С назначением генерала Гиллемэна на должность главного начальника французской военной аэронавтики—достигается давнишняя мечта военных и общественных кругов нашей доблестной союзницы и наставницы: объединение действий этого нового могущественного рода оружии.
Состоящие при главнокомандующих фронтами начальники авиации подчинены, с технической точки зрения, генералу Гиллемэну. На него же возложена задача установления самой тесной связи, как между, разными специальными отделами сухопутно-военной аэронавтики —так и с морской и с авиационными организациями союзных держав. Такого рода решение признается самым правильным: не разрушая уже существующей организации, имеющей свои положительные стороны, создан могущественный координирующий орган.
Трехлетняя война доказала потребность в следующих разновидностях аэропланов (французская терминология):
1. Охотничьи аэропланы (наши истребители).
2. Армейские аэропланы для дальних разведок.
3. Корпусные аэропланы для работы в зоне поля сражения.
4. Бомбардировочные аэропланы.
Отличительные черты и задачи этих четырех типов аэропланов.
Охотничьи аэропланы.—Их цель заключается:
а) в ослеплении противника и
б) в обеспечении свободы действий своих армейских и корпусных авиационных отрядов.
Эта двойная задача достигается беспрестанным воздушным наступлением на противника. Охотничий аэроплан представляет из себя одноместную, небольшую машину, чрезвычайно подвижную и скорую, вооруженную одним пулеметом, направленным, обыкновенно, вперед. Деятельность „охотника" основана на неожиданности, скорости и индивидуальном бое, необходимость беспрестанных столкновений с противником; запрещает ему групповой бой.
Пилот охотничьего аэроплана, обыкновенно изолированный в бою, должен обладать не только проворством, выдающимся искусством управления, смелостью, выносливостью, но и исключительным хладнокровием и могучей силой воли. Настоящие „охотники”—весьма редки. Воодушевляемые пылкой преданностью своему делу и скромным соревнованием, живя в условиях, в большинстве случаев, весьма строгого режима и физической тренировки—они невольно внушают всем сталкивающимся с ними чувство безграничного восхищения.
Армейские аэропланы для дальней разведки.
(Стратегическая разведка, фотографирование удаленных организмов обороны: железнодорожные станции, парки, биваки, авиационные центры).
Имея целью отдаленные пункты—эти аэропланы обязаны доставить результаты разведки во что бы то ни стало. Они не ищут боя, но принимают его в случае необходимости и стараются прорваться сквозь преграждающие им дорогу аппараты противника. Задачи стратегической осведомленности выполняются воздушными экспедициями, сила которых зависит от активности вражеской авиации и удаленности объектов разведки.
Следовательно, аэроплан дальней разведки должен быть быстрым, что бы противостоять сильным ветрам и избежать аппарата противника; обладать вооружением и большим полем обстрела, дабы открывать огонь с дальних дистанций, во всех направлениях; быть участником групповых боев; нести на себе одного или, еще лучше—двух пассажиров; один из последних является дозорным и пулеметчиком, вполне обеспечивающим работу наблюдателя.
Наконец, этот тип аэроплана, подчиненный органам высшего командования, не вынужден изо дня в день следовать за быстро передвигающимися войсками; он приноравливается к относительно более прочным стоянкам; таким образом его модель может быть довольно громоздкой.
Корпусные аэропланы („С. А.") для работы в зоне поля сражения.
(Корректирование, разрушение оборонительных сооружений и батарей, фотографирование первых линий окопов).
Работа этого аэроплана протекает в самой тесной связи с прочими боевыми единицами операции, под огнем пулеметов и специальных батарей, в зоне, изборожденной неприятельскими аппаратами. В сражении ему принадлежит роль первостепенной важности, без него—боец слеп, артиллерия стреляет наугад, руководящие центры, обыкновенно, не только не осведомлены об угрожающей атаке противника—но и о положении собственных войск.
