В настоящее время в войсках обращено большое внимание на технику службы связи и в этом направлении сделано очень многое. Наряду с очень сложными аппаратами и способами, которыми не всегда можно воспользоваться, функционируют приемы самые простые, примитивные, не требующие никаких аппаратов, до посылки приказаний и донесений при посредстве конных и пеших ординарцев включительно.
Выбор способа для связи всегда зависит от возможности, или невозможности воспользоваться тем, или другим из них в зависимости от наличности самих способов и разнообразия обстановки и условий каждого данного случая; а потому, принимая в войска все новое в этой области, было бы большой ошибкой отказываться от старых способов только потому, что они менее совершенны, или имеют кое-какие, иногда даже серьезные, недостатки. Надо помнить, что чем больше способов для связи будет в распоряжении не только войсковых частей, но даже отдельных людей, тем в лучших условиях они будут находиться в каждом данном случае. С другой стороны, надо не забывать, что обстоятельства могут их поставить в такия условия, что применимым в данном случае окажется только тот способ, который считался при других обстоятельствах менее совершенным.
Вот почему, принимая и применяя все новое, прежнее, а потому менее отвечающее современным требованиям, никогда не надо исключать, а напротив разрабатывать, стараясь довести до высшей степени совершенства; тем более, что усовершенствование уже знакомого, известного, к чему привыкли, принимается в войсках всегда с чувством вполне понятного доверия и удовлетворения.
Один из способов службы связи в войсках, выдерживающий уже вторую кампанию — это оптическая полевая сигнализация, знаками азбуки Морзе. К сожалению этот простой, казалось бы, вполне доступный способ связи не занимает подобающего ему места и этому досадному явлению, надо сознаться, есть немало причин.
Действительно, изучение оптической полевой сигнализации в войсках всегда было сопряжено с большими трудностями, что предвиделось и составителями положения, согласно которому время на подготовку хорошего сигнальщика определено от одного года до двух лет, и таких сигнальщиков положено иметь только по 8-ми на роту (сотню, эскадрон, батарею).
Несмотря на такой солидный срок — стать хорошим сигнальщиком было уделом немногих. Большею частью это были люди, прежде всего обладающие отличною памятью, из числа способных и расторопных вообще. Те из них, которым удавалось осилить трудности изучения всех комбинаций знаков азбуки Морзе, конечно увлекались сигнализацией и обращались в великолепных сигнальщиков, доводя свое искусство в отдельных случаях до виртуозности; своим знанием дела они приносили огромную пользу. Конечно, в большинстве случаев это были молодые офицеры или сверхсрочно-служащие части. По своему положению все это были учителя, среди же учеников, т. е. нижних чинов, таковых было уже гораздо меньше; оно и понятно — к сроку окончания изучения сигнализации подходил и срок окончания службы — увольнения в запас, времени для применения изученного на практике оставалось около года.
Отсутствие практики всегда вредно отзывалось на обучившихся уже сигнализации, самая же передача, требовавшая выдерживания определенных счетов, производилась медленно, депеша, получаемая знаками Морзе, могла содержать ошибки, которые обнаруживались только по переводе знаков на буквы, иногда не поддаваясь исправлению. Обстановка передачи (два цветных флага) слишком привлекала на себя внимание неприятеля, а так как азбука Морзе всемирно известна, то ничто не гарантировало от перехватывания неприятелем передаваемых сигналов.
Конечно, в настоящее время, когда существуют такие способы связи, как телефон, телеграф, наконец, телеграф беспроволочный, к оптической сигнализации можно было бы, предъявляя minimum требований, предоставить ей одно из последних мест в службе связи. Подобное решение вопроса в корне было бы неправильно. Очень не редки случаи, когда оптическая сигнализация бывает единственным способом, который можно применить, например; когда небольшой отряд, группа людей, наконец, отдельные люди, случайно оторвавшиеся, или отрезанные от своей части, или разделенные с ней ледоходом реки, разрушенным мостом, непроходимым болотом и т. п., прекрасно скрытые от неприятеля, но на виду у своих, могли бы передать ценные сведения и указания, но не в состоянии этого выполнить только потому, что среди них не находится знающих свое дело сигнальщиков.
Движения же и замыслы неприятеля у них как на ладони, и вовремя переданное ими донесение могло бы иметь огромное значение.
Особенно внимательно изучается и применяется оптическая сигнализация среди войск, действующих в горах, когда даже крупным частям войск приходится решать общие задачи при условии, что они постоянно разъединены горными цепями, непроходимыми в брод потоками и другими непреодолимыми препятствиями. В этих случаях, воспользовавшись командующими высотами, находящимися хотя бы друг от друга и на далеком расстоянии — возможно установить временную, а иногда прочную связь только при помощи оптической сигнализации, все же остальные средства окажутся совершенно неприменимыми по причинам вполне понятным.
Повторяем, чем больше способов для службы связи будет в распоряжении каждого даже отдельного человека, тем большую пользу делу они могут принести. Чем большее количество людей может пользоваться данным способом, тем он необходимее, тем он желательнее. Оптическая сигнализация достигла бы своего идеала, если бы в поле стала языком военных, и к этому необходимо стремиться.
