nik191 Суббота, 27.07.2024, 02:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Дневник | Регистрация | Вход
» Block title

» Меню сайта

» Категории раздела
Исторические заметки [945]
Как это было [663]
Мои поездки и впечатления [26]
Юмор [9]
События [234]
Разное [21]
Политика и политики [243]
Старые фото [38]
Разные старости [71]
Мода [316]
Полезные советы от наших прапрабабушек [236]
Рецепты от наших прапрабабушек [179]
1-я мировая война [1579]
2-я мировая война [149]
Русско-японская война [5]
Техника первой мировой войны [302]
Революция. 1917 год [773]
Украинизация [564]
Гражданская война [1145]
Брестский мир с Германией [85]
Советско-финская (зимняя) война 1939-1940 годов [86]
Тихий Дон [142]
Англо-бурская война [258]
Восстание боксеров в Китае [82]
Франко-прусская война [119]

» Архив записей

» Block title

» Block title

» Block title

Главная » 2015 » Октябрь » 10 » Первая мировая война. Разрыв сношений с Болгарией
08:52
Первая мировая война. Разрыв сношений с Болгарией

 

 

23-го сентября, в 4 часа дня, Министерством Иностранных Дел получено от Российского Императорского посланника в Софии, в должн. шталм. А. А. Савинского телеграфное донесение о том, что болгарское правительство 22-го сентября, в 2 ч. 40 мин. пополудни, вручило ему совершенно неудовлетворительный ответ на ультиматум России, вследствие чего посланник заявил болгарскому правительству о разрыве дипломатических сношений России с Болгарией.

Охрану интересов русских подданных, остающихся в Болгарии, приняло на себя Нидерландское правительство.

 

Официальное сообщение о разрыве дипломатических сношений с Болгарией

ПЕТРОГРАД. (24 сентября). В "Правительственном Вестнике" напечатано:

"К сожалению, еще не наступило время для обнародования всей дипломатической переписки министерства иностранных дел с балканскими странами за истекшие месяцы великой войны. Русское общественное мнение сумеет, тем не менее, и на основании приведенных в правительственном сообщении сведений дать правильную оценку нашей политики на Балканах.

Стремясь прежде всего к обеспечению победы, русская и союзные дипломатии были обязаны использовать все имевшиеся в их распоряжении средства для примирения Сербии и Болгарии, без которого немыслимо было создание новой могущественной балканской коалиции на стороне держав согласия. Дипломатия последних не могла предъявлять преждевременных ультиматумов ни своей соратнице Сербии, ни нейтральной Болгарии.

Преследуя свою главную жизненную цель —организацию победы, союзные правительства долго закрывали глава на все особенности болгарскаго нейтралитета, выражавшиеся, между прочим, в допущении турецко-германской агитации в стране. Пока оставалась малейшая надежда на предупреждение новой братоубийственной сербо-болгарской войны, державы согласия во имя общей цели не могли отказаться от своей примирительной тактики и после заключения турецко-болгарского соглашения; они находили нужным лишить Болгарию малейшего повода к распре с Сербией.

Исходя из общности интересов всех членов антигерманской коалиции, союзные правительства гарантировали Болгарии предмет ея вожделений—бесспорную македонскую зону. Этим заявлением Болгария была вынуждена, наконец, раскрыть свои карты и обнаружить перед всем миром, что она совершенно независимо от того или другого разрешения македонского вопроса связала свою судьбу с Германией, Австрией и Турцией.

Русское общество с чувством сожаления узнает, что русский представитель в Софии покинул страну, некогда освобожденную Россией, а ныне по вине короля Фердинанда и навязанного им стране правительства оказывающуюся в союзе с ея врагами и даже с собственным своим прежним угнетателем".

Отъезд из Софии представителей держав четверного согласии

СОФИЯ. (23 сентября). Вчера вечером, дипломатические представители держав четверного согласия потребовали выдачи паспортов. Итальянский посланник, хотя и не предъявлявший никакой ноты, присоединился к требованию своих коллег. Бельгийский посланник сделал то же. Сербский посланник сегодня, утром, также потребовал выдачи паспортов.