Этот тип („С. А.“)—должен быть двух—или трех-местной машиной, при наличии очень хороших, сравнительно, качеств, как то:
а) вертикальная зрительность, достаточно широкое поле зрения, дабы иметь возможность продолжить наблюдение за известными точками (корректирование),
б) достаточная скорость для работы при разной силе ветра и успешной борьбы с аппаратами врагом;
в) вооружение и обстрел, позволяющий и атаку и борьбу во время отхода,
г) чрезвычайная подвижность во всех отношениях и самая незначительная нагрузка.
Аппарат „С. А.“ должен работать, в общем, в гуще облаков, машин и снарядов противника, снижаться для сбрасывания донесений и опять быстро взвиваться; аттеррировать, укрывшись где попало, подниматься с кое как выбранных и приготовленных площадок около постоянно перемещающихся штабов.
Бомбардировочные аэропланы. Бомбардировочная авиация преследует следующие цели:
а) во время сражения атакует резервы, сборные пункты, места выгрузки, снабжения и эвакуации противника,
б) отвечает репрессиями за бомбардировки своих незащищенных пунктов, в) разрушает здания и склады предприятий вражеской промышленности.
Задачи репрессий и бомбардировок поля сражения могут выполняться вышеупомянутой моделью „С. А.“ (корпусного) и армейского аэроплана. Но для точного бомбометания в удаленные промышленные (металлургия, угольные копи, производство взрывчатых веществ и пр.) предприятия противника—нужно располагать многочисленными эскадрильями аэропланов, сильно вооруженными и способными поднять большой груз бомб; но эта программа исполнима лишь при особом напряжении отечественной промышленности. К сожалению, даже во Франции, индустрия еле-еле успевает в достаточном размере пополнять „охотничьи" и „разведочные" модели.
В итоге военная авиация должна удовлетворять следующим требованиям:
1. С особой тщательностью должен быть подобран „охотничий" отдел, как затрудняющий воздушную деятельность противника и обеспечивающий свою, в частности-аппаратов „С. А.“ (корпусных), работа которыми, в большинстве случаев, производится при абсолютной изолированности в наиболее опасной зоне.
2. Многочисленный, хорошо оборудованный отдел „армейских" и „корпусных" („С. А.") аэропланов, способный выполнять задачи командующих органов при всяких обстоятельствах.
3. „Бомбардировочный" отдел, приносящий действительную пользу действующим войскам.
4. Самая тесная связь как между этим разновидностям военной авиации— так и с руководящими оперативными органами.
Из вышесказанного можно убедиться, какие ответственные задачи возлагает современное военное искусство на авиацию, насколько трудно-достижима правильная постановка этого дела и при каких ужасных условиях, в сравнении с нашими противниками, ведется война в России. Из всех многочисленных целей, преследуемых современной военной авиацией, у нас с грехом пополам выполняется лишь разведка.
В данное время положение военной авиации во Франции находится в следующем виде. На фронте находится вполне достаточное количество аппаратов и пилотов, обеспечивающих превосходство над германской авиацией. Отечественная промышленность изобрела превосходные модели, которыми пополняются и заменяются действующие машины. Особое внимание уделяется заявлениям начальников авиационных отрядов и специальных отделов генерального штаба, несущих на себе всю ответственность.
Они потребовали напряжения всех сил производства, устранив личные интересы и руководствуясь лишь насущными потребностями всех отделов авиации.
На первом месте стоит вопрос о коренной реорганизации "корпусных" отрядов („С. А.“), затем—создание могущественной „армейской" авиации и облегчение „бомбардировочных" аппаратов; из существующих моделей, вполне доказавших свои положительные свойства, будет выбрано самое ограниченное количество, что обеспечит легкий замен, починку и снабжение аппаратов.
С фронта будут „списаны" уставшие, малоспособные, устарелые пилоты, только отягощающие и парализующие работу; им будут предоставлены технические должности в тылу.
По-прежнему, вполне разделяя заслуженное со стороны общества внимание относительно истребителей („охотников") и бомбометчиков—не будут более оставлены в тени и те авиаторы („С. А."), которые изо дня в день исполняют „черную", наиболее продуктивную, но и крайне опасную работу—подготовляя решительные операции при минимуме оборонительных средств.
В. Р.
Еще по теме
|