По материалам журнала "Нива" за 11 ноября 1917. г.
Воздушная охота
Очерк Б. А. Венценосцева
Два года тому назад, вылетая на разведку неприятельского расположения и переходя позиции на высоте двух тысяч метров, я встретил неприятельский Альбатрос. Долго всматривался я в приближающийся, растущий из точки, красивый по очертаниям самолет.
Он прошел мимо, показав свои кресты. Мы разминулись, как два ястреба, идущие за своей добычей: у нас не было еще тогда крепких остро-отточенных когтей, все наше вооружение состояло из одного карабина.
Так было два года тому назад. Но теперь армии прозрели глазами-самолетами и стараются „ослепить" друг друга. Авиация совершила такой колоссальный скачок вперед, что из подсобного рода оружия сделалась вполне самостоятельным и активным. Она самостоятельно может решать боевые задачи.
Летчики атакуют окопы противника, осыпая их дождем свинца из пулеметов, и тяжелые бомбовозы разрушают в тылу узловые снабжающие центры неприятеля, взрывая склады снарядов, отрезывают железнодорожное сообщение и тем самым подготовляют гибель противнику. Разведывательные аппараты сообщают перемещения сил противника, а артиллерийские—руководят огнем тяжелых батарей. Словом, армия не может существовать без своих глаз-самолетов.
Естественно, что каждая борющаяся сторона должна обезвредить своего противника, И вот уничтожают самолеты неприятеля артиллерийским огнем и высылают им навстречу подвижных, быстроходных, хорошо вооруженных пулеметами, истребителей.
Рис. 1. Истребитель (В) становится в „хвост“ немецкому двухместному разведчику (А). Зона (С—Л) является опасной для истребителя (В), ибо они поражается огнем пулемета противника.
Эти истребители - воздушные охотники и являются самым надежным и решительным оружием против неприятельских соглядатаев сверху. Цель истребителя—уничтожить самолет противника. Противник не должен проникнуть за позиции, а если проник, то его необходимо уничтожить. Необходимо охранить от бомбометании железнодорожные узлы и города с их складами и заводами на оборону. Вот задачи истребителя.
Само название „истребитель" уже показывает, что он должен обладать средством истребления противника, т.-е. скорострельным автоматическим оружием, каковым является пулемет, а для того, чтобы настичь противника, должен обладать и большой скоростью. В настоящее время скорость истребителей достигает 200 -250 километров в час. Для маневрирования в воздухе истребитель должен отличаться большой поворотливостью. Все это и выработало особый тип самолета - небольшого, поворотливого, быстроходного и хорошо вооруженного пулеметом.
Как же охотятся друг на друга летчики?
Да по тому же принципу, который и у пернатых. Хорошее вооружение, острый и быстрый взгляд и неожиданное нападение сверху на беззащитную, не чующую опасности, жертву, - вот основной принцип боя истребителей. Победителем всегда будет зоркий сокол.
Неожиданность нападения осуществляется тем, что неприятеля нужно заметить первым и подойти к нему незамеченным как можно ближе и уже отсюда бить его наверняка. Читателю, может быть, покажется странным, что в таком безбрежном океане, как воздух, который весь — прозрачность и чистота, и в котором нет привычных для глаза предметов, кроме облаков,—летчику трудно заметить летящий самолет? Но это так!
Рис. 2. Незаметно подкравшись к немецкому двухместному разведчику (В), истребитель (А) камнем пикирует вслед уходящему противнику, чтобы встать ему в „хвост“ (С).
Конструктивная необходимость заставляет пилота сидеть в кабинке, где сосредоточено его управление самолетом. На кабинке устанавливается козырек, который предохраняет пилота от воздушного вихря, тянущегося за пропеллером и мотором. Кроме того, несущие плоскости находятся или впереди летчика или же непосредственно над ним. Все эти предметы—кабинка, плоскости, стойки и тросы - сильно сокращают кругозор летчика. а наличие лишь двух глаз лишает его возможности смотреть назад.
Кроме того, летчик слит с самолетом не только физически, т.-к. чувствует всем своим существом каждое движение самолета. но он слит и механически. Все пилоты-истребители привязаны поясом к сиденью, а через плечи и шею перекинуты ремни, которые прочно прикрепляют к тому же сиденью, ибо истребитель в буквальном смысле должен кувыркаться в воздухе, как голубь, пернатый товарищ по воздушной стихии.
Незамеченный подход к противнику, это—уже почти победа. Внезапность сильно действует на психику противника, она ошеломляет его, и он упускает те немногие секунды сближения самолетов, в которые он мог бы выпустить несколько пуль по атакующему. Неожиданность нападения не позволяет ему встретить атаку контр-маневром, и он будет пассивным, т.-е. жертвой. Необходимость незаметного подхода заставляет использовать все обстоятельства.
