По материалам газеты "Русский инвалид" за апрель 1917 г.
Бронированные автомобили
Трудно сказать, какое другое изобретение техники последних 10-15 лет, кроме разве воздухоплавательных аппаратов, настолько использовано армией, как автомобиль.
Ныне он является не только могучим средством транспорта, заменяющим, а подчас и конкурирующим с рельсовыми путями, но и боевой машиной, в широком смысле слова. Причем теперь уже самоход не довольствуется скромною ролью помощника наступающей пехоты, а идет вперед, расчищая ей путь, не в одних живых, но и мертвых преградах.
Конечно, до современных мощных броневых машин дошли не сразу. Сначала устанавливали пулеметы на легких грузовиках, прикрывая их борта стальными щитами. Получились полуброневые автомобили, особенно распространенные в германской армии до войны, где для этой цели приспособили более 100 самоходов Мерседеса.
Но на ряду с этим почти во всех государствах имелось некоторое число совершенно бронированных автомобилей или, во всяком случае, были разработаны чертежи для их постройки. В общих чертах все эти машины представляют собою бронированный кузов, увенчанный бронебашенкой с 1-2 пулеметами или малокалиберной пушкой, имеющими круговой обстрел. Они приводились в движение 40-60 сильным мотором и ходили по хорошим дорогам со скоростью 50-60 верст в час.
Их слабою стороною являлся общий недостаток всех колесных автомобилей—они привязаны к дорогам, т. е. с большим трудом могут проходить целиной, да и то лишь при твердом, не изрытом грунте. А в бою, понятно, такие условия встречаются редко. Обычно все поле в районе траншей покрыто воронками от взрывов крупных снарядов, далее идут искусственные препятствия, рвы траншей и т. д. Все это вместе взятое создает для движения броневика ряд трудно, если не совершенно непреодолимых преград.
С другой стороны, эти самоходы не были достаточно сильными для решения чисто боевых задач, в условиях современной позиционной войны. По живым целям они, правда, работали хорошо, но чуть дело касалось более или менее сильных оборонительных точек, они пассовали. Да и действительно, что могут сделать 1-2 пулемета или даже малокалиберная пушка против блиндированного пулеметного гнезда, оборонительного блиндажа и пр. А между тем тут-то и важен броневик, чтобы устранить последнее препятствие, задерживающее дальнейшее движение пехоты.
Словом, приходилось подумать о новом типе броневой машины, способной проходить всюду и разрушать прямыми выстрелами особенно сильные точки неприятельской позиции.
Как и следовало ожидать, первыми удачно на практике разрешившими этот вопрос были англичане. Но они лишь усовершенствовали и заполнили существенными деталями проект бронированного автомобиля одного американского завода, представившего его в британское военное министерство.
Согласно этому проекту, броневик передвигался не на колесах, а при помощи двух бесконечных лент, приводимых в движение системой зубчатых колес. Словом, это «Катерпиллер» или гусеничный трактор*).
*) От английскаго слова саtеrpillar — гусеница, червь.
Он представлял собою длинный широкий кузов, одетый кругом бронею из никелевой стали, с переднею частью в форме тарана. Внутри расположен второй кузов из стальных листов, вмещающий в себе 100-сильный мотор, систему управления, запас снарядов, топливо и пр., словом, прикрывающий все жизненные части самохода. Между этими двумя оболочками расположено 7 пулеметов таким образом, что «на нос» броневик мог давать огонь из 5-ти митральез, а «на корму» и любой из «бортов» из 3-х.
Вся машина весила 900-1000—пудов и передвигалась со скоростью 8 верст в час.
Она не была построена, но ее проект послужил базой для знаменитых английских и французских «танков».
Танк двигается тоже; при помощи двух бесконечных лент, которые в английских броневиках обегают машину и сверху. Передняя часть лент поднята под углом 30°, чем достигается двоякая цель: во-первых самоход легче взбирается по крутым скатам, а во-вторых, с силой ударяя ими по различным, встречающимся в пути препятствиям, он их ломает, а остальную работу довершает вес самой машины.
Для лучшего сцепления с поверхностью земли, ленты снабжены поперечными брусками. Движение их независимое одна от другой, т. е., другими словами, в то время, когда одна лента двигается, положим вперед, другая может оставаться в покое или передвигаться назад. Этим достигается поворотливость танка на месте. Он может повернуться вокруг своего центра тяжести, если ленты одновременно двигаются в разные стороны, или описать полукруг около средней точки неподвижной полосы. Что же касается управления на ходу, то для этой цели устроены два вынесенных назад колеса.
