
Если бросить в воду камень, то видно, как от места, его падения станут разбегаться во все стороны водяные круги. Этим волнам механика дали название «стоячих волн» и учит, что длиною их будет расстояние между вершинами двух соседних водяных гребней.
Нечто подобное происходит и в радиотелеграфии. Электрическая энергия цепи передающей станция, через воздушную сеть или антенну, возбуждает в окружающем эфире стоячие электромагнитные волны, совершенно такие же, какие мы видели па поверхности воды. Оне и распространяются в эфире по тому же закону, но лишь с несравненно большею скоростью *).
*) Она равняется 300,000 верстам в секунду.
Воздушная сеть приемной станции улавливает эти волны и, посредством особого прибора волноуказателя или детектора дает им возможность превратиться снова в ток, который заставляет работать или приемный телефон—прием на слух—или ряд аппаратов, когда депешу принимают на ленту. Вот сущность идеи радиотелеграфа.
Как и всякое завоевание в области техники, радиотелеграф, тотчас же по его появлении, постарались использовать для военных целей. Первые полевые радиостанции были построены английским обществом искрового телеграфа Маркони еще в 1902 г. Они перевозились на фургонах, получали ток от тяжелых батарей свинцовых аккумуляторов и передавали депеши на дистанцию, курьезную в современном понимании беспроволочной связи, всего на 12—13 верст.
Но компания энергично совершенствовала свою установку и уже в 1906 г. наша манчжурская армия получила беспроволочные станции Маркони, перевозимые и монтированные на двуколках. Говорим монтированные, потому, что все радиотелеграфные приборы и машины оставались на двуколках и во время работы. Это, впрочем, обычно для большинства подвижных искровых станций.
Полевые станции Маркони работали током, получаемым от динамомашины, насаженной на вал бензинового двигателя, но, кроме того, имелась запасная аккумуляторная батарея. Антенна подвешивалась к мачте, составленной из бамбука. Дальность передачи была не велика, 50—60 верст. Телеграммы принимались на слух, но имелись приборы и для приема на ленту. Последними не пользовались, ибо вся система подобного приема довольно сложна, требует частого регулирования и совершенно непрактична для подвижных станций.
После русско-японской войны походный искровой телеграф стал широко вводиться во всех армиях, чему значительно способствовало и техническое совершенство радиостанций, изготовляемых различными заводами. Однако последним скоро пришлось столкнуться с вопросом о трудности увеличения дальности передачи депеш или, другими словами, повышения мощности станций.
С большим приближением, дальность работы станции увеличивается пропорционально величине мачты воздушной сети или квадратному корню из мощности силовой установки; то есть, напр., если хотят увеличить дистанцию посылки радио в два раза, то следует или взять вдвое выше мачту антенны или вчетверо сильнее мотор. Конечно и то и другое, особенно первое, сильно отражается на весе всей станции, уменьшая ея подвижность. Поэтому, полевые радиостанции с конной тягой не делаются на дальность передачи более 150 верст что, впрочем, вполне достаточно по тактическим соображениям. Станции же большей мощности ставятся на автомобили.
Мы только что говорили о дистанции работы, но, точнее говоря, это относится лишь к посылке телеграмм. Принимать же депеши все станции могут с гораздо больших расстояний, ибо это зависит лишь от чувствительности детекторов, достигшей ныне значительной степени.
В большинстве армий в настоящее время применяются радиостанции следующих 6-ти типов:
а) переносные,
б) вьючные,
в) перевозимые на двуколках,
г) автомобильные,
д) аэропланные и
е) дирижабельные.
а) Переноснык станции употребляются для связи передовых постов, отдельных секретов с главными заставами. Они переносятся в ранцах или сумках, весят пуд с небольшим и требуют 5 — 6 минут для установки 9-ти футовой мачты с антенной, чтобы тотчас же начать работу. Дальность действия их невелика—15—20 верст.
б) Кавалерии, отдельным легким и горным отрядам придаются вьючные радиостанции. Они укладываются в ящики, приторачиваемые по обеим сторонам вьючного седла. Вес ящика с укладкой не превышает 2-х пудов, а весь полезный вьючный груз—4 пуда. Станции работают на дистанцию 75 — 100 верст, развертываются в 10 — 20 минут и, в зависимости от мощности, перевозятся на 4—6 лошадях.
в) Армейские корпуса и отряды из трех родов оружия получают полевые станции беспроволочного телеграфа, перевозимые на двуколках. Оне имеют радиус действия 150 — 175 верст и для установки требуют не более 20—25 минут времени. Обладая большой портативностью и подвижностью, эти станции, при надобности, могут двигаться при авангарде.
г) Штабы армий и фронтов имеют в своем распоряжении автомобильные радиостанции. На шасси обыкновенного легкого грузовика устраивается каретка, служащая передаточно-приемной станцией и помещением для служебного персонала. Электрическая энергия вырабатывается динамо-машиной переменного тока, которая, обычно, вращается мотором автомобиля, но иногда ставят для нее специальный небольшой двигатель. Проволока антенны и звенья составной мачты укладываются в ящик, приделанный к автомобилю сверху. Впрочем, делают выдвижные телескопические мачты, располагая их на задней стенке кареты. Во всяком случае, станция может работать, лишь стоя на месте, так как концы проволоки воздушной сети крепятся к оттяжным кольям, забиваемым в землю.
Чтобы дать понятие об этом типе станций, опишем вкратце автомобильную радио, принятую во французской армии.