СОФИЯ. (23 сентября). Посланник Савинский вынужден остаться в постели вследствие острого припадка аппендицита и останется в Софии после отъезда других представителей, но пребывание его будет носить частный характер.

 

Правительственное сообщение

 

Императорское Правительство в самом начале мирового столкновения, в которое оно вступило вместе со своими союзниками для защиты независимости народов от покушений Германии, поставило своей внешней политике одну главную цель—содействие одержанию победы над врагом. В течение всего истекшего периода войны русская дипломатия выбирала или меняла свои пути и средства, сообразуясь исключительно с этим заданием. При таких условиях балканская наша политика должна была прежде всего стремиться к воссозданию балканского блока, которое сулило значительное облегчение нашей победы над австро-германо-турецкой коалицией. Воссоздание же блока представлялось достижимым лишь путем примирения Болгарии с ее соседями на почве признания законных народных чаяний и соответственного нового разграничения интересов балканских стран. Достижению этой частной цели и была посвящена работа русской дипломатии на Балканах, действовавшей все время в тесном единении с дипломатией союзных держав.

Еще в июле 1914 года Императорское Правительство заявило болгарскому кабинету, что добросовестное честное согласование его политики с начинаниями России даст Болгарии реальные выгоды: возбуждение же Болгарией смуты в Македонии и всякие действия, направленные против Сербии, будут усматриваться нами, как открытый враждебный акт против России. Одновременно Сербскому правительству было указано соответствующим образом на необходимость принесения известных жертв ради достижения общей нам главной цели,—торжества над врагом.

За предварительными шагами русской дипломатии, руководящее значение которой в балканском вопросе признавалось всеми союзниками, не замедлило последовать совместное выступление держав тройственного согласия. 10-го августа 1914 года посланники союзных правительств вручили г-ну Пашичу ноту, выражавшую уверенность в том, что Сербия, в случае оказания ей Болгарией вооруженной помощи против Турции, согласится после победы на земельные уступки взамен вознаграждений в других местах.

На эту ноту Сербское правительство уже 13-го августа ответило согласием уступить при указанных условиях часть своей территории взамен расширения за счет Австро-Венгрии. В конце октября после вступления в войну Турции тройственное согласие сделало конкретные заявления Болгарии. А именно, за выступление против Турции Болгарии были предложены территориальные приращения. Болгария заявила, однако, что желает и впредь держаться строгого нейтралитета; мало того, даже в этой области она не пожелала связать себя более определенными обязательствами, за которыя ей также предлагались союзниками территориальные приобретения.

Такое поведение софийского кабинета в связи с неотложной необходимостью придти на помощь Сербии заставили державы согласия (в конце ноября 1914 года) заявить правительству г-на Радославова, что они гарантировали союзницу Сербии - Грецию от нападения со стороны Болгарии: на этот раз последней было указано, что за действительный нейтралитет она получит после войны справедливые земельныя приращения в Македонии и Фракию до линии Энос-Мидия.

Блестящая победа Сербии над Австрией несколько ослабила надежду на возможность склонить Сербию к немедленным территориальным жертвам. Тем не менее Императорское Правительство продолжало в полном единении с союзниками прилагать усилия к воссозданию Балканского блока.

В январе 1915 года Державами деятельно обсуждался новый русский проект, в основу котораго были положены:

1) обеспечение Болгарии за переход на сторону Согласия всей так называемой бесспорной зоны Македонии и
2) компенсация Сербии некоторыми австрийскими землями и широким доступом к Адриатике.

