Из заметок офицера-воспитателя
«Война рождает героев...» Она же выносит на поверхность житейского моря и много грязи.
Это все старые истины. Так было, есть и, вероятно, будет в дальнейшем. Слишком уж различны нравственные основы людей: в то время, как одни из них за интересы отечества жертвуют жизнями, другие, из-за корыстных целей, цинично торгуют этими же интересами.
Впрочем, «и на солнце есть пятна», а потому и не удивительно, что и среди многих миллионов русского народа находятся недостойные называться сынами нашей великой родины. Людишки, торгующие совестью и оптом и врознь и ловящие рыбку в мутной воде: изменники, вздуватели цен на предметы первой необходимости, распространители ложных слухов, словом, все эти верные слуги наших врагов—есть не что иное, как подонки русского общества, извращенные умы и нечистоплотные руки которых, хотя и тормозят великое дело нашей борьбы с немцами и их засильем, а все-таки не могут остановить ее. Но не будем распространяться об этих аферистах.
Обратим лучше свои благодарные взоры на тех, кто бескорыстно служит дорогой родине на поле брани.
Прежде всего, конечно, «вечная память» павшим героям. Они ушли от нас и теперь уже чужды всех житейских треволнений и невзгод, но светлые воспоминания о их самоотверженном служении родине должны жить среди нас и напоминать о нашем долге по отношению к их семьям.
Кроме же этих осиротевших людей серьезного внимания общества заслуживает и еще одна категория жертв войны — это калеки.
Причем, надо заметить, что гораздо легче разрешается вопрос относительно тех из них, кто по состоянию здоровья признан неспособным к труду, так как они, согласно закону, обеспечиваются пенсиями. Но много труднее положение воинов, которые после выздоровления от ран, покидают строй в силу физических недостатков и должны избрать новый род службы для материального обеспечения себя и своих семейств.
Вопрос этот большой и трудный и я не берусь разрешать его, а хочу лишь отчасти коснуться. Именно: в списках вакантных мест, предоставляемых раненым офицерам, имеются между прочим и должности воспитателей кадетских корпусов. Вот о них-то, на основании личного опыта, мне и хочется сказать несколько слов.
Десять лет тому назад, после того, как умолк грохот орудий на Дальнем Востоке, мне тоже пришлось покинуть строй вследствие физического недостатка, явившегося последствием ранения. В это время один из провинциальных кадетских корпусов, мундир которого я и имею честь носить, особенно гостеприимно открыл свои двери для раненых и потому, почти одновременно, через его порог нас переступило 4 человека: один с искусственным глазом, другой с простреленной грудью, третий с раздробленною в локте рукою и четвертый хромой.
После же переживаемой нами теперь кровопролитной Великой войны, особенно принимая во внимание большой некомплект воспитателей в настоящее время, надо думать, что процент такого рода калек в кадетских корпусах значительно возрастет сравнительно с тем, что дала Русско-Японская война.
Взвесив как положительные, так и отрицательные стороны такого рода элемента, назначаемого на воспитательские должности, постараемся беспристрастно ответить, насколько он подходит для педагогической деятельности.
Неоспоримо, что положительною стороною таких назначений является, во-первых, то обстоятельство, что облегчается возможность нескольким десяткам больных офицеров устроиться на нестроевую должность и, во-вторых, что им, как бывшим на войне, тем более раненым, грудь которых украшена боевыми орденами (а это обоятельно действует на молодежь), завоевать расположение кадет, при наличии педагогического чутья, значительно легче, чем кому-либо другому, но зато и очень сильным противовесом этому служат их следующие минусы в смысле пользы службы:
1) Такого рода офицеры-воспитатели являются педагогами не по призванию, а лишь в силу необходимости.
2) Физические недостатки их очень мешают исполнению служебных обязанностей воспитателя. Например: дежурить одноглазому по младшей роте, наблюдая за порядком в ней и следя за поведением 120 — 130 шалунов, положительно невозможно; хромому совершать экскурсии, обучать строю, гимнастике очень тяжело; однорукому вести переписку с родителями воспитанников, готовить периодические отчеты, писать характеристики кадет и заполнять в конце учебного года 30 — 35 аттестационных тетрадей — немыслимо, а руководить физическим воспитанием своего отделения так же, как и хромому, трудно.
3) Наконец, помимо изложенного, надо не забывать еще, что все мы, бывшие в боях, а тем более раненые и перенесшие неоднократные операции, — люди с очень подорванною нервною системою, что уже само по себе является громадным недостатком для педагога, так как вся его деятельность построена именно на нервах.
Ведь даже пришедшие служить в корпуса совершенно здоровыми, за 25 лет воспитательской работы, в громадном большинстве, приобретают разного рода недуги на нервной почве, а что касается явившихся сюда больными, то им эта лямка и совсем не по силам.
Занимать же место воспитателя, поставив на первый план заботу о собственном здоровье и смотреть на служебные обязанности лишь как на отбывание казенного номера, — преступно, так как такого рода служба в учебном заведении не только затормозит и испортит дело, подобно тому, как и на других служебных поприщах, но еще и будет калечить душу вверенного нашему попечению юношества.
"Меns sаnа in соrроrе sаnо...» И действительно, только бодрые духом и крепкие телом, при всех других необходимых для педагога качествах, могут выполнять эту серьезную и трудную работу офицера-воспитателя.
От Главного Штаба
На основании Высочайшего повеления от 17-го ноября 1873 г. нижние воинские чины, потерявшие во время состояния на действительной службе зрение, имели право, при увольнении в отставку, на единовременное пособие из казны в размере: потерявшим зрение на оба глаза 40 рублей, а лишившиеся зрения только на один глаз — 20 рублей.
Истекший год настоящей войны дал значительное число раненых с тяжелыми последствиями ранений, повлекшими за собой утрату трудоспособности и необходимость постоянного постороннего ухода, но из всех этих раненых только потерявшие зрение на оба глаза могли воспользоваться указанным выше пособием в 40 руб., остальные же, на основании приказов по военному ведомству 1914 г. за №№ 814 и 815, могли получить пособие в размере лишь 10—25 руб.
Военное ведомство, находя положение тяжелораненых нижних чинов, лишившихся трудоспособности и вынужденных пользоваться постоянным посторонним уходом, нисколько не легче положения совершенно потерявших зрение на оба глаза, признало необходимым возбудить вопрос о предоставлении и таким раненым права на означенное выше пособие в 40 руб.
Вопрос этот разрешен был в положительном смысле и Высочайше утвержденным 17-го октября сего года Положением Военного Совета от 8-го того же октября нижним чинам, пострадавшим в настоящую войну и удовлетворяющим условиям на причисление, согласно п. 9 положения к ст. 862, кн. VIII (изд. 3-е), С. В. П. 1869 г., к первому классу раненых и на получение пенсии по первому разряду, согласно расписанию, объявленному в приказе по в. в. 1913 г. № 236, предоставлено право на единовременное пособие в размере 40 руб., как и потерявшим зрение на оба глаза; нижним же чинам, потерявшим зрение при обстоятельствах военного времени на один глаз, размер пособия оставлен прежний, т. е. 20 руб. Указанные пособия выдаются независимо от всех тех пособий, на которые означенные нижние чины имеют право, как раненые вообще.
Возбуждаемые нижними чинами о назначении указанных пособий ходатайства должны быть направляемы, согласно приказу по военному ведомству 1914 г. за № 815, в штабы тех военных округов, в районе коих эти нижние чины состояли на излечении и откуда были уволены вовсе от службы.
При сем Главный штаб считает необходимым перечислить те болезни, телесные недостатки и последствия от травматических или иных повреждений, которые дают право нижним воинским чинам на пенсию по закону 25-го июня 1912 г. и на покровительство Александровского комитета о раненых по 1-му классу.
Приказ по в. в. 1913 г. № 236.
I. Болезни и телесные недостатки, дающие право на пенсию по первому разряду при условии полной (100%) утраты трудоспособности, соединенной с необходимостью постоянного постороннего ухода.
1) Испытанные и не уступающие лечению душевные расстройства, параличи обеих верхних или нижних конечностей, либо половины тела, а также в сильной степени развития: дрожательный паралич, другие длительные судорожные расстройства и органические болезни спинного и головного мозга и тяжелые расстройства равновесия тела органического происхождения. Падучая болезнь с весьма частыми судорожными припадками (не менее несколько раз в неделю) или с значительным ослаблением умственных способностей.
2) Потеря зрения на оба глаза.
Примечание: Наравне с полной потерей зрения слепотою считается и потеря зрения до 1/200, т. е. возможность считать пальцы не далее 1/3 метра или 1 фута.
3) Неизлечимые страдания внутренних органов, тяжкие неизлечимые болезни обмена веществ и крови, сопровождающиеся явным расстройством важных для жизни отправлений.
4) Лишение обеих рук или обеих ног, либо совершенное не владение ими по причине неизлечимого сведения, или неподвижности больших суставов, или образования ложных суставов.
5) Лишение одной руки и одной ноги вместе или совершенное не владение ими.
6) Потеря обеих ручных кистей или совершенное не владение ими.
7) Тяжелыя формы Базедовой болезни.
8) Свищи желчных путей и желудочно-кишечного канала, за исключением прямой кишки.
Приложение к ст. 862 кн. VIII (изд. 3-е) С. В. П. 1869 г.
Правила для руководства врачей при освидетельствовании лиц, ищущих покровительства Александровского комитета о раненых
II. О разделении раненых на классы.
6. К первому классу принадлежат те, которые, по причине весьма тяжких неизлечимых последствий от травматических или других повреждений, не только неспособны ни к какому роду службы, но и не могут обходиться без постоянного постороннего ухода за ними.
9. К первому классу принадлежат следующие последствия от травматических или иных повреждений:
а) Повреждения головы или позвоночника, оставившие по себе испытанные и не уступающие лечению: душевные болезни, параличи обеих верхних или нижних конечностей, либо половины тела, и равносильные им последствия.
б) Потеря зрения на оба глаза.
Примечание. Наравне с полною потерею зрения, слепотою считается и потеря зрения до 1/200, т. е. возможность считать пальцы не далее 1/з метра или 1 фута.
в) Свищи желчных путей, поджелудочной железы и желудочно-кишечного канала, за исключением прямой кишки.
г) Лишение обеих рук или обеих ног, либо совершенное не владение ими по причине неизлечимого сведения или неподвижности больших суставов.
д) Лишение одной руки и одной ноги вместе или совершенное не владение ими, а также потеря одной нижней конечности вследствие ампутации или вылущение бедра.
с) Потеря обеих ручных кистей или совершенное не владение ими от неизлечимого их сведения.
ж) Недостаток, сведение или совершенная неподвижность не менее 6 пальцев на обеих руках, но в том числе и обоих больших пальцев.
з) Ложные суставы обеих нижних конечностей, вследствие не сросшихся переломов бедренных или обеих большеберцовых костей
(«Русск. Инв. № 272).
От Главнаго Штаба
Петроградской городской управой открываются на 200 человек курсы для увечных воинов в помещении коммерческого училища Первого петроградского общества преподавателей (Петроград, Разъезжая ул., д. № б), для подготовки к должностям сельских учителей, библиотекарей, волостных писарей и счетоводов - кооператоров.
Занятия будут происходить вечером с 4 1/2 час. до 9 час.
Срок обучения на курсах: для подготовки сельских учителей—2-х годичный и для подготовки библиотекарей и волостных писарей — годичный и для подготовки счетоводов-кооператоров—4-х месячный.
Принятые на курсы увечные нижние чины будут обучаться бесплатно; уроженцы Петрограда, в случае их нужды, будут получать, кроме того, пособие на свое содержание, по 20 руб. в месяц.
От поступающих на курсы требуется уменье свободно читать и писать и знание 4-х арифметических действий с целыми числами.
Начало занятий на курсах предположено 2-го января 1916 года; приемные испытания начнутся с 16-го сего декабря.
Об определении на курсы нижним чинам надлежит подавать заявления лично или через администрацию лазаретов, в коих они находятся на излечении, в расходное отделение городской управы (Петроград, Невский 83, здание городской думы), причем в заявлениях следует указать:
1) фамилию, имя, отчество и звание желающего поступить на курсы;
2) в каком именно лазарете он находится и
3) в каком отделе курсов желает обучаться
(«Рус. Инв.» № 293).
Еще по теме
|