На обыкновенное шасси автомобиля Рено с мотором в 16 л. с. посажен кузов кареты, служащий станцией (фиг. 1). Внутренность кареты оборудована так, чтобы дать возможность, сравнительно комфортабельно, разместиться 13 человекам вместе со своим снаряжением. По боковым стенкам устроены диваны с мягкою обивкой, на которых дежурные по станции могут отдохнуть.

Динамо-машина заключена в ящике, под сидением шофера. Расположение радиотелеграфных приборов и вообще внутреннее устройство автомобиля ясно из фиг. 2.
Мачта составляется из полых частей, собирается на земле и затем поднимается с помощью шестов, блока и ворота. Для этой операции необходимо 3 человека.

Антенна состоит из 6-ти бронзовых проволок; 7-я проволока соединяет верх антенны со станцией.
Весьма компактная динамомашина переменного тока соединяется подвижным сцеплением с мотором автомобиля. Соединение и разъединение производятся посредством ручного рычага.
Станция передает депеши на дистанцию 325 верст.
Автомобиль может покрыть расстояние в 400 верст и в баках его еще останется горючего на 5-ти часовую работу станции.
Интересную радиотелеграфную и телефонную установку на мотоциклете предложил один американец. Станция помещается в сундуке, поставленном на дополнительное колесо. Динамомашина приводится в движение мотором самоката, но, кроме того, есть и аккумуляторная батарея. Все приборы монтированы в компактном ящике-диванчике и, при работе, устанавливаются на складном столике, тоже перевозимом в сундуке. В нем же укладываются и элементы трубчатой, разборной металлической мачты антенны.
Станция очень подвижная, проходит всюду, где возможно движение мотоциклета. Свертывание и развертывание требует 5—8 минут времени. Дальность работы, при телеграфировании, до 175 верст, при телефонировании—вдвое меньше.
д) Аэропланные радиостации отличаются компактностью. Все радиотелеграфные приборы помещаются внутри ящика небольшого размера; на крышке его находятся рукоятки, необходимые для настройки приборов. Ящик устанавливается справа под рукою у наблюдателя.
Источником электрической энергии служит или небольшая динамо, насаженная на вал пропеллера сейчас же сзади него, или батарея легких железо-никелевых аккумуляторов.
Наиболее сложный вопрос с антенной разрешен так. На изолированное мотовило намотан бронзовый жгут с грузилом на конце и рядом бирок по длине. Наблюдатель может сматывать и наматывать этот жгут. Смотанная часть и представляет собою антенну. Ее длина зависит от той волны, которой желает работать станция, и определяется бирками. На немецких аэро-радиостанциях антенна может сматываться на 100 сажен.
Недостатком аэропланных станций является именно эта висящая вниз проволока. Она влияет на устойчивость полета аппарата, а при небольшой высоте может задевать за вершины деревьев и пр.
Поэтому всюду теперь избегают снабжать аэропланы радиостанциями. Исключение представляют лишь аппараты предназначенные для корректирования артиллерийского огня и новейшие мощные воздушные крейсера с большим радиусом действия. Пожалуй радиостанциями можно снабжать еще гидроаэропланы, особенно больших размеров, потому что там антенна не так мешает.
е) Что же касается дирижаблей, то они все оборудуются установками беспроволочного телеграфа, так называемого, полунощного типа, с дальностью подачи депеш до 400 верст. Здесь не приходится так выгадывать в месте и весе, а корпус воздушного корабля очень удобен для устройства антенны.

Дирижабельные радиостанции, кроме своего прямого назначения, могут служить и для ориентирования корабля в темную, туманную ночь. Для этого они вступают в связь с тремя заранее известными сухопутными станциями, находят, при помощи радиотелеграфного компаса, их направление и, по карте засечкой, определяют свое место.
В. Кайсаров.
Важное усовершенствование беспроволочного телеграфа
Американский «Аrmy and Navy Journal» сообщает, что лейтенант флота Соединенных Штатов Февиль сделал морской лиге доклад относительно важного усовершенствовании беспроволочного телеграфа, которое заключается в том, что при помощи особого дополнительного прибора получается возможность определить, как направление, в котором послана телеграмма, так и расстояние до пославшего ее судна.

Эти приборы имеются на станциях беспроволочного телеграфа, находящихся на мысе Кап-Код и острове Файр-Айланд, и подверглись самому разностороннему испытанию, давшему отличные результаты, почему в настоящее время намечена организация подачи помощи терпящим бедствие судам при помощи береговой стражи, руководствующейся при своей работе указаниями. получаемыми от таких станций.
Кроме того, это усовершенствование имеет громадное значение в военное время при обороне берегов, т. к. при его помощи можно определять в каком расстоянии от них находится неприятельское судно, если оно переговаривается по беспроволочному телеграфу с другими своими судами, почему розыски его для атакующих судов значительно облегчаются. К сожалению, указанный журнал не говорит, в чем заключается сущность этого важного изобретения, имеющего громадное значение в военно-морском деле.
В. Э.
Еще по теме
|