Материал из газеты "Русский инвалид" за октябрь 1916 года.
Морской обзор
Последнее сообщение штаба Верховного Главнокомандующего гласит, что 29-го сентября подводная лодка черноморского флота «Тюлень» под командой старшего лейтенанта Китицына вблизи Босфора, после часового неравного для нее артиллерийского боя с турецким вооруженным военным -транспортом «Родосто», в 6.000 тонн водоизмещения, бывшим под командой германских офицеров, захватила его и, несмотря на причиненные ему в бою повреждения, привела этот транспорт в Севастополь. Это является первым случаем удачного боя подводной лодки с военным неприятельским судном, когда он велся при помощи артиллерии и первым случаем, когда подводная лодка доставила в свой порт доставшийся ей после боя приз.
За время этой войны на различных морях подводные лодки довольно часто пользовались своим артиллерийским вооружением, но всегда они применяла его или против невооруженных, преимущественно торговых судов, или против воздушных машин, но случая боя с военным судном и тем более боя неравного, когда противник располагал лучшим артиллерийским вооружением, чем подводная лодка, до сих пор не было. Применения орудий подводных лодок бывали довольно часто во время операций таких германских судов против торговых, причем в том случае, если атакуемый пароход оказывался вооруженным хотя бы одним орудием и даже был по своему вооружению гораздо слабее подводной лодки, что чаще всего бывало в Средиземном море и не раз описывалось в «Русском Инвалиде», германская или австрийская лодки прекращали преследование и бывали случаи, что они топились таким пароходом.
Затем в том случае, если пароход или даже парусное судно оказывались не в состоянии дать отпор такой лодке, то, конечно, она одерживала легкую победу и этим особенно отличались такие германские суда, которые употребляли свои орудия против совершенно беззащитных противников, вроде рыбачьих и других мелких судов, на потопление которых они не хотели тратить своя мины. Что же касается наших лодок и лодок наших союзников, то они при встрече с неприятельскими торговыми судами употребляли свои орудия для остановки их при осмотре и задержании и до сих пор им не приходилось встречаться с неприятельским военным судном, с которым можно было бы вступить с надеждой на успех в артиллерийский бой, почему приходилось прибегать к потоплению их при помощи мин.
Таким образом, до сих пор боя между подводной лодкой и военным судном не было и на Черном море произошел первый такой случай, который, судя по опубликованным во всех газетах подробностям его, приобретает еще более важное значение, если обратить внимание на то, что турецко-германский переход после боя был приведен в состояние продолжать плавание и доставлен в нашу базу, так как до сих пор подводные лодки довольно часто захватывали только неприятельские торговые суда, что делали как наши лодки на Черном и Балтийском морях, так и английские в Северном море, а иногда и германские, причем последние вблизи своих берегов и в датских проливах захватывали преимущественно нейтральные суда. Но все эти случаи никогда не сопровождались боем и происходили вблизи тех портов, на некоторых базировались подводные лодки и только один раз английская подводная лодка захватила германский пароход при выходе из Скагерата и привела его в свой порт.
Что же касается наших лодок, то они в обоих наших морях захватывали торговые суда в Балтийском—у берегов Швеции, и в Черном—у турецких берегов, когда особенно в последнем случае, приходилось вести свой приз довольно значительное расстояние по направлению к своему порту, но зато такими призами были преимущественно парусные суда, и таким образом привод большого военного парохода, да еще после боя является выдающимся подвигом команды нашей лодки «Тюлень».
Следует еще заметить, что транспорт «Родосто», который несомненно был военным судном, является вообще первым, таких неприятельским кораблем, взятым после боя, так как до тех пор, если нам и нашим союзникам и удавалось захватывать неприятельские военные суда, то это происходило после их потопления, причем самых значительным судном был турецкий крейсер «Меджидие», затонувший на мине 22-го марта прошлого года у Одессы и поднятый нами, и только на реках и озерах в бывших германских колониях, нашим союзникам удалось захватить несколько неприятельских канонерских лодок, почему подвиг нашей лодки приобретает особое значение, так как наши противники совершенно не имеют призов, кроме поднятых австрийцами двух затонувших французских подводных лодок.
Наконец, чтобы показать, что подвиг нашей лодки «Тюлень» является дальнейшим развитием деятельности наших подводных лодок на Черном море, следует вспомнить предыдущую деятельность этих судов. В начале июня прошлого года впервые официально было сообщено о потоплении такой лодкой у острова Кефкеа одного транспорта и двух парусных судов и после этого до настоящего времени было 23 известия о разнообразной деятельности наших подводных лодок на этом море и они потопили в общей сложности 14 пароходов и большое число парусных судов. Затем относительно захваченных подводными лодками судов было сообщено об одном пароходе и 4 парусных судах, причем все они были доставлены в Севастополь.
Кроме того, среди этих выступлений наших подводных лодок имеется не менее 6 перестрелок с береговыми батареями и много случаев потопления и захвата неприятельских судов под огнем этих батарей и при атаках со стороны неприятельских гидро аэропланов и, наконец, 23-го марта этого года подводная лодка потопила турецкий пароход в то время, когда он конвоировался одним из лучших турецких истребителей миноносцев, а 23-го августа прошлого года подводная лодка «Нерпа» под командой лейтенанта Вилькена во время боя двух наших эскадренных миноносцев с турецкими крейсером «Гамидие» и двумя истребителями миноносцев оказала содействие нашим судам и потопила два турецких парохода.
Итак нашему черноморскому подводному флоту есть что вспомнить из своей боевой деятельности во время этой войны и одно из его судов доказало, что она постепенно развивается и в историю этой войны, когда подводные лодки впервые принимают участие в военных действиях, была занесена 29-го сентября прекрасная страница, не имеющая себе подобных за те 26 с лишним месяцев, в продолжение которых ведется эта беспримерная война, внесшая очень много нового и своеобразного в военно-морскую науку.
В заключение следует еще отметить, что во время последнего боя была еще раз доказана неспособность германо-турецкого флота проявить деятельность на Черном море, так как встреча нашей лодки с неприятельским транспортом произошла вблизи Босфора, т. е. у острова Кефкена, находящегося от этого пролива в расстоянии 50 м. миль, и он не мог не сообщить в Константинополь по беспроволочному телеграфу, что сражается с подводной лодкой, тем более, что бой и исправление после него неприятельского судна продолжались несколько часов, а затем понадобилось 40 часов плавания для привода его в Севастополь.
Но видимо на главной турецкой морской базе не нашлось боевого корабля вроде тех же «Гебена», или «Бреслау», котоорые были бы способны выйти в море и выручить транспорт, которых у турок осталось так мало, или, в крайнем случае, отбить его после его захвата и за время следования в Севастополь, что является доказательством того безотрадного состояния, в каком находятся германские суда, при помощи которых немцы и турки собирались владеть Черным морем и одержать победу над нашим черноморским флотом, с таким успехом обеспечившим для нас господство на этом театре морской войны, блестяще подержав своя славные традиции.
В. Э.
Еще по теме
|