Если небо облачно, то, подходя к противнику под защитой облаков, бросаются на него камнем сверху.
Нельзя не упомянуть о том, что подход со стороны солнца к неприятелю, т.-е. когда нападающий находится между солнцем и неприятельским самолетом, является большой маскировкой для атакующего, ибо лучи солнца, в особенности низко стоящего, бьют противнику в глаза, ослепляя его. Это обстоятельство всегда учитывают истребители. Преобладание в высоте относительно противника чрезвычайно важно, ибо только тогда можно с наибольшим успехом осуществить внезапность нападения, падая сверху камнем и применяя тот маневр, который вызывается обстоятельствами.
Кроме того, имея большую высоту, истребитель гарантирует себе в случае неудачной атаки, поранения и порчи мотора более или менее безопасный спуск, ибо, чем выше, тем дольше можно спускаться без работающего мотора, планировать и выбирать удобное место для посадки. Чрезвычайно важна и скорость самолета, ибо преобладание скорости дает инициативу в руки летчику,— он может набрать большую высоту, догнать противника, а так как атака длится всего несколько секунд, по истечении которых противник уже делает контратаку и нападающий может стать в невыгодное положение, то скорость аппарата может быстро выручить его, выводя самолет из-под обстрела.
Для успешного исхода боя необходимо узнать противника, кто он: истребитель, разведчик, бомбовоз двухмоторный? Что дается путем долгого присматривания начинающего истребителя к своим противникам. Французский истребитель, только что окончивший школу, сразу не вступает в бой, он проходит известный стаж „присматривания" к противнику, держась на боевой высоте почти над своими позициями. Здесь он как бы примеривается к атакам, но не вступает в бой до тех пор, пока не "набьет" глаз на распознавании различных самолетов по их назначению. Здесь неоперившийся птенец пробует выпускать когти, и эта школа быстро воспитывает его, она дает ему подлинную боевую обстановку и возможность в совершенстве развивать технику полета. Только пройдя этот искус, истребитель начинает свою охоту, и сбитый пятый по счету неприятельский самолет дает ему почетное право называться „as'ом".
Я уже упомянул, что необходимо определить противника, что от назначения самолета зависит его система и вооружение. Так, самолеты-истребители почти всегда одноместные и вооружены одним пулеметом, укрепленным неподвижно по оси самолета и стреляют только вперед по движению самолета: разведочные - почти всегда двухместные и имеют два пулемета, стреляющие вперед и назад; кроме того, у немцев есть трехместные бомбовозы, вооруженные тремя пулеметами с обстрелом почти во все стороны.
Летчику-истребителю необходимо знать, с какой стороны броситься на самолет, подвергаясь наименьшему риску получить несколько пуль противника, и какой маневр применить в каждом отдельном случае. Одноместный самолет-истребитель придется атаковать сверху, сбоку или сзади в хвост - или же под "брюхо" и ни в коем случае, в „лоб", ибо стреляющий вперед пулемет в несколько секунд изрешетит нападающего.
К двухместному разведчику придется подойти с хвоста и упорно держаться того же направления и той высоты неприятеля, пока атакующий не выпустит серию пуль. Держась этого направления, нападающий защищен рулем направлений противника, который находится на продольной оси самолета и который не позволяет открыть огонь по этому направлению. Кроме того, безопасен подход спереди под углем приблизительно в 45° к продольной оси самолета: здесь неприятелю нельзя стрелять через стойки и тросы самолета, и защита возможна лишь маневрированием. Все эти зоны подходов к самолету противника являются безопасными для атакующего, и ему приходится их выбирать и умело к ним подходить.
Когда воздушный охотник уже определил, кого представляет собою намеченная жертва: подвижного ли и опасного этой подвижностью одноместного истребители или же неповоротливого, но значительно сильнее вооруженного разведчика, бомбовоза или фотографа, тогда уже он, подойдя, по возможности, незамеченным, бросается на свою жертву, применяя удобный для него маневр атаки.
Громадное значение имеет и психическая подготовка противника, — если им уже замечен атакующий самолет. Нападающий делает как бы ложные атаки, проделывает ряд воздушных трюков: штопор. переворот через крыло и т. д.
И если атакуемый недостаточно облетанный пилот, то психическое воздействие на него этими маневрами громадно. Оно совершенно парализует разумность его поведения, что заметно по его метанию из стороны в сторону, и он уже является совершенно пассивным противником, на котораго набрасывается истребитель, чтобы сбить его с первой же атаки.
Рис. 3. (А) пикирует на „немца" (В) сверху, чтобы, поднырнув под „брюхо", расстрелять его почти в упор.
Очень часто два „аs'а", встречаясь в воздухе, начинают таким путем подготовлять друг друга и, убедившись в равносильности и бесплодности своих атак, расходится каждый своею дорогой. Всегда нужно помнить, что с тыла еще грозит опасность со стороны не обнаруженных товарищей противника или же от случайно проходящего самолета неприятеля.
Я укажу лишь на два случая нападения: на двухместного разведчика и одноместного истребителя.
Самой опасной и трудной атакой нужно считать нападение на разведочный самолет, если там сидит хороший наблюдатель-пулеметчик. Здесь атакующий нарывается и сзади и спереди на пулеметы, а подойти незамеченным почти невозможно. Вот здесь-то и нужно использовать всю обстановку: светящее в „лоб" противнику солнце и наличие облаков, но даже и в этом случае напряженный взор наблюдателя откроет неприятеля, и нападающий должен выиграть время, чтобы подойти на близкое расстояние (100—200 метров), и подойти так, чтобы огонь из неприятельского пулемета был менее действителен.
Истребитель бросается сверху камнем, "пикируя" на жертву, и лучше всего фигурно, штопором, ибо это сбивает наводку пулемета, а затем, дойдя до высоты противника и уткнувшись ему почти в „хвост", расстреливает его почти в упор под защитой неприятельского хвоста или же совсем ныряет под самолет противника и, задрав свой аппарат кверху, открывает огонь из пулемета.
Хорошо подойти спереди со стороны безопасной зоны самолета, ибо тогда истребитель подходит к противнику безнаказанно и быстрым поворотом почти на месте (переворот через крыло) становится по ходу противника и старается поместиться под него, для расстрела его снизу. Вообще же, атака двухместного самолета трудна по своей сложности даже и в том случае, если противник не встречает контратакой, а просто уходит от истребителя, и атакующему приходится быть весьма осторожным, ибо очень трудно держаться за уходящим противником в „хвост", а малейшее уклонение от этого направления грозит истребителю испытать огонь неприятельского пулемета.
Гораздо лучше обстоит в смысле безопасности атака одноместного истребителя, если только исключить его способность быстрого и умелого маневрирования. Тыл истребителя ничем не защищен, кроме как осмотрительностью летчика, и вот с тыла-то на него и нападают, падая сверху камнем, и, становясь ему в „хвост" или подныривая под самолет и „задрав" свой аппарат, открывают огонь.
Но хороший истребитель заметит атаку противника и сам постарается стать в „хвост" нападающему, сделает для этого или мертвую петлю или переворачивание через крыло, и нападающий сам окажется в положении жертвы; поэтому, если нападение сделано удачно, т.-е. атакующий стал в „хвост" противнику, то этого положения нужно держаться упорно и следить за движениями противника, точно копируя их, и в то же время расстреливать свои патроны.
Эта мера, до некоторой степени, страхует от неожиданных маневров неприятеля и позволяет нападающему поражать жертву, самому оставаясь вне обстрела. Лучшей защитой от нападения истребителя является ответ быстрой, решительной контратакой с овладением тыла противника. В том случае, когда защита уже невозможна,—„заел" пулемет, испортился мотор. - остается последнее средство: уходить! И в этом случае нужно использовать обстановку: или скрыться за облако или уходить против солнца, что мешает противнику следить за уходящим самолетом.
Никогда не нужно уходить по прямому направлению, ибо это дает возможность лучше пристреляться противнику, то же самое относится и к пикированию, ибо это есть тот же уход п прямой. Лучше всего показать себя сбитым, введя противника в заблуждение штопором, сваливанием на крыло и т. д., и всегда помнить, что уход по прямой есть гибель. И только тогда, когда самолет вышел уже из сферы действительного обстрела, нужно уходить по прямому направлению.
Рис. 4. Истребитель (А) мертвой петлей уходит от (В), немецкого истребителя. — с тем, чтобы занять у него позицию в „хвосте" и самому быть в положении атакующего.
Воздушный бой может длиться всего лишь несколько секунд, ибо сближение самолетов на боевую дистанцию длится чрезвычайно мало, благодаря громадным скоростям современных самолетов. Вот эта молниеносность боя и трудность обстановки требуют от летчика высоких личных качеств при совершенстве полетной техники. Дерзкая отвага, решимость и способность быстро, почти инстинктивно учитывать обстановку,—вот качества, необходимые воздушному охотнику.
Еще по теме
|