Продолжаю публиковать материалы из газет и журналов 100-летней давности. Эта серия материалов посвящена технике, использовавшейся на войне.
„Голос" передает, что во время войны германцы построили особо большие и скороходные подводные лодки. Их водоизмещение достигает 5.000 тонн т. е. они 6ольше многих легких крейсеров. Полагают, как сообщает «Dailу Mail», что они могут пройти Атлантический океан туда и обратно с имеющимся у них запасом топлива и воды.
Все новейшие германские подводные лодки имеют броню в своей верхней части, а потому их чрезвычайно трудно уничтожить. Новые подводные лодки 6удут, вероятно, снабжены весьма толстой броней, способной противостоять выстрелам орудий, калибром менее б дюймов.
Ничего неизвестно о вооружении самих лодок. Однако, германские подводные лодки меньшего размера были вооружены 4-дюймовыми пушками, а потому новые, более крупные лодки могут получить вооружение из 6-дюймовых или даже еще более крупных орудий.
***
Английский журнал «Nav. and Milit. Record» сообщает, что за последнее время в Балтийском море производили испытание германские подводные лодки нового типа, которые обладают скоростью хода в 20 узлов на поверхности моря и имеют целую батарею, состоящую из скорострельных пушек.
О тех же лодках говорит и известный писатель Персиваль Хислам в журнале «Те Graphic». По его словам, эти лодки имеют водоизмещение до 5.000 тонн и длину около 400 футов. На их верхней палубе имеется длинная, бронированная 3-х дюйм. броней надстройка, в которой помещается несколько (6 или 8) скорострельных орудий. Затем на этой надстройке имеется боевая рубка, защищенная 4-х дюймовой броней. Кроме того эти лодки имеют большое число минных аппаратов, часть которых может стрелять по траверзу.
Эти лодки могут занимать три положения: первое надводное, когда выступает из воды и часть их корпуса; второе полупогруженное, когда над водой возвышается только надстройка и когда орудия могут действовать, и, наконец, третье—погруженное, когда над водой торчат только верхние концы перископов.
Переход из полупогруженного в погруженное состояние делается в несколько секунд и таким образом эта лодка или, верней, подводный крейсер, может успешно сражаться даже с истребителями миноносцев и небольшими крейсерами, а при приближении более сильных судов быстро уходить под воду.
Затем они обладают большим запасом топлива и других припасов и если для обыкновенной германской подводной лодки считается возможным пребывание в море в продолжении 3-х недель, то эти лодки могут, не возобновляя запаса топлива, плавать 3 месяца, что должно крайне затруднить преследование их. Из других деталей вооружения этих лодок обращает внимание то, что верхняя палуба покрыта броней, толщиной 1 дюйм, они имеют 3 винта и особое помещение для мин заграждения.
Таким образом, если все эти сведения верны, то у немцев имеются весьма могущественные подводные крейсера, но оба английские журнала, откуда взяты эти выдержки, говорят, что все эти данные, как исходящие из нейтральных источников, требуют проверки, хотя нет ничего невозможного в том, чтобы такие суда могли быть построены, так как приблизительно в этом роде давно уже строятся подводные суда в Англии и во Франции.
***
Итальянский журнал «Rivista Marittima» дает выдержки из статьи германского инженера Трейтеля, помещенной в «Цюрихской газете», описывающей новые подводные крейсера, которые, по его словам, строятся в Германии.
Водоизмещение этих судов в погруженном состоянии 5.000 тонн, длина 126 метров (413 фут), мощность машин при надводном плавании 18.000 инд. сил и ход 26 узлов. Район действия от 18.000 до 20.000 м. миль, а скорость хода под водой 16 узлов.
Эти крейсера будут вооружены 30 минными аппаратами с запасом мин для них в 90 штук и будут иметь несколько орудий среднего калибра, помещенных в бронированной, скрывающейся башне и несколько орудий малого калибра для стрельбы против воздушных судов, помещенных на скрывающихся установках. Боевая рубка будет бронирована и эти крейсера будут иметь от 125 до 150 мин заграждения, которые можно ставить, будучи в погруженном состоянии.
Эти крейсера при своем надводном плавании будут пользоваться двигателями Дизеля, при чем они могут идти экономическим ходом в 10 узлов и тогда их район действия будет равен вышеприведенной цифре, почему они могут из Балтийского моря пройти к берегам Японии не возобновляя запаса топлива.
Так как пока неизвестно, насколько статья германского инженера заслуживает доверия, то нельзя сказать действительно ли подобные суда строятся в Германии, но следует заметить, что проект подобного подводного крейсера приблизительно таких же размеров и с таким же вооружением, скоростью хода, районом действия и т. д. был разработан русским корабельным инженером Журавлевым еще в 1910—1911 году и одно время он привлекал внимание всего мира. Тогда, т. е. за 3—4 года до этой войны, наш инженер весьма подробно разработал этот проект, доказал полную возможность постройки этих судов и все его расчеты и эскизные чертежи были помечены в нашем журнале «Русское Судоходство» за 1911 год.
Поэтому можно предположить, что немцы воспользовались идеей нашего инженера и осуществляют ее на практике, если только сведения швейцарской газеты верны.
Затем, тот же инженер описывает и другой тип германских подводных лодок, которые, по его словам, уже находятся в рядах флота. Они имеют водоизмещение в погруженном состоянии 2.400 тонн, длину 85 метров (279 фут), скорость хода на поверхности моря 22 узла, мощность машин 7.000 индик. сил, скорость хода под водой 14 узлов и район действия 6.500 морск. миль.
Продолжительность пребывания в море этих лодок равна от 6-ти до 8-ми недель, вооружены они 8-ю или 10-ю минными аппаратами для 22 дюйм. мин и от 4-х до 8-ми орудиями малого калибра на скрывающихся установках, часть которых, может стрелять по воздушным судам. Верхняя палуба и боевая рубка этих лодок бронированы и их экипаж состоит из 3-х—4-х морских офицеров, 2—3-х механиков, 1 врача и от 40 до 50 нижних чинов.
Относительно района действия этих лодок германский инженер говорит, что они могут выйти из одного из германских портов Северного моря, пройти к берегам Северной Америки и вернуться обратно, не возобновляя запаса топлива.
Приводя эти сведения и делая научную проверку правильности сообщенных германским инженером данных о размерах этих судов, расходе их механизмами топлива, быстроты погружения и т. д., итальянский журнал говорит, что вполне возможно, что германские лодки второго из описанных типов находятся уже в плавании, т. к. норвежские газеты в марте этого года сообщали, что около их берегов появилась германская подводная лодка с экипажем, состоявшим из 80-ти человек и это, вероятно, было судно описанного здесь типа.
В заключение своей статьи итальянский журнал еще раз говорит, что хотя все эти сведения и вполне правдоподобны, но факт, что подводные крейсера в 5.000 тонн уже строятся в Германии должен быть оставлен всецело на ответственности германского инженера и поместившей его статью швейцарской газеты, так как из других источников о постройке в Германии подобных судов ничего не сообщалось.
В. Э.
Еще по теме
|