По материалам периодической печати за март 1918 год.
Обстрел Парижа
Служба известий, 27-III, по полудни.
Обстрел Парижа проявляет огромный прогресс германской артиллерии. Пленные английские офицеры, услышав эту весть, назвали ее, смеясь, сказкой, ибо даже половина дистанции от германских пунктов до Парижа является баллистической невозможностью.
Относительно обстрела Парижа пишет „Свенска Дагблад" 23 марта:
„Обстрел производит в данный момент сильное моральное действие. Он показывает перевес могучей германской силы над бессилием неприятеля".
Все берлинские коммерческие газеты констатируют необычайное усилие берлинской биржи, вследствие огромного успеха на Западе.
25 марта по „Нордейче альгемайне цейтунг" биржа была всецело под впечатлением сообщений о победе. Курс многих горных акций, судоходных акций, колониальных бумаг повышается скачками. С удовлетворением было установлено тяжелое настроение Нью-Йоркской биржи, которая также подействовала неблагоприятно на Парижский рынок. В Нью-Йорке за четыре дня поднялся спрос на наличные деньги. Как наступление в Италии, так подействовала победа на Западе на курс имперской марки в высшей степени благоприятно. С 21 марта, начала наступления, до 25 марта курс марки поднялся в Амстердаме с 40,20 на 43,70, в Цюрихе с 81,50 на 86; в Стокгольме с 55,50 на 61.
„Пти журнал" от 24-го марта говорит в передовой статье:
Германцы мобилизовали и направили все свои силы, так как они оперируют не только в секторах Артуа и в Пикардии, но также на нашем Шампанском фронте и перед Верденом. Кронпринц и Гальвиц имеют достаточно войск, чтобы принимать участие в прорыве фронта, если это входит в план Гинденбурга. Останется ли это без исполнения, это еще вопрос!
Маркель Хютеи говорит в „Эхо де Пари" от 24 марта:
"Нужно только вообразить себе, как неприятель может единовременно действовать и между Изером и Аррасом в направлении в Калэ, и сдерживать английские резервы на наступательных фронтах".
Голоса французской прессы, например „Матен" от 10. 3. 18., пытаются протестовать против последнего германского налета, оспаривая его компенсационное оправдание, так как между первым и вторым налетами германцев французские аэропланы ни разу не бомбардировали германские города. Между англичанами и французами происходят раздоры на почве этого, так как обыкновенно англичане совершают налеты на германские города, а последствия этого—компенсационные германские налеты—падают на голову французов.Таким образом наши налеты на Париж вызвали раскол в среде союзников. Этот факт из французских голосов прессы мы охотно принимаем к сведению.
Заведующий Радиостанцией (подпись).
О германских операциях
ПАРИЖ, 27-III. Комментируя германские операции, военные обозреватели делят их на три фазы:
Первая разыгралась к западу от Сен-Кантена, куда германцы направили свой главный удар, стремясь достигнуть Соммы и проложить себе дорогу к Амьену, чтобы разделились английские и французские армии. Однако, сопротивление англичан, укрепившихся на высотах леваго берега Соммы, воспрепятствовало продвижению неприятеля. Тогда принц Рупрехт предпринял обходное движение к северу от Перонна, завязав отчаянную борьбу у большой дороги Баном—Альбор, ведущей в Амьен, но англичане, отчистившие Баном и Комбль, сумели парализовать планы противника.
Наконец, принц Рупрехт предпринял диверсию на Сен-Кантен, двинувшись в Парижском направлении с целью отвлечь внимание своих противников. Но вмешательство французских войск расстроило эти расчеты, вызвав напряженную борьбу вокруг Нуайона.
Сражения принимают характер маневренных боев. Решение зависит от перевеса в резервах. В компетентных кругах утверждают, что французами использована лишь очень малая часть их резервов, тогда как германския резервы тают в непрерывных атаках.
Вчера ночью Нуайон эвакуирован в полном порядке.
Французские войска прочно занимают левый берег Уазы (Рустель).
Положение на кавказском фронте
ТИФЛИС, 27 марта. (ПТА). На Кавказском фронте положение Советских войск улучшилось. Турецко-германские войска, наступавшие на Батум, отброшены на протяжении 60 верст от города. В долине Эрзерум—Каре наши отряды также оттеснили неприятеля по направлению к Эрзеруму. Прибыли представители моряков Черноморского флота, которые, совместно с военными властями, выработали план сообщения с Батумом при наступлении неприятеля. В районе Эрзерума заметно отступление неприятельских войск.
Морской обзор
В конце октября минувшего года в палате общин членами правительства были сообщены некоторые цифры о современном состояния английского флота. Из них видно, что в 1914 г. личный состав флота состоял из 145.000 офицеров и матросов, тогда как ныне он насчитывает 480.000 человек. В начале войны общее водоизмещение всех британских судов равнялось 4.000.000 тонн, а сейчас - 6.000.000 тонн. Число тралящих и сторожевых судов в настоящее время достигает 3.800 против 12, которыми располагал флот в середине 1914 г.
Относительно транспортной службы первый лорд адмиралтейства и премьер-министр сообщили, что с начала войны и до конца октября английские суда перевезли 13.000.000 человек своих и союзных войск и для них 2.000.000 лошадей, 500.000 повозок, 25.000.000 тонн (ок. 1.550.000.000 пудов) боевого и продовольственного груза, 3.162.000.000 пудов угля и нефти. При чем из 13.000.000 человек погибло 3.500 или 0,027%, и при доставке в Англию пищевых и иных грузов погибло 8,000 моряков торгового флота. Ежедневно английским флотом перевозятся во Францию 7.000 солдат и 1.860.000 пудов боевых и пищевых припасов для них. Общее же число судов занятых перевозкою войск и припасов для них на все театры войны равно 570 с вместимостью в 1.750.000 тонн.
Такова картина работы британского флота, и с каждым днем она принимает все более и более грандиозные размеры, несмотря на усилие германских субмарин внести расстройство в дело транспорта. По-видимому английские моряки выработали рациональные меры для борьбы с подводными хищниками. Об этом можно судить по официальным цифрам, доложенным палате общин лордом Керзоном. За вторую четверть минувшего года (март—май) общее число потопленных больших торговых судов равнялось 209 или в среднем по 20 на неделю, в июне—августе погибло от мин и субмарин 235 больших пароходов, что дает 18 штук на неделю, а в сентябре—ноябре британский торговый флот потерял от тех же причин 152 судна или 11 в неделю.
Сплошные черты показывают количество потопленных судов большого тоннажа, соответствующие пунктирные линии дают число кораблей малого водоизмещения, потопленных в тот же м-ц. То же самое выражают и цифры у каждой линии. В скобках показано число кораблей не потопленных, но получивших пробоины: надводные (аbоvе) или подводные (bеlоw). В апреле, июле и сентябре итог подведен за 5 недель.
Потери британского торгового флота по месяцам могут быть выражены графически схемкой (фиг. № 1), в которой сплошные черты указывают число потопленных больших судов, а пунктирные линии выражают в том же масштабе потери в малых судах соответственного месяца: цифры поставленные в скобке говорят, что наибольшее число повреждений подводного характера и лишь в апреле, мае и июне отмечаются подводные атаки.
Восстановленные перпендикуляры в конце каждой трети года дают в определенном масштабе общее число тонн водоизмещения потерянное за истекшие четыре м-ца благодаря атакам германских субмарин флотом союзных и нейтральных держав. Кривая показывает, что наибольшие потери флот понес за март, апрель, май и июль 1917 г. Затем эти потери сильно падают.
Здесь перпендикуляры выражают число германских субмарин, потопленных за истекшую треть года. Из диаграммы видно, что потери германского подводного флота возрастали до сентября прошлого года и затем не выказывают склонности к понижению.
Еще лучшую картину успешности борьбы английского флота с германскими субмаринами дают две следующие диаграммки (фиг. №№ 2 и 3). Обе они относятся к одному и тому же периоду времени с марта 1916 г. по конец декабря 1917 г. и выражают в тоннах потери английских союзных и нейтральных торговых судов по третям года (фиг. № 2) и зарегистрированные случаи гибели немецких подводных лодок за то же время (фиг. № 3), причем общая сумма подсчета тех и других потерь за каждую треть года выражается ординатой, отложенной в конце соответствующего месяца (ф. № 2).
Из этих диаграмм видно, что величина потопленного тоннажа сильно возрастала и от части, скачками с сентября 1916 г. по июнь прошлого года (ф. № 3). В апреле она была максимум, как говорит схема фиг. 1, а затем с июня начала сильно падать и в декабре прошлого года почти равнялась, но все же была меньше чем за год перед этим. Другая диаграмма (фиг. № 3) выражает число потерь германского подводного флота. Характерно, что с сентября 1916 г. эти потери все время растут до последней трети минувшего года, а затем приобретают стационарный характер. Это указывает, что борьба с субмаринами ведется все с большим и большим успехом.
„Успех победы в росте тоннажа вот девиз командного состава союзной армии. И с лихорадочной поспешностью верфи Англии, Америки и Франции спускают все новые и новые корабли. Особенно интенсивно строительство в Соединенных Штатах. По уверению контролера судостроения м-ра Джозефа Маклая правительство заатлантической республики рассчитывает в скором времени довести тоннаж торгового флота до 6.000000.
И действительно, по сообщению „Тimеs“ в 1917 г. в Соед. Штатах отпущено всего 1.134.500.000 долларов, из которых на уплату уже строящихся судов— 265.000.000, для заказа новых — 719.500.000 и для покупки новых судов— 150.000.000 долларов. На текущий год испрашивается 915.000.000 долларов распределенных следующим образом: 365.000.000—для уплаты за строящиеся суда, а 400.000.000 и 150.000.000 долларов на заказ и покупку новых кораблей.
Усиленно развивает караблестроение и Германия, учитывает потребность в транспортных средствах с первого же дня после заключения мира. На это указывает сильное увеличение акционерных капиталов многих судостроительных заводов и открытие ряда новых верфей.
В. Кайсаров.
Рабочая и крестьянская Красная Армия и Флот 1918, №46 (91) (27 марта)
Еще по теме
|