
Хлопок объявлен военною контрабандою, т.-е. таким товаром, который, в случае захвата, например, нагруженного им судна, считается военною добычею того, кто захватил судно.
Многим может показаться странным и непостижимым. из-за чего простая вата, такой невинный прядильный материал, попала в число опасных военных припасов. Но дело объясняется очень просто. Вата, надлежащим образом и известными приемами обработанная смесью азотной и серной кислот, оставаясь на вид тою же ватою, превращается в совершенно новое вещество, с иными, далеко не "ватными" свойствами.
Простая вата, если к ней поднести зажженную спичку, тихо вспыхивает и потом медленно тлеет; вата же после обработки кислотами мгновенно вспыхивает и сгорает без остатка: а будучи вложена в дуло ружья, дает взрыв, как обыкновенный порох.
Такая вата называется нитроцеллюлозой, нитроклетчаткой, пироксилином, гремучею ватою.
Бездымный порох, известный теперь каждому охотнику, потому что он почти вытеснил старый черный порох, готовится именно из этой гремучей ваты. Ее превращают, путем известной обработки, в студенистую прозрачную массу, которая по высушивании дробится в крупинки разной величины, или, если порох предназначается для крупных орудий, формуется в цилиндры, либо ленты, которые связываются в пучки.
Но вата есть не что иное, как клетчатка, древесная масса, поэтому ее можно заменить клетчаткою всякого иного происхождения, например, размолотою древесиною, волокнами разных растений льна, пеньки, оческами хлопка и т. д. Все это и было уже испробовано и частью оказалось материалом вполне пригодным для замены ваты при изготовлении пироксилина.
Для того, чтобы дать понятие об использовании пироксилина в современной артиллерии, мы опишем здесь в общих чертах работу больших германских пушек с короткими каналами, так называемых гаубиц. Главные части этих орудий и их снаряды представлены на воспроизводимых рисунках.
Орудие устанавливается на станке или лафете очень сложного устройства, допускающем легко и быстро производить всякие движения этой громадной стальной массы. Каждый, кому случалось стрелять из ружья, знает, что такое отдача, т.-е. тот реактивный толчок, который испытывает ружье при выстреле, и который чувствительно ощущается плечом стрелка. Легко представить себе силу этого отката, получающегося при стрельбе из гигантской пушки. Для смягчения этого ужасного толчка при тяжелых орудиях у немцев устраивается пневматический накатник, - труба с поршнем внутри: ее действие в основе такое же, как у тормоза, который устанавливается около дверей с пружинами: поршень, входя в цилиндр и сжимая воздух, смягчает толчок, и тог же сдавленный воздух потом выталкивает поршень.

Заряд пушки гаубицы состоит из двух частей (рис. 1): патрона с порохом из пироксилина, обычно употребляемого для этих крупных орудий в виде длинных, узких полосок, соединенных в пучки, и разрывного снаряда. У патрона имеется запал сзади, со стороны казенной. части орудия. После выстрела этот патрон,— т.-е. его оболочка, гильза, — остается на месте, снаряд же выкатывается силою взрыва заряда и летит со скоростью 2.500 футов в секунду. На один заряд большой гаубицы, смотря по ея размерам, идет от 600 до 1.000 фунтов пироксилинового пороха; такой заряд может бросить снаряд на расстояние от 7 1/2 до 13 верст.
Хлопчатобумажный порох бездымен, т.-е.. конечно, не до такой степени бездымен, чтобы после выстрела не оставалось ни малейшей мути в воздухе, но муть эта так ничтожна по сравнению с клубами дыма, которое изрыгали прежние пушки, заряжавшиеся черным порохом (смесью селитры, серы и угля), что она не имеет практического значения, не затмевает воздуха. не мешает смотреть и прицеливаться в неприятеля.
На рис. 1 представлен снимок со снаряда в самый момент его вылета из орудия: фотографическая пластинка запечатлела на себе струйчатость воздуха, производимую неимоверно быстрым движением снаряда. Теперь рассмотрим самый разрывной снаряд германской крупповской (потому, что оне сооружаются на знаменитом заводе Круппа) гаубицы. Англичане прозвали эти снаряды „угольными ящиками", Джек-Джонсонами" и „Черными Мариями".
Оболочка снаряда сделана из твердой стали и при его разрыве дает тучу осколков, разящих на смерть все, что окажется в кругу их разлета.
Внутри снаряда заложено три заряда, из трех родов взрывчатых веществ. Главный заряд состоит из сотни фунтов так насыпаемого тротила или тринитротолуена: это вещество готовится из толуена, получаемого из каменноугольного дегтя; толуен—жидкость, по химической природе сходная с бензином. Если его подвергнуть такой же обработке, какой подвергается вата для получения пироксилина, то он обращается в
тринитротолуен.

Внутрь этого главного заряда (фиг. 1. рис. 3 на этой стр.) вставляется гораздо меньшаго размера заряд из пикриновой кислоты: эта кислота представляет собою карболовую кислоту, обработанную так же, как обрабатываются вата и толуен. К концу этого нитратного заряда приставляется заряд из нитроглицерина,— продукта такой же обработки глицерина, какой подвергаются вата, толуен, карболовая кислота. Наконец к нитроглицериновому заряду прилаживается запал—род пистона, начиненного гремучею ртутью, — тем самым веществом, каким начинены пистоны охотничьих ружей.
Весь снаряд весит 600 фунтов: конечно, бывает и больше и меньше, смотря по размеру гаубицы: такой вес имеет снаряд, вмещающий 100 фунтов тротила.

На фиг. 2 (рис. 3) снаряд представлен в момент соприкосновения с бетонною кладкою в 4 фута толщины, возводимою в защитных сооружениях — фортах, окопах. Мягкий стальной носок снаряда не ломается, не крошится при ударе о бетон, а, наоборот, сам его крошит, ввинчиваясь в него.
Каждому охотнику, владеющему нарезным ружьем, известно, что пуля, продвигаясь по нарезам дула, проложенным спиралью, приобретает от этого чрезвычайно быстрое вращательное движение: это усиливает ее способность проникновения в цель, куда она не просто ударяется, а как бы ввертывается, ввинчивается. В момент удара запал гремучей ртути воспламеняется и сообщает огонь нитроглицериновому заряду:, от него запал распространяется через узкое отверстие на пикриновый заряд, который в свою очередь взрывается в то мгновение, когда снаряд уже пробил всю толщу бетона, как это показано на фиг. 3 (рис. 3).
Наконец, когда снаряд уже пролетел сквозь бетонную стену, взрыв сообщается тротилу, и он разносит снаряд на осколки, которые вместе с кусками бетона разлетаются во все стороны, производя свою опустошительную работу. В бетонной стене, после взрыва такого снаряда, остается кратер или воронка, около трех сажен в поперечнике.
Не надо забывать только, что все это совершается не более как в одну сотую долю секунды: т.-е. мы под этим „все" подразумеваем работу снаряда с момента проникновения его носка в бетон (фиг. 2) до разрыва снаряда по ту сторону бетонной стены (фиг. 4).
Итак, из рассказанного здесь должно стать ясным, почему хлопок и все подобные ему продукты объявлены военною контрабандою. Из них готовится тот бездымный порох, которым начиняются патроны ружей и снаряды пушек, и которого на один пушечный заряд идет по нескольку сот фунтов.
А сколько поглощают его полевыя орудия, пулеметы, ружья, особенно при современном „ураганном" огне?..

Еще по теме
|