По материалам газеты "Русский инвалид" за 1917 г.
Французский танк
В последнем наступлении на Айзне огромную пользу англо-французским войскам принесли новые французские бронированные автомобили, французские танки. Они несомненно появились на свет благодаря шумному успеху их английских предшественников, от которых они, впрочем, значительно отличаются по внешнему виду.
Французский броневик напоминает собою гигантскую черепаху. Длинный и приземистый бронированный кузов машины покоится через систему зубчатой передачи, на двух широких, бесконечных лентах, проходящих по всей длине машины. Но в противоположность английским броневикам, эти ленты расположены под кузовом автомобиля.
Нос танка срезан под углом и представляет собою род тарана, для проделывания бреши в искусственных препятствиях, траншеях и пр. Дальнейшая работа в этом отношении выполняется весом и поступательным движением самой машины. Мотор расположен в носовой части.
Шофер наблюдает за путем через люк, а в сфере действительного огня, при помощи перископа. Танк вооружен 4-мя скорострельными малокалиберными пушками, из коих две стреляют через амбразуры, проделанные в передней стенке броневика, а дне другие пушки установлены по одной у бортов машины. Их амбразуры прикрыты шарообразными щитами и поэтому они имеют горизонтальный обстрел близкий к 180 гр. Вход в танк через заднюю стенку, прикрытую броневыми дверями.
Самоход защищен бронею из специальной стали. Скорость хода 6—7 верст в час, т. е. вполне достаточная, с тактической точки зрения. Численность экипажа—6 человек; комендант, шофер и четыре канонира. Назначение танка— помощь пехоте при атаке. Поэтому, во французской армии их так и называют «штурмовая артиллерия». Так их назвал, между прочим, и ген. Ниввель в приказе по армии, отметив заслуги этих броневиков 16 апреля при атаке позиции противника у Жювинкура. Это был день крещения танков! Они быстро прорвались за 2 линию немецких траншей и закрепили за своей пехотой взятый участок.
В. Кайсаров.
Еще несколько слов о „танках"—чудовищных английских броневиках.
Они сыграли важную роль в Ипрских боях. Местами они находились до 17 часов под огнем и проходило целых 24 часа, пока они могли вернуться к своей базе. Размокшая почва была очень для них неблагоприятна, но они все преодолели, в одном месте 2 танка завязли и немцы повели атаку с целью завладеть ими, но своя пехота выручила. Близ Сен-Жюлиена танк самостоятельно забрал 60 пленных, а в укрепленной ферме танку сдались 8 офицеров под угрозою обстрела в упор.
Оригинальный характер принял бой танка с немцами, укрывавшимися в 2 опорных пунктах, ферме Померк и редуте, соединенных ходом: танк атаковал ферму; тогда немцы перебежали в редут, куда в свою очередь неповоротливое чудовище также направилось, но гарнизон снова перебежал на ферму; так могло бы долго продолжаться, если б не подоспела британская пехота, занятием соединительного хода положившая конец этой игры в кошки-мышки.
Бывали с танками и недоразумения, так один из них в темноте наткнулся на паровоз ж. д. и сбил его в канаву, но тут же сам помог ему вновь стать на путь.
Однако, по общему отзыву войск, танки в бою своим огнем оказывали наступающему неоценимые услуги.
М. Б.
Еще по теме
|