![](/Technika/technica/t_16_1.jpg)
По материалам газеты "Русский инвалид" за 1917 г.
Французский танк
В последнем наступлении на Айзне огромную пользу англо-французским войскам принесли новые французские бронированные автомобили, французские танки. Они несомненно появились на свет благодаря шумному успеху их английских предшественников, от которых они, впрочем, значительно отличаются по внешнему виду.
![](/Technika/technica/inv_1917_138_1_tank-fr.jpg)
Французский броневик напоминает собою гигантскую черепаху. Длинный и приземистый бронированный кузов машины покоится через систему зубчатой передачи, на двух широких, бесконечных лентах, проходящих по всей длине машины. Но в противоположность английским броневикам, эти ленты расположены под кузовом автомобиля.
Нос танка срезан под углом и представляет собою род тарана, для проделывания бреши в искусственных препятствиях, траншеях и пр. Дальнейшая работа в этом отношении выполняется весом и поступательным движением самой машины. Мотор расположен в носовой части.
Шофер наблюдает за путем через люк, а в сфере действительного огня, при помощи перископа. Танк вооружен 4-мя скорострельными малокалиберными пушками, из коих две стреляют через амбразуры, проделанные в передней стенке броневика, а дне другие пушки установлены по одной у бортов машины. Их амбразуры прикрыты шарообразными щитами и поэтому они имеют горизонтальный обстрел близкий к 180 гр. Вход в танк через заднюю стенку, прикрытую броневыми дверями.
Самоход защищен бронею из специальной стали. Скорость хода 6—7 верст в час, т. е. вполне достаточная, с тактической точки зрения. Численность экипажа—6 человек; комендант, шофер и четыре канонира. Назначение танка— помощь пехоте при атаке. Поэтому, во французской армии их так и называют «штурмовая артиллерия». Так их назвал, между прочим, и ген. Ниввель в приказе по армии, отметив заслуги этих броневиков 16 апреля при атаке позиции противника у Жювинкура. Это был день крещения танков! Они быстро прорвались за 2 линию немецких траншей и закрепили за своей пехотой взятый участок.
В. Кайсаров.
Еще несколько слов о „танках"—чудовищных английских броневиках.
![](/Technika/technica/ta_14_1.jpg)
Они сыграли важную роль в Ипрских боях. Местами они находились до 17 часов под огнем и проходило целых 24 часа, пока они могли вернуться к своей базе. Размокшая почва была очень для них неблагоприятна, но они все преодолели, в одном месте 2 танка завязли и немцы повели атаку с целью завладеть ими, но своя пехота выручила. Близ Сен-Жюлиена танк самостоятельно забрал 60 пленных, а в укрепленной ферме танку сдались 8 офицеров под угрозою обстрела в упор.
Оригинальный характер принял бой танка с немцами, укрывавшимися в 2 опорных пунктах, ферме Померк и редуте, соединенных ходом: танк атаковал ферму; тогда немцы перебежали в редут, куда в свою очередь неповоротливое чудовище также направилось, но гарнизон снова перебежал на ферму; так могло бы долго продолжаться, если б не подоспела британская пехота, занятием соединительного хода положившая конец этой игры в кошки-мышки.
Бывали с танками и недоразумения, так один из них в темноте наткнулся на паровоз ж. д. и сбил его в канаву, но тут же сам помог ему вновь стать на путь.
Однако, по общему отзыву войск, танки в бою своим огнем оказывали наступающему неоценимые услуги.
М. Б.
Еще по теме
|