По материалам газеты "Армия и флот свободной России" за 26 сентября 1917 г.
МОРСКОЙ ОБЗОР
О кораблях и о лодках
Подробности о программах нового военного судостроения, публикуемые в последнее время, вызывают, по-видимому, недоумение в широких слоях общества тем обстоятельством, что среди намечаемых к постройке боевых судов весьма значительное место занимают опять крупные сверхдредноты. Особенно в Японии и в Штатах.
Общество так много слышит о подводных лодках и так немного слышит о больших кораблях, что естественно поддается впечатлению о всеисчерпывающем могуществе малых носителей минного оружия, способных погружаться под воду.
Подводные лодки делают всю войну, говорит обыватель, —а дредноты стоят в портах без пользы.
Подводные лодки суть альфа и омега морской силы. Они изгнали корабли с поверхности морей, и корабли стали ненужными.
Настроенный таким образом обыватель, конечно, не может не удивляться тому, что адмиралтейства ничто же сумняшеся продолжают постройку дреднотов, да еще при этом резко увеличивают их размеры и вооружение. Обыватель далек от мысли заподозрить в невежестве умных и чрезвычайно осведомленных адмиралов Японии и Америки, и поэтому их судостроительная политика повергает его в недоуменное изумление.
—Неужели война не выявила полной победы подводных лодок?
Если мы не будем ограничиваться поверхностными впечатлениями, а постараемся вдуматься в сущность современной морской войны, то несомненно признаем, что судостроительная подготовка войны велась мировыми адмиралтействами безусловно правильно, и что война доказала разумность взглядов, господствовавших до войны:
1) Подводные лодки в настоящей своей стадии развития играют огромную роль;
2) Они обещают в ближайшем будущем еще улучшить свои технические способности;
3) Подводные лодки не заменяют собою дреднотов, не изгоняют их с поверхности моря и никогда в пределах возможного предвидения не изгонят.
Основное принципиальное преимущество лодки заключается в ее маловидимости, которая с одной стороны в значительной степени обеспечивает ей защиту, а с другой—позволяет широко применять принцип внезапности при нападении. Это ее неотъемлемое физическое преимущество.
Неотъемлемый физический недостаток лодки заключается в том, что она сама плохо видит. Хорошее видение на море заключается не только в ясном видении, но и в видении с некоторой (и чем большей тем лучше) высоты над поверхностью моря.
Купающийся в воде человек располагает идеальным оптическим прибором—собственными глазами, которые превосходят всякое стекло и зеркало. Но с военной тактической точки зрения, прибор этот у купающегося малопригоден, так как он расположен почти на самой поверхности моря и поэтому располагает лишь ничтожным горизонтом зрения, который еще резко уменьшается при волне и на зыби.
Как бы совершенно ни была лодка экипирована в рассуждении оптики, она всегда будет видеть неизмеримо хуже, чем надводный корабль. В свежую погоду этот кардинальный недостаток лодки становится еще больше. В туман он становится еще больше. Ночью он становится еще больше. От этого недостатка подводное судно почти избавлено днем, в тихую ясную погоду. Но такая обстановка есть исключение.
Кроме того, лодки фатально разделяют общий недостаток, присущий всем небольшим минным судам до эскадренного миноносца и легкого крейсера включительно. Они—мало мореходны и сразу теряют свою скорость при ветре и волне. Между тем по свойствам минного оружия, элемент скорости играет для них огромную роль. Мины можно выпускать только находясь впереди цели (впереди траверза), и поэтому для минной атаки необходимо занимать позицию. Для занятия позиции надо располагать большой скоростью хода.
Надводные суда всегда, как общее правило, быстроходнее судов подводных.
Сама лодка имеет две скорости: большую скорость—на поверхности воды и меньшую скорость—в погруженном состоянии. Выходить на позицию, т. е. находясь уже в виду неприятеля, лодка должна в подводном положении, ибо иначе она потеряет свое основное преимущество, т. е. маловидимость.
В подводном же положении она неизбежно теряет скорость хода. Перед производством выстрела, лодка должна держать перископ над водою до выпуска мин, ибо в это время она производит прицеливание. А раз перископ находится над водою—лодке весьма страшны дозорные миноносцы неприятеля, которые всегда бывают выставлены для охраны.
Было бы величавшей нелепостью заключить из вышеизложенного, что лодка не нужна или мало полезна. Наоборот, она играет чрезвычайно важную роль в составе боевых флотов.
Она принесет большую пользу в ряде вспомогательных операций.
Она весьма продуктивно займется разведкою.
Она окажется во многих случаях незаменимым минным заградителем.
Она в высшей степени стеснит эксплуатацию господства на море сильнейшею стороной. Она проявит свои ценнейшие качества позиционного оружия.
Она сыграет огромную роль в войне против неприятельского торгового флота.
Но она никогда не сделается единственным и все исчерпывающим средством морской войны, исход которой неизменно будет решаться всей массою правильно и целесообразно сложенной эскадры со всеми входящими в ее состав классами боевого судна и с главным ядром в виде бригад могучих линейных кораблей.
Германия долго, настойчиво и с напряжением полной энергии ведет подводную войну против союзников. Чего же она достигла? Мы знаем, что союзники теперь, как и раньше, владеют морем, перевозят по морским путям свои войска в грандиозном масштабе, ведут колоссальную торговлю, несмотря на то, что конечно несут неизбежные на войне потери.
Вместе с тем мы знаем, что сама Германия, какую бы деятельность не развивали ее подводные офицеры, остается теперь, как и раньше, отрезанной от моря и морем пользоваться не может.
Единственный раз, когда немцы сделали действительную попытку вырвать у союзников господство на море (это было в Ютландском бою), исход этой попытки решался крупными судами. Если бы здесь германские дредноты явились победителями, то война была бы решена категорически в пользу фатерланда. Решена сразу и бесповоротно. Но победителями тут вышли дредноты Британии, и именно дредноты, а не подводные лодки (не сыгравшие в этом бою никакой, сколько-нибудь, заметной роли), дали англичанам возможность сохранить обладание над морем.
Подводные лодки необходимы в качестве одной из составных частей флота так же, как необходимы и остальные составные части, дредноты, крейсера и миноносцы со вспомогательными судами.
Подводные лодки будут строиться так же, как будут строиться и большие суда, до тех пор пока будут боевые флоты.
Лев Долич.
Еще по теме
|