Внутри танка, обычно, устанавливаются две пушки с большом обстрелом и 3 пулемета. Придерживаясь морской терминологии, «на нос» броневик может открыть огонь из 2-х орудий и 2-х пулеметов, «на борт» из орудия и 2-х пулеметов и «на корму» из 2-х пулеметов.
Четырехцилиндровый мотор, мощностью в 100 л. с. поставлен несколько сзади, чтобы уравновесить тяжесть орудий и снарядов, которыми нагружена передняя ось.
Вот некоторые цифровые данные танка, рисующие его размеры: длина ок. 3,5 саж., ширина 1,5 саж., высота 5 аршин; задние колеса выдвинуты на 2,5 саж. Броня никелевой стали, толщиною ок. 1/3 дюйма. Она вполне защищает внутренность броневика от всякого рода пуль, осколков гранат не крупного калибра и ручных бомбочек.
В боях на Сомме был, напр., такой случай: один из танков застрял в германской траншее, из-за какой-то неисправности в механизме. Немедленно же его облепили немцы, но ничего не могли поделать, пока не подоспела своя пехота на выручку. Затем, исправив повреждение, танк двинулся дальше.
Скорость его хода 6-7 верст в час. С тактической точки зрения этого совершенно достаточно, чтобы не отставать от пехоты. На самом же деле эти броневики идут впереди штурмующих колонн, производя бреши в препятствиях, и прорезая в брустверах проходы, поражают защитников траншей метким пулеметным огнем, разрушая прицельными орудийными выстрелами особенно опасные для наступления пулеметные гнезда.
Экипаж танка, вместе с офицером, состоит из восьми человек. Управляют движением машины и огнем, в сфере сильного огня, при помощи перископов.
Французские танки получили свое боевое крещение 16-20 апреля с. г. при весеннем наступлении союзников на западном фронте. Они ближе своих английских собратьев подходят к американскому прототипу.
По внешнему виду этот танк (см. снимок) напоминает черепаху: длинный, сравнительно, невысокий кузов покоится на прочном шасси, по всей длине которого проходят две бесконечные ленты, но не обегая машины сверху.
Носовая часть сделана в виде тарана и имеет впереди резец. Внутри кузова установлен 100-сильный мотор и устроен склад снарядов и патронов.
Вооружается танк или двумя малокалиберными пушками и двумя пулеметами, причем орудия поставлены в носовой части, или, как это видно на снимке, на носу помещается знаменитая французская с 75-м.м. (3-дм.) полевая пушка, а для пулеметов устроены четыре башенки. Во всяком случае и орудия и пулеметы имеют широкий горизонтальный обстрел.
Экипаж—шесть человек; управление машиной и огнем через бронированное жалюзи или, в сфере действительного поражения, при помощи перископов.
Скорость движения и все тактические свойства обоих танков, приблизительно одинаковы. Пожалуй, французский броневик имеет преимущество в большой неуязвимости, потому что его ленты скрыты под кузовом.
Французы присвоили своим машинам название «штурмовая артиллерия», имя, данное им в приказе по армиям, в котором отмечена выдающаяся работа этих бронесамоходов у с. Живанкур 20-го апреля.
Это имя подходит к ним как нельзя лучше. Действительно, врезываясь в линию траншей, танки прицельным огнем разрушают наиболее сильные оборонительные точки, обваливая блиндажи пулеметных гнезд, входы в лисьи норы и пр. Преграды для их движения в позиционном бою почти нет.
Широкие ленты позволяют им не только взбираться по крутым откосам и скатам воронок, но и проходить по мягкой, взрыхленной почве, где застряла бы колесная машина. Объясняется это тем, что здесь вес повозки распределяется на значительно большую площадь.
Впечатление, произведенное на немцев английскими танками, было огромно и они постарались взять реванш. Но построенная ими броневая машина, представляя собой род длинного вагона, поставленного на колеса, не обладает только что указанными достоинствами англо-французских броневиков. Свои неуклюжие ящики они вооружают 7-ю пулеметами, заменяя часть последних малокалиберными пушками.
Под кузовом автомобиля имеется особое приспособление для разрывания брустверов траншей. Машина приводится в движение мотором мощностью в 100 л. с.
Дебют этих броневиков на нашем фронте зимою текущего года в районе Сморгони нельзя назвать удачным.
В. Кайсаров.
Еще по теме
|