Журнал «Nav. and Milit. Record» отмечает,
«что 28-го января ст. стиля исполнилось 10 лет с того дня, как был спущен на воду английский броненосец «Дредноут», явившийся родоначальником боевых кораблей этого типа.
Появление этого судна составляет эпоху в деле военного судостроения и интересно проследить, какой громадный шаг в увеличении наступательной силы боевых кораблей был сделан при появлении этого броненосца, явившегося осуществлением идеи сосредоточения на одном корабле большого числа орудий крупного калибра.
За 10 лет до этой эры, т. е. в 1896 году в Англии были спущены на воду последние броненосцы типа «Мажестик», вооруженные 4-мя 12-дюймовыми орудиями. По сравнению с ними «Дредноут» является увеличенным по водоизмещению на 3.000 тонн, т. е. на 20%, вес же его бортового залпа увеличился на 74 пуда, т. е. на 70%.
Какой силы боевое судно спущено теперь, через 10 лет после появления первого дредноута, мы не знаем, так как детали его не подлежат пока оглашению, но нам известны размеры дредноута «Квин Елизабет», из которых видно, что он на 9.600 тонн более по водоизмещению, чем броненосцы, спущенные в 1896 году, т. е. на 53 процента, а его бортовой залп весит больше на 236 1/2 пудов, т. е. на 126 процентов.
В настоящее время следует вспомнить, что те основания, на которых базировалась разработка чертежей первого дредноута, заключались в большом ходе, толстом бронировании и вооружении, состоящем из орудий наибольшего, возможного для постановки на суда, калибра. И эти принципы вполне доказали свою жизненность во время этой войны, хотя незадолго до ее начала известный французский авторитет, лейтенант Бодри, утверждал, что нет лучше орудия 9,4 дюймового калибра, а сэр Реджинальд Кюстенс настаивал на том, чтобы при вооружении судов не шли далее 12-ти дюймовых орудий. Между тем, во время этой войны сражаются корабли, вооруженные 13 1/2, 14 и 15-ти дюймовыми орудиями.
В Америке намерены вооружать свои суда орудиями в 16 дюймов и даже немцы собираются ввести у себя 17-ти дюймовые орудия.
Таким образом, идеи бывшего председателя комитета лорда Фишера, разработавшего чертежи первого дредноута, торжествуют, что подтверждает его дальновидность и предвидение.
Еще по теме
|