
Материал из журнала "Нива" за октябрь 1916 года.
Немцы, заблаговременно готовившиеся еще с бисмарковских времен к роли поработителей Европы, по технике воздушного и подводного плавания оказались сначала далеко впереди не только нас, но даже и наших союзников. Их воздушные дредноуты цеппелины и быстроходные „таубе" беспрепятственно громили взрывчатыми снарядами и Париж и Лондон, и безусловно господствовали на западном фронте.
Только к концу второго года войны английская и французская военная промышленность успели выработать еще более сильные и быстроходные аппараты и вскоре совершенно подавили германскую военную авиатику. Зато по обилию и дальности рейсов подводных лодок Германия до сих пор стоит еще на первом месте. Две ея подводных лодки в разоруженном виде переплыли через океана, и под флагом мирных торговых судов нашли временный приют в американских портах.

Англичане за первые годы войны выработали способы истребления германских подводных лодок с помощью стальных сетей, устанавливаемых тралерами по всем направлениям во внутренних морях, в Ламаншском проливе и проч. Но в океанах применение этого способа едва ли возможно.

Именно огромные потери германского подводного флота, в размере более ста выловленных англичанами лодок, заставили немцев уступить американским требованиям насчет прекращения и ограничения подводной войны. Но именно радушный прием, оказанный в американских портах германским подводным лодкам, прибывшим под торговым флагом, позволил им расширить сферу действия военных подводных судов и распространить ее на океаны, где борьба с ними с помощью подводных стальных сетей совершенно бессильна.

Находящие в американских портах приют и отдых немецкие подводные суда под мирным флагом служат военным целям. Они представляют собою как бы подвижную базу для военных судов и, даже сами скрывшись под воду в качестве торговых судов, могут вынырнуть на поверхность и любом месте в виде боевых единиц. Непосредственным последствием американского гостеприимства было потопление вблизи американских берегов, вскоре после визита "U 53", пяти океанских торговых пароходов, принадлежавших англичанам и нейтральным народам и шедших из Америки в Англию.

Таким образом пристанище, данное за океаном „мирным" германским подводным лодкам, позволило вынести подводную войну на мировые водные пути, усилило шансы немцев и дало им возможность пренебречь своим отказом от подводной войны, вынужденным не столько боязнью американского вмешательства, сколько сознанием бессилия подводной войны на внутренних морях Европы.
Все это дало повод державам согласия обратиться к нейтральным государствам с официальным предостережением относительно неприятельских подводных лодок. Главные доводы меморандума изложены в следующих восьми пунктах:
Подводные лодки легко избегают контроля в океане и прибрежных водах.
Это дает им возможность заниматься военной контрабандой и разведкой.
Подводная лодка в погруженном состоянии сама по себе представляет чрезвычайную опасность для мореплавания на путях общего пользования.
Благодаря особенностям подводного плавания, невозможно с достоверностью определить ни флага ни назначения подводных судов. Это дает им возможность любой нейтральный порт обратить в базу для военных действий.
Подводная лодка в любую минуту может быть снабжена минными приспособлениями и артиллерией.
Управление подводными судами, благодаря сложности машинного оборудования, может быть вверено только военным командам, как оно и есть в действительности.
Высокая стоимость постройки и эксплуатации подводных лодок исключает всякую возможность применения их для торговых целей.
Подводная лодка, явившись в нейтральный порт под торговым флагом, пополнив свои запасы и получив на берегу нужные сведения, может получить в море артиллерию и обратиться в опаснейшее орудие войны.
По этим соображениям державы согласия требуют признания всякой подводной лодки военным судном.
Решительную позицию, занятую державами согласия, приняли уже и некоторые нейтральные государства.
Так, резолюция короля Норвегии, в виду трудности определения характера и национальности подводного судна, воспрещает доступ в норвежские воды подводным лодкам воюющих держав и предупреждает, что подводные лодки, нарушившие этот приказ, будут встречены огнем военных судов. Отныне в фиордах Норвегии немецкие лодки не будут находить пристанища для своих разбойных нападений на мирные торговые пароходы.
По такому же пути заставит пойти президента Вильсона и американское общественное мнение, шумно негодующее по поводу возобновления подводной войны немцами у самых берегов Америки, выразившегося в потоплении пятого десятка больших океанских пароходов. Совесть великой республики не позволит ей быть укрывательницею подводного морского разбоя.
Еще по теме
|