Необыкновенная быстрота и подвижность современных аэропланов сделала их важным вспомогательным средством для разведки, нападения и обороны. Можно без преувеличения сказать, что в настоящее время аэропланы являются неотъемлемым оружием, как сухопутной, так и морской войне. Но помимо боевой разрушительной службы, аэропланы таят в себе и много положительного творческого, правильное и разумное использование которого может помочь культурному прогрессу человечества.
Одну из таких положительных сторон, а именно санитарное применение аэропланов, мы постараемся осветить в нашей заметке. Правда, позиционная война не открывает широких перспектив воздушной санитаркой службе, так как она может быть принимаема во внимание только для специальных условий действия, где имеются скверные или разрушенные дороги или железнодорожные пути, или где они совершенно отсутствуют.
При быстром наступлении или сильных боях в трудно проходимых местностях, как например в Курляндии, на Волыни, Македонии, Семигории и в Галицийских гористых местностях, очень часто, благодаря взрыванию железнодорожных путей, заваливанию проходов, разрушению шоссейных дорог и мостов, санитарная служба не может успешно выполнять своих задач. Могут отсутствовать врачи, особенно хирурги и санитарный персонал, может чувствоваться недостаток в перевязочных материалах, медикаментах, инструментах, носилках и т. д.
Еще более острая нужда в санитарной помощи может ощущаться на Азиатских фронтах или в осажденных крепостях. И вот тогда, благодаря радиотелеграфной связи ближайший санитарный пункт может быть извещен об этом, после чего с помощью прикомандированных к нему санитарных аэропланов он в состоянии будет самым быстрым способом доставить на место необходимую медицинскую помощь. При условии применения больших аэропланов можно доставлять по воздуху персонал и материал в количестве достаточном для устройства перевязочных пунктов, причем нахождение на аэроплане беспроволочной телеграфной станции позволяет находиться в каждый данный момент в тесном контакте с местом отправления и с местом назначения.
Идеальные условия применения для воздушной санитарной службы представляют собой военные операции в пустыне, например во время наступления германцев на Египет. Здесь аэропланы доставляли питьевую воду, и обратно из пустыни отвозили раненых в более благополучные в климатическом отношении местности. Для применяющихся в настоящее время аэропланов-гигантов, перевозящих значительные грузы, эта задача оказывается вполне преодолимой.
Также и во время морских боев гидро аэропланы могут найти себе успешное применение на санитарной службе, если только они своевременно и в достаточном количестве будут отправлены в указанные пункты, где они сумеют спасти от морской пучины не мало моряков, беспомощно носящихся на спасательных кругах по морю.
Есть еще одна область применения санитарных аэропланов, когда они должны являться каретами скорой помощи на учебных аэродромах. Здесь рядом с санитарной каретой должен находиться готовый к полету санитарный аэроплан, который во время падения какого-нибудь летчика, или в случае какого-либо неудачнаго приземления далеко от аэродрома мог бы тотчас же придти на помощь летчику.
История современной войны уже насчитывает примеры, когда аэропланы оказались в этом отношении очень полезными, а именно во время осады Перемышля и Кут-эль-Амара. Австрийское верховное командование все время поддерживало непрерывное сообщение по воздушному пути с осажденными в крепости Перемышль. Точно так же из истории Кут-эль-Амары известно, что английская тягрская армия доставляла в осажденный турками Кут больше санитарного материала, нежели даже провианта.
Во французском медицинском журнале "Раris Меdiсаl" приводится очень интересный случай санитарной службы французских летчиков в сербской армии. Во время отступления сербов, происходившего в очень тяжелых условиях, группа французских летчиков, прикомандированная к этой армии, показала следующий пример ловкости и смелости.
Оказавшееся в их распоряжении небольшое количество двухместных аэропланов они удачно приспособили для перевозки раненых солдат в количестве 12-ти и более одновременно, при чем они все время работали между Призреном и Митровицей и даже долетали до Валонны. Эта служба происходила при крайне тяжелых условиях, так как приходилось работать при довольно низкой температуре, неблагоприятных атмосферных условиях и крайне неудобной почве.
Воздушная санитарная служба нашла себе впервые применение во время теперешней войны, но мысль о приспособлении аэропланов для санитарной службы возникла уже задолго до войны, и именно во Франции и Англии.
Так, например, еще в 1912 году французская национальная лига воздухоплавания подняла вопрос о применении аэропланов на полях битв. Тогда сенатор Раймонд, принимавший в качестве военного врача участие в маневрах того года, получил приказание произвести рекогносцировку на аэроплане поля сражения для того, чтобы разыскать группы раненых и организовать помощь последним.
Опыт минувших войн и данные военной истории показали, что нередко на полях сражения сотни раненых оставались в течение четырех и более дней, предоставленные в жертву лихорадке, простуде, беспомощности и лишенные даже съестных припасов.
Причина этого явления, одинаковая для всех войн, заключалась вовсе не в недостатке специальных органов, предназначенных для этой санитарной службы, а скорее объяснялась тем, что известное число раненых оставалось неизвестным, так как они не могли быть отысканы. Ведь все органы медицинской службы с их персоналами, линейками и т. п. находились далеко позади.
Вот почему, по мнению французской национальной лиги, и необходимы были санитарные аэропланы, которые в состоянии были бы разведать поле сражения и во всякий момент уведомить органы санитарной службы о тех местах, куда они должны были направиться немедленно для выполнения своего священнейшего долга.
Особенно важную услугу в этом деле оказали английские военные врачи, которые уже тогда предполагали воспользоваться аэропланами для перевозки раненых воинов и для доставки медицинского персонала. Разработанные ими воздушные амбулатории должны были поднимать трех врачей и пилота.
Подполковником королевского медицинского корпуса Донеганом изобретен был специальный операционный стол из алюминия, который можно было перевозить по воздуху вместе со всеми необходимыми для производства 15—20 операций инструментами и материалами.
Незадолго до войны ассоциация французских женщин-врачей организовала специальный конкурс аэропланов, предназначенных для перевозки раненых. Задача этого конкурса заключалась в разработке конструкции санитарного аэроплана, могущего поднять кроме пилота еще четырех лежащих раненых. Эта ассоциация предназначила 70.000 фр. за первый аэроплан, который удовлетворит этим условиям и, кроме того, назначило несколько дополнительных призов, обставленных специальными условиями.
В русских условиях воздушная санитарная служба сможет, нередко, оказать неоценимые услуги населению многих глухих мест, отрезанному от населенных пунктов и железнодорожных станций. Благодаря пользованию санитарными аэропланами, при первом же требовании, поступившем по беспроволочному телеграфу, можно будет выслать необходимый персонал, необходимые санитарные материалы и, благодаря своевременной помощи, спасти, быть может, не одну полезную для родины человеческую жизнь.
Поэтому при демобилизации нашего военно-авиационного хозяйства необходимо позаботиться о снабжении целого ряда земских и городских санитарных пунктов санитарными аэропланами скорой помощи, могущими быть полученными путем приспособления применявшихся на театре военных действий боевых аэропланов, служивших не для культурных целей, а только для задач взаимного истребления человеческих жизней.
Я. Златогоров (Я. Гольберг).
Еще по теме
|