Изучение оптической сигнализации надо поставить в такие условия, чтобы она прежде всего была доступна для всех, самое изучение заканчивалось в короткий срок, легко усваивалось людьми независимо от их развития; надо, чтобы изучение заинтересовало обучающихся, давая быстрые и наглядные результаты, раз усвоенное не забывалось бы даже от длительного перерыва практики и в то же время давало полную уверенность, что передаваемое сигналами не может быть перехвачено, а потому и использовано неприятелем; исключая ошибки при передаче ускоряло бы самую передачу; обставив ее так, чтобы она наименее привлекала на себя внимание неприятеля, и наконец безусловно необходимо исключить необходимость скучного выучивания наизусть всех комбинаций сочетаний знаков азбуки Морзе для перевода их на буквы и обратно.
Каждый, прочитавший вышеизложенное вправе сказать, что все и всегда легко критиковать, особенно не давая взамен ничего лучшего, лишь оставляя все в области указаний пожеланий и только...
Настоящая статья преследует цель совершенно иную.
В настоящее время изобретен очень простой по конструкции прибор, который будет выпущен изобретателем в самом непродолжительном времени. Прибор, совершенно устраняя все перечисленные недостатки при изучении оптической сигнализации, в то же время выполняя все требования положение о ней и не требуя переучивания уже обученных сигнализации, еще обучающимся дает возможность закончить обучение в несколько уроков, так как все грамотные, хотя бы совершенно не знакомые с азбукой Морзе, по ознакомлении с прибором, чрез 2—3 часа занятий, будут в состоянии принять и передать как простую, так и зашифрованную депешу азбучной и сокращенной сигнализацией, что увеличивает число сигнальщиков в каждой части в несколько раз (против прежних 8 специально обученных).
Пользование прибором дает возможность сократить сигнальный пост с 3-х человек на 2-х и даже одного, заменив флаги менее заметными предметами из находящихся под рукой (это дает широкое поле для изобретательности самих сигнальщиков), ускоряя самую передачу в 5—6 и более раз, совершенно исключает возможность перехватывания депеш, даже если перехватывающий имеет подобный прибор и умеет им пользоваться.
Прибор по знакам азбуки указывает соответствующие им буквы (число) слова передаваемой депеши; по слову, букве (числу) указывает (механически) составляющие их комбинации знаков; механически зашифровывает слова, буквы (числа), а также составляющие их знаки; даст возможность зашифрованные буквы (числа), знаки (азбуки Морзе) и слова депеш получать приемщику сразу в расшифрованном уже виде. При помощи прибора можно приказать передать и принять депешу, не открывая шифра сигнальщикам. Прибор передает (механически) многозначные числа сочетаниями из двух цифр, что способствует ускорению передачи; каждую же букву или слово дает возможность передать в 30-ти различных сочетаниях знаков азбуки Морзе, комбинируя их механически самим прибором.
Кроме того, прибор дает возможность, что очень важно, механически составлять просто и сложно зашифрованные донесения, распоряжения, приказания и т. п., что конечно способствует сохранению тайны посылаемого между отправителем и адресатом; последнему дает возможность читать таковые сразу в расшифрованном виде. Все это совершенно устраняет возможность со стороны неприятеля воспользоваться случайно перехваченным.
Можно с уверенностью сказать, что в войсках этот прибор будет встречен с большим интересом. Он откроет новые горизонты в области оптической сигнализации, а также внесет совершенно новое и оригинальное в составление шифрованных донесений, распоряжений, приказаний и т. п.
Надо ожидать, что прибор станет таким же необходимым предметом для каждого воинского чина, как компас, полевая книжка, бинокль и т. п.
Опыты с прибором дали возможность убедиться, что изучение оптической сигнализации должно и может быть поставлено на соответствующую высоту и занять подобающее ей место наряду с остальными не менее необходимыми, но более сложными, способами для службы связи.
В настоящее время ускоренной подготовке войск, прибор дает возможность, не затрачивая на это драгоценного времени, высылать в части войск всех грамотных людей обученными сигнализации. В военных училищах и школах прапорщиков, где при такой же ускоренной подготовке вероятно нет возможности изучать сигнализацию за недостатком времени, прибор также принесет несомненную пользу, так как на ознакомление, с ним времени, конечно, всегда хватит, а этого уже будет совершенно достаточно.
Затем, в кадетских корпусах согласно приказа по военно-учебным заведениям (1912 г. за № 7) занятия сигнализацией должны вестись по вполне определенной программе, начиная с 1-го до последнего класса включительно. В кадетских корпусах этот прибор, как и везде, настолько облегчит само изучение сигнализации и заинтересует обучающихся, что можно быть уверенным, что в военные училища будут поступать великолепно подготовленные сигнальщики, а это конечно будет очень ценно для армии, как в ближайшее время, так и впоследствии.
В гражданских учебных заведениях (мобилизация спорта) конечно тоже обратят внимание на этот прибор.
Принимая во внимание все вышеизложенное, можно быть уверенным, что прибор возбудит живой интерес, отодвинет в область предания скуку при изучении сигнализации и трудность заучивания наизусть. Сослужит службу для войск, что конечно даст полное удовлетворение изобретателю, вложившему в него много опыта, труда и технических знаний. Со своей стороны мы можем только пожелать полного успеха как самому изобретателю, так и его изобретению.
Дагестанец.
Еще по теме
|