевропейских рабочих. Движение, руководимое коммунистическими партиями, охватило широкие массы трудящихся Франции, Англии, Италии, Германии, Швеции, Австрии и других стран. Оно нашло свой отклик и в Америке. Экономическая борьба рабочего класса тесно переплелась с движением протеста против интервенции. Когда белополяки вторглись в пределы Украины, во Франции бастовало до полумиллиона рабочих. Железные дороги бездействовали во всей стране, в портах прекратилась погрузка и разгрузка кораблей.
Однако социал-предатели помогли французскому правительству сломить стачечное движение. Развязав себе руки, французские империалисты усилили военную помощь и Польше и Врангелю. Антанта пыталась натравить на Советскую Россию также и Германию.
Ллойд Джордж совещался в Булони с Мильераном о совместных действиях против Советской России. 30 июля Советское правительство получило ноту Ллойд Джорджа, который на этот раз от имени не только Англии, но и Франции предлагал созвать конференцию для установления условий мира сначала с Польшей, а затем с государствами Антанты.
Принятие этой ноты, по замыслу ее авторов, должно было не только поставить советско-польские переговоры под контроль Англии и Франции, но— и это главное — задержать наступление Красной армии. Но эта цель не была достигнута. Красная армия продолжала стремительное наступление.
Белополяки находились накануне полного поражения. Красная армия в своем победоносном марше подошла к Львову, армии западного фронта приблизились к Варшаве.
В дни львовского и варшавского сражений революционная волна международной пролетарской солидарности снова поднялась. В Англии назревала всеобщая стачка протеста против антисоветской политики. Ллойд Джордж, считаясь с этим революционным подъемом, заявил советской делегации, что Англия не намерена ни признавать Врангеля, ни помогать ему.
Между тем положение на фронте резко изменилось. В результате вредительства Троцкого и его ставленников Красная армия вынуждена была начать отступление. У империалистов появились надежды, что белополяки совместно с Врангелем пойдут на Москву. Это означало бы крупный успех Франции, и Ллойд Джордж стал побаиваться возможной изоляция Англии.
Отсюда новый крутой поворот в политике Англии и поиски нового союзника, чтобы оспаривать у Франции плоды еще не одержанной победы над Советской Россией. Ллойд Джордж встречается в Люцерне с итальянским премьером Джиолитти. До сего времени Италия, тайно помогая панской Польше, воздерживалась от открытых антисоветских выступлений. Она выжидала. Но сейчас, когда чаша весов, казалось, склонилась в сторону Польши, она решила, что настало время подать свой голос.
24 августа в результате люцернской встречи появилось англо-итальянское коммюнике с обещанием помощи Польше. Вскоре Ллойд Джордж окончательно сбросил маску и грубо прервал переговоры с советской делегацией.
Империалисты с удвоенной энергией оказывали давление на Польшу, побуждая ее к продолжению войны. Однако Красная армия уже прекратила отступление и была готова к защите советских рубежей. Хозяйство Польши было разорено войной, в народе изо дня в день росла тяга к миру и папы побоялись продолжать войну.

Несмотря на все старания английских и французских представителей в Варшаве сорвать советско-польские переговоры, они завершились подписанием 12 октября 1920 года договора о перемирии, а 18 марта 1921 года в Риге был подписан мирный договор.
Война кончилась победой Красной армии. По мирному договору государственная граница была установлена западнее линии фронта, существовавшей перед началом войны. Однако предательство Троцкого и троцкистов дорого обошлось братским народам Западной Украины и Западной Белоруссии. Тогда, в 1920 году, они не были освобождены от панского ига. Эту великую историческую миссию Красная армия осуществила спустя 19 лет.
А. ГУКОВСКИЙ.
Красная звезда 1940 № 127, 4 июня.
Еще по теме
|