
Первые ласточки
Присоединение к Советской России крупнейших производственных районов дает возможность с уверенностью говорить, что самое страшное, самое гибельное в нашей хозяйственной жизни миновало. Юг, Сибирь, Туркестан, с огромнейшими запасами хлеба, топлива, промышленного сырья, не могут быть легко скинуты с хозяйственного счета и их значение, как неисчерпаемых источников хозяйственной энергии, не может быть ничем скрыто.
Наоборот—значение этих районов теперь в открытую признается врагами Советской России и не даром западно-европейские дипломаты заговорили о запасах в России хлебных злаков, льна и др. сырья, не даром поставили вопрос о товарообмене этих избытков на одежду, медикаменты, сельскохозяйственные орудия и др. предметы, в которых нуждается Россия.
Намеки на возможность товарообмена с заграницей лишний раз подкрепляют то положение, что теперь в распоряжении Советской России сосредотачиваются крупные хозяйственные ценности, что при наличии их такое страшное оружие, как блокада, во многом теряет и свой смысл и свою силу.
Единственно, что затрудняет нас в данных условиях—это восстановление нормальной, хозяйственной связи с производственными районами. Здесь и то, что мы растратили огромные силы на тяжелую борьбу, но главное здесь—разрушительная работа белых на путях своего отступления.
По Сибири и Югу вволю побушевали хищные силы и царство лозунга «не нами и не вам» нанесло глубокие раны хозяйственной жизни. Одно разрушение железнодорожного транспорта, начиняя от порчи путей, взрыва мостов—до уничтожения целых составов с ценными припасами — говорит очень многое.
Теперь эти раны залечиваются и первые ласточки живительной связи уже летят к центру Советской России.
Не так давно газеты сообщили, что в Москву из Донецкого бассейна прибыл поезд с углем в составе 36 вагонов и что три поезда находится в пути.
В Бахмутском районе началась погрузка имеющихся на лице огромных запасов соли. Соль вывозится черев Купянск на Воронеж—в Москву. Восстановлена разрушенная белыми разработка залежей илецкой соли в Оренбургской губ. и организуется ее отправка по Ташкентско-Оренбургской дороге.
Экономическая Жизнь сообщает о перспективе получения эмбенской нефти, запасы которой, в количестве около 12 мил. пудов сосредоточены на нефтеперегонных заводах в Ракушах. До открытия навигации организуется гужевая доставка нефти в Астрахань.
Наконец, мы знаем о крупных заготовках хлеба, жиров, кожевенного сырья в Сибири и о начавшейся интенсивной работе во всех этих областях на юге. Части красной армии уже имеют возможность голодающему центру делать такие подарки, как прибывший недавно в Москву эшелон продовольствия и бензина, в котором, между прочим, доставлено пшеничной муки 1777 п., соли 1952 п., каменного угля 12 вагонов.
Наличие донецкого угольного бассейна уж дает себя чувствовать. Работа в шахтах постепенно восстанавливается и Главтоп в плане февральских перевозок топлива имеет возможность уже включить ежедневную погрузку 369 вагонов угля, против 172 вагонов в январе. Правда, основная масса донецкого угля пойдет для южных и юго-западных дорог (170 вагонов в сутки по февральскому плану), но в то же время будет его продвижение в центры (для Москвы по февральскому плану ежедневно 35 вагонов, для Петрограда 15).
Не забудем, что уголь—основа нашего топлива и что его наличие означает выход из тяжелого топливного кризиса, мешающего и нашему железнодорожному движению и нормальной работе значительной части промышленных предприятий. Не даром проф. Ктиссен на страницах газеты Экономическая Жизнь в статье „Роль угля в настоящий момент" говорит:
«сейчас необходимо провозгласить лозунгом дня: «все для угля, отныне в угле наше спасение», чем скорее и чем больше мы сможем добыть угля, тем скорее пойдет процесс восстановления нашего хозяйства».
Итак, первые ласточки связи с такими ценностями, как хлеб, соль, нефть, каменный уголь уже подтягиваются к нашим центрам. После длительного истощения, после изнурительной борьбы с голодом — они нас приближают к радостной весне, новой хозяйственной жизни.
А. Швецов.
Красный Север 1920 № 23, 3 февраля
|