Что нужно для того, чтобы быть хорошим авиатором?
Самое главное: иметь крепкие нервы, верный глаз и твердую руку.
С этими данными можно сделаться отличным пилотом. Без них не поможет ничто: ни самое страстное желание быть полезным работником в данной области, ни самое тщательное изучение летательного аппарата, ни уменье обращаться с ним. Здесь более, чем где-либо, прежде всего требуется необычайная налаженность и аккуратность главного аппарата—человеческого тела.
Из этого явствует, что и требования, предъявляемые к лицам, собирающимся сделаться пилотами, должны основываться прежде всего на их физических свойствах. Необходимо экзаменовать не только ум будущего пилота (т.-е. его знания), но и его тело. И не только те качества, какие приобретены телом, т.-е. ловкость и приспособленность к аппарату, но и врожденные свойства тела: выносливость мускулов и крепость нервной системы. Последнее в особенности.
Испытание авиатора введено с недавнего времени во Франции по инициативе д-ра Маршу и по методу, придуманному докторами Камю и Пеппером.
Сущность его заключается в том, что лицо, подвергающееся испытанию, экзаменуется посредством научных приборов. Эти приборы и аппараты являются самыми беспристрастными и строгими экзаменаторами: на них некому апеллировать и не на что жаловаться, кроме только своей собственной природы.
Камю и Неппер начали с измерения времени психомоторных реакций у экзаменующихся. Иначе говоря, с определения того промежутка времени, который протекает у человека от момента восприятия ощущения до момента реагирования на это ощущение. Я получаю то или иное (зрительное, слуховое или осязательное) ощущение—и я отзываюсь на него. Но отзываюсь не мгновенно, а по истечении некоторого, хотя бы и очень малого, количества времени. И вот это количество времени, выражающееся в сотых долях секунды, и является точным и беспристрастным экзаменатором моих психо-физиологических способностей.
Для установления „отзывчивости" экзаменуемого на получаемые им ощущения употребляется так называемый хронометр Арсонваля. Сущность его, вкратце, заключается в следующем: по циферблату, расчерченному на сто делений, ходит стрелка, приводимая в движение часовым механизмом. Стрелка эта описывает полный круг в секунду. Нормально она стоит без движения и действует только тогда, когда через аппарат пропускается электрический ток, при чем в движение приводит ее испытатель. Останавливается же простым замыканием тока, и останавливать ее должен сам испытуемый нажатием находящейся у него под рукою кнопки.
Испытатель дает испытуемому то или иное ощущение: громко стучит молотком, или прикасается чем-нибудь к его телу, или показывает ему что-нибудь, и аппарат устроен так, что возникновение данного слухового, осязательного или зрительного ощущения автоматически связано с началом действия тока. Ток освобождает стрелку, она бежит по диску до той поры, пока испытуемый не реагирует на полученное ощущение, т.-е. пока он не замкнет ток и не остановит стрелку.
Ему говорят:
„Остановите ток, едва только услышите, почувствуете, или увидите, то-то или то-то".
Испытуемый так именно и старается поступить. Но в действительности он никогда не реагирует моментально на ощущении, и стрелка всегда успевает пробежать несколько сотых делений секунды.
У разных людей, разумеется, и цифры „отзывчивости" получаются различные. Одни из испытуемых проявляют большое проворство, другие не торопятся реагировать.
Для того, чтобы считаться годным в пилоты, экзаменующийся по способу Камю и Непнера должен „показать" следующие цифры:
от 0,14 до 0,15 секунды для слуховых и зрительных психомоторных реакций и не более 0,10 секунды для реакций осязательных, „проваливающиеся" на экзамене показывают цифры гораздо более крупныя: так, например, от 0,22 до 0,48 секунды.
Такие лица уже в авиаторы не годятся. Они неспособны своевременно ускользнуть в небесную высь от обстрела, или заметить неаккуратность в работе мотора, или достаточно быстро выправить падающий аппарат.
Камю и Пеппер не ограничились однако этим испытанием психомоторной отзывчивости. Они предъявляют к будущим пилотам еще и иные требования. Хороший пилот должен иметь устойчивую нервную систему, крепкие мускулы, солидное сердце. И вот для экзамена и по этим „предметам" французские доктора прибегли к аппаратам.
Грудь экзаменующегося опоясывают лентой пневмографа, в руки ему дают аппарат Наtilоn и Соnte для восприятия ударов пульса, и аппарат Ѵerdin'а для уловления дрожаний руки. От всех этих аппаратов идут резиновые проводники к барабану, на котором натянута закопченная бумага, и который приводится в движение часовым механизмом. И вот барабан пущен в ход: пневмограф дает на нем кривую линию, изображающую дыхании, остальные аппараты здесь же записывают кривую пульса и дрожаний руки. И неожиданно для испытуемого экзаменатор, сзади него стреляет из револьвера.
«Хороший» кандидат в пилоты ничем не отзовется на эту неожиданность: линия дыхания у него останется без изменения, пульс не замедлится, не ускорится, руки не дрогнут. Но тот, кому суждено провалиться на экзамене, сразу выдаст себя: линия дыхания у него сделает резкий скачок, затанцует, „смажется". Беспристрастный аппарат выдаст его повышенную нервозность и вместе с тем его непригодность к воздушной службе.
На нашем снимке вверху и внизу приведены записи аппарата: верхняя, ровная — удовлетворительная; нижняя, неровная, со „скачками" в конце - неудовлетворительная.
Наконец, те же доктора Камю и Пеппер придумали особый прибор (эргограф) для определения степени мускульной выносливости рук.
И, лишь пройдя все эти экзамены, кандидат в пилоты получает свое искомое звание. Он проверен самой природой, действующей посредством безупречных приборов.
И если экзаменующимся былых времен ректор и декан в пышных мантиях и беретах, вручая диплом на разрисованном киноварью и золотом пергаменте, с печатью, с титулом доктора, или кандидата прав, торжественно говорили: „Во имя Иисуса и Марии и всех святых мы признаем тебя достойным ученой степени!"—то теперешних испытуемых—кандидатов в авиаторы точные, бесстрастные аппараты на закопченной бумаге механически признают или не признают „кандидатом прав на воздух", „магистром мертвой петли"!..
Еще по теме
|