Предполагавшиеся в Софии и Нише выступления пришлось, однако, отложить, отчасти в виду неблагоприятного настроения в Сербии, главным же образом, вследствие обнаружившегося в то время твердого намерения Болгарии не сойти с занятого выжидательного положения. Принятое кабинетом г-на Радиславова решение не мешало ему, однако, допускать снаряжение за счет австрийского правительства чет в Македонии, что вызвало с нашей стороны в марте месяце предостережение, коим мы вновь возложили на софийский кабинет всю вину за последствия четнического движения.

Присоединение Италии, создавшее новую политическую обстановку, потребовало переговоров между державами Согласия для определения совместного с ней образа действий. По успешном завершении таковых переговоров признано было своевременным приступить к решительным объяснениям с болгарским правительством, и 16-го мая посланники Согласия сделали г-ну Радославову заявление, сущность которого сводилась к нижеследующему:

в случае военного выступления Болгарии всеми своими силами против Турции, союзники:

1) согласны на немедленное присоединение к Болгарии Фракии до линии Энос-Мидия;

2) гарантируют Болгарии по окончании войны часть Македонии, ограниченную линией Эгри - Паланка — Сопот — Охрида, включая города Эгри-Паланка, Кепрюлю, Охриду и Монастырь при условии, что Болгария не вступит в означенную область до заключения мира;

3) обещают Болгарии денежную помощь.

На это сообщение болгарское правительство 2-го июня ответило просьбою разъяснить ему некоторые пункты ноты. Эта просьба послужила предметом обсуждения между Державами, а также между ними и Сербией.

Нотою 22-го июля 1915 года союзные правительства дали софийскому кабинету просимые им разъяснения.

Этой нотой державы гарантируют Болгарии бесспорную зону по карте договора 1912 года и принимают на себя обязательство в том, что лишь под этим условием Сербия получит после войны какие-либо территориальные приращения. В случае принятия делаемых ей предложений, Болгария должна определить срок своего выступления против Турции и силы, с которыми она выступит, иначе предложения союзников будут считаться несостоявшимися. Вследствие выраженного сербским кабинетом желания, союзники новым сообщением от 3-го августа точнее определили обещанные компенсации, а также указали, что пограничная линия сербо-болгарского договора 1912 года не подлежит изменению.

19-го августа сербское правительство ответило изъявлением готовности принести требуемую от него жертву и согласиться в принципе на предложенное державами исполнение сербо-болгарского договора 1912 года. Отчетливо сознавая всю опасность дальнейших проволочек и необходимость склонить Болгарию к безотлагательному выяснению своих намерений, союзники сочли своим долгом сделать 1-го сентября г-ну Радославову нижеследующее заявление:

„4 Державы готовы гарантировать Болгарии уступку Сербией, тотчас же после окончания войны, части Македонии по линии 1912 года. Эта гарантия обусловливается обещанием Болгарии, что она готова в недалеком будущем заключить с союзными державами военную конвенцию касательно ее выступления против Турции. Если вскоре не будет получено заявление в вышеизложенном смысле, то содержащееся в настоящей ноте предложение будет считаться несостоявшимся".

На это заявление болгарское правительство не дало никакого ответа, а 10-го сентября, в 7 часов утра, объявило всеобщую мобилизацию.

Вместе с тем прибывшие в страну германские офицеры заняли в болгарской армии то же положение, которое год тому назад позволило их товарищам вовлечь Турцию в войну с нами.

Такой вызов не мог остаться без ответа, и Императорским посланником была предъявлена софийскому кабинету 21-го сентября уже обнародованная нота, на которую последовал неудовлетворительный ответ, побудивший Императорское Правительство порвать с Болгарией дипломатические сношения.

 

Еще по теме

"Благодарная" Болгария

Первая мировая война. Болгарское предательство

Первая мировая война. Разрыв сношений с Болгарией

Первая мировая война. Объявлении войны Болгарии

 

 

Категория: 1-я мировая война | Просмотров: 884 | Добавил: nik191 | Теги: Болгария, война, 1915 г. | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
» Календарь

» Block title

» Яндекс тИЦ

» Block title

» Block title

» Статистика

» Block title
users online


Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz