
3 апреля 1836 года императором Николаем I было принято решение о сооружении Царкосельской железной дороги, которая стала первой пассажирской железной дорогой в истории России.
Впервые вопрос о прокладке железной дороги в России был поднят в начале XIX века. Для этого в 1809 году был создан военный Институт корпуса путей сообщения.
Но вмешалась война 1812 года, Только после ее завершения работы над усовершенствованием системы коммуникаций были продолжены. В завершающую стадию они вступили во второй четверти XIX века.
Руководить строительством первой пассажирской железной дороги, которая должна была соединить Санкт-Петербург и Царское Село, было поручено австрийскому инженеру Францу Герстнеру. По его мнению, принятая в Европе ширина колеи (1435 мм) была слишком мала для создания правильной, с его точки зрения, конструкции паровозов и вагонов. Поэтому Царскосельская железная дорога строилась с шириной колеи 1829 мм (была шестифутовой). Практически вся железная дорога закупалась за границей: были приобретены рельсы, стрелочные переводы, крепления.
Первая пробная поездка поезда с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 года. 30 октября 1837 года (по старому стилю) состоялось торжественное открытие первой «полноценной» железной дороги, где поезда двигались за счет паровой тяги, без помощи лошадей.
Поначалу публика, даже образованная и просвещенная, с опаской смотрела на это изобретение, что вполне понятно – огромная железная машина производит неимоверный грохот, пар пышет и клубится, раздается протяжный свисток.
На первую, торжественную поездку были приглашены журналисты, и вот их впечатления от проделанного путешествия:
«Сию минуту возвратились мы с поездки в Царское Село по железной дороге и не можем не поделиться с нашими читателями удовольствием, которое она нам доставила. Туда ехали мы с умеренной скоростью 21 версту в 32 минуты; но оттуда, в 22 минуты почти по версте в минуту, то есть по шестидесяти верст в час, страшно подумать! Между тем вы сидите спокойно; вы не замечаете этой быстроты ужасающей воображение; только ветер свистит, только конь пышет огненной пеною, оставляя за собой белое облако пара. Какая же сила несет все эти огромные экипажи с быстротою ветра в пустыне; какая сила уничтожает пространство, поглощает время? Эта сила – ум человеческий. Мы твердо убеждены, что 30го октября 1837, день замечательный в летописях не только Петербурга, но и целой России, что Царскосельская железная дорога будет первым шагом к устроению в нашем Отечестве этих путей сообщения, и что они произведут благотворные последствия, которых даже нельзя вполне предвидеть. Честь и слава строителям нашей первой железной дороги!»
Санкт – Петербургские ведомости от 31 октября 1837 г. №247
«Вокзал прекрасно освещен; в большой зале стол, великолепно убранный, и – подивитесь – половина этого стола осталась пустою: разные обстоятельства помешали многим из приглашенных присутствовать на этом празднике; жалеем о них: они должны вычеркнуть из своей жизни день очень приятный – если только не были удержаны другим удовольствием, или еще более долгом; в таком случае и потери нет: долг прежде всего на свете. Начался обед, который мог бы удовлетворить требованиям самых взыскательных гастрономов. За столом провозглашены были тосты Государю Императору, Государыне Императрице, всем Членам Августейшего Семейства. Наконец гости пили за благоденствие России, за здоровье гг. Директоров Общества железной дороги и за успехи предприятия»
Санкт – Петербургские Ведомости от 6 ноября 1838 года. № 252
Популярным развлечением были танцы и песни цыган:
«…Правление железной дороги, заботясь об удовольствиях публики и о том, чтобы публика наслаждалась этими удовольствиями не в Петербурге, а в Павловске, выписала из Москвы на короткое время, лучшую тамошнюю группу Цыган, в которой есть несколько Цыганских знаменитостей, певиц, воспетых нашими поэтами…»
«В №251 наших ведомостей помещено известие о том, в какое время будут петь в Павловском Воксале у железной дороги Цыгане…но в этом распоряжении сделаны некоторые перемены и потому нужным считаем сообщить нашим читателям, что эту труппу можно слышать в Воксале по Воскресеньям, Вторникам и Четвергам, и сверх того, во все табельные дни, от двух часов по полудни до трех часов, и от половины осьмого, до половины десятого часа»
Санкт – Петербургские Ведомости от 6 ноября 1838 года.
Забавно, но факт – бабушка Михаила Лермонтова, Елизавета Арсеньева очень боялась поездов и дабы оградить себя от душевных страданий и обезопасить внука, не скупилась и подарила ему упряжку лошадей.
Но не все для этого веселья
Забывали дом свой и дела.
Бабушка Арсеньева с Мишеля
Клятву нерушимую взяла,
Чтобы на проклятую машину
Не садился, модою прельстясь,—
Пусть уж там себе ломает спину
Щеголь, расфуфыренный, что князь!
И, опередив давно вагоны,
Скоростью приятелей дразня,
Лермонтов вдоль насыпи зеленой
Горячил гусарского коня.
По материалам
http://www.opoccuu.com/ ;
http://www.diletant.ru/
|