Продолжаю публиковать материалы из газет и журналов того времени. Эта серия материалов посвящена технике, использовавшейся на войне.
В последних номерах журнала «Land and Water» г. Поллен продолжает разбирать условия борьбы с германскими подводными лодками, говоря, что разрешение этого вопроса является наиболее срочным делом, почему необходимо немедленно выяснить те пути, по которым следует идти при стремлении окончательно очистить моря от этих судов.
«Для этого, говорит он, прежде всего, необходимо установить в каком виде выражается новая, обнаруживаемая в настоящее время тактика этих неприятельских судов, значительно отличающаяся от той, которой придерживались германские лодки в 1915 и начале прошлого годов.
Эта новая тактика заключается в том, что подводные лодки значительно расширили район своей деятельности, перенеся их из прибрежных вод в открытое море и сделались более независимыми от своих баз, что является следствием улучшения тактических качеств этих судов, значительно увеличившихся в своих размерах, обладавших радиусом действия до 10.000 м. миль, скоростью хода до 18-ти узлов, при надводном плавании, и 11—при подводном, при возможности сделать под водой переход в 70 миль без возобновления заряда своих аккумуляторов.
Кроме того они вооружены 10-ю, или 12-ю минами и орудиями, калибром в 4.2, или 5.5 дюйма, при чем последние установлены таким образом, что при погружении лодки их не нужно убирать вниз, что дает возможность очень скоро, после появления лодки на поверхности воды, открыть из них огонь. Все это дает возможность этим судам долго находиться в море и, если в первый период подводной войны, такие лодки, выйдя в Северное море или Английский Канал, могли оставаться в плавании неделю или 10 дней, то в настоящее время они могут оставаться в море в продолжение 60-ти дней, выбирая различные торговые морские пути по своему усмотрению.
Кроме того в прежнее время, оставаясь в море 10 дней, лодка тратила на свой переход на место пиратской деятельности и обратно 15 дней, причем и все это время она находилась под угрозой нападения, т. к. вела свои операции в морях, в которых организована правильная охота за такими судами; в настоящее же время лодка тратит на выход в океан и возвращение в свою базу около 12-ти дней, когда она подвергается большой опасности, а после этого, в продолжения указанных 60-ти дней, делается довольно трудно уловимой, имея полную возможность из одного, ставшего опасным, района моря перейти в другой заметая свои следы.
В виду этого необходимо поставить борьбу с подводными судами на несколько новых основаниях и она должна вестись в следующих четырех направлениях.
Во-первых необходимо воспрепятствовать лодкам выходить из тесных вод на простор посредством баррикадирования тех вод, из которых лодки выходят в море, или возвращаются в свои базы. Выполнение этой задачи представляет наибольшие затруднения и если в первый период войны подобные операции часто увенчивались успехом, то в настоящее время неприятель нашел способы избегать наши ловушки, почему необходимы решительные действия флота в неприятельских водах, которые являются наиболее простым и важным решением вопроса борьбы с подводной опасностью.
Затем, во-вторых, необходимо продолжать бороться с этими лодками при помощи тех средств, которые давно уже применяются, т, е. сетей, мин, быстроходных и тихоходных сторожевых судов и различных других средств того же рода.
В третьих необходимо развить в самом широком размере средства для обороны торговых судов, то есть вооружение, и,
в четвертых, необходимо создать возможность немедленно восстанавливать те потери, которые нанесены нашему торговому флоту этими лодками, т. е. развить в еще большем размере постройку новых судов.
Третье и четвертое из этих предложений должны находиться между собой в тесной связи, что, например видно из следующих соображений. В настоящее время мы имеем в своем распоряжении такие цифры, как потопление до 10.000 тонн судов в один день и до 74-х и, даже 90, в продолжении 10 дней, что дает увеличение против предыдущих, приблизительно, 18-ти месяцев подводной компании в четыре раза.
Положим эти цифры для союзных держав значительно уменьшаются в виду того, что больше половины этих судов приходится на долю нейтральных, но все-таки эти потери очень велики и сокращения их можно, кроме других средств, достигнуть при помощи вооружения всех торговых судов, причем если это будет достигнуто, то согласно установленного факта значительного понижения количества топимых вооруженных пароходов, можно сказать, что в данном случае число жертв подводных лодок будет равняться одной пятой того, которое наблюдается в настоящее время, почему получим число потопленных за день пароходов около двух, т. е. то число, которое свободно могут выпускать с своих заводов наши судостроительные фирмы.
Если же нейтральные державы придут к решению вооружать свои торговые суда, что в конце концов произойдет, так как немцы вынудят их принять эту меру, что видно на примере Испании, в которой вопрос об этом уже поднят правительством, то тогда число потопленных судов еще больше уменьшится и создастся такое положение, что можно быть уверенным в том, что мы закончим эту войну без ослабления нашего торгового флота. Что же касается того, что вооружение всех торговых судов нельзя выполнить в короткий промежуток времени, то пока, как временную меру, надо принять систему конвоирования торговых судов, посылая несколько невооруженных судов под охраной не менее двух вооруженных и, конечно, продолжать все остальные средства борьбы с неприятельскими подводными лодками, причем на первое из изложенных здесь предложений должно быть обращено особенное внимание, т. е. должна быть развита активная деятельность военного флота против баз этих лодок».
В таком виде представляются предложения по этому важному вопросу популярного английского писателя, выражающего мнения различных английских общественных кругов и отсюда видно, что в союзной нам стране не закрывают глаза на представляемую выступлениями германских подводных лодок опасность, но, с присущим британцам упорством, изыскивают все новые средства для борьбы с врагом, веря в свою конечную победу, что не может не быть самым тяжелым разочарованием для немцев, которые, при ведении подводной войны, прежде всего, рассчитывают на производимое ею моральное впечатление, причем получаются совершенно обратные результаты и если германское высшее командование желает немного вспомнить историю английского народа, то оно может видеть, что он всегда проявлял те моральные качества, которые мы наблюдаем в настоящее время, и временные неудачи только усиливали его энергию и решимость продолжать борьбу.
Поэтому и в настоящее время, встречая в английской печати такую решимость общественных кругов продолжать борьбу с упорным подводным врагом можно быть уверенным, что моральное поражение немцы понесли в этой отрасли ведения войны уже давно, а поэтому фактическое окончание подводной войны совсем не так далеко, как это кажется на первый взгляд при чтения известий о некоторых временных успехах новых германских подводных лодок, которые приведены в указанной статье английского писателя.
Еще по теме
|