Палестина в дни войны
В течение более столетия Палестина не была ареной войны. В глубокой древности она служила ареной кровавых распрей между наседавшими ее племенами индо-европейского и семитического происхождения. Вторжение евреев положило начало многим годам кровавой грозы. Филистимляне и вавилоняне внесли также свою долю в годы бедствий Палестины. При разделении Римской империи в 395 г. Палестина досталась Византии, участь которой она разделила, попав под владычество султана Омара. Она перешла лишь на короткое время в руки крестоносцев, и эти годы были, пожалуй, самыми кровавыми в ее истории. В 1799 голу Наполеон пытался захватить Палестину, однако его попытка не увенчалась успехом: после неудачной осады крепости Акры, видавшей еще древние легионы Рима, великий корсиканец принужден был вернуться в Египет.
В настоящее Время Палестина не избежала обшей участи и в свою очередь захвачена военной грозой. Английский корреспондент сумевший пробраться под личиной американца в Палестину, говорит, что города ее отразили все волнения мировой войны.
На древних равнинах под Иерусалимом происходят военные учения; железные дороги—две ничтожные линии, одна от Яффы до Иерусалима, другая от Хайфы на Дамаск, запружены военными грузами. Высадившись в Хайфе, англичанин принужден был отправиться обратно по побережью к югу, к Яффе. Расстояния между этими городами, около 70 миль, пришлось сделать в первобытной колымаге, запряженной четверкой лошадей. Вряд ли можно найти во всем мире дорогу, менее приспособленную к езде, нежели та, которая соединяет Хайфу и Яффу. Колымаге приходились пересекать поля, овраги, ручейки, холмы; оставалось только удивляться, каким образом возница мог ориентироваться в этой пустыне. К вечеру подобного путешествия путники попали в небольшое грязное еврейское селение Замарин.
Трудно встретить большую нищету и убожество, характеризующие впрочем все еврейские селения Палестины. Необходимо отметить, что палестинские евреи не являются потомками древних обитателей этой страны. Все они выходцы из Европы и в редких случаях селятся по деревням, предпочитая заниматься ремеслами и торговлей в городах.
От Яффы до Иерусалима проведена железнодорожная линия, подобно которой трудно найти во всем мире. Испанские железные дороги прославились своей медлительностью, но они бьют рекорд быстротой по сравнению с этой. Возможно, что медленность движения есть временное явление - результат войны, но корреспондент утверждает, что в иных местах, негодуя на черепаший ход поезда, он выскакивал из вагона, бежал рядом с паровозом и достигал одновременно с ним станции. Подобное поведение вызвало горячее негодование кондуктора в виду несмолкаемых взрывов смеха остальных пассажиров. Он пригрозил англичанину высадить его на одной из больших станций и тем пресек его дальнейшие спортивные стремления. Поезд идет по местности, где на каждом шагу встают исторические воспоминания. Вот Шаронская долина, где происходили яростные схватки крестоносцев с неверными, дальше селение Тимнат, где Самсон принужден был в неволе молотить зерно филистимлян, Аскалонская долина, где Иисус Навин остановил солнце в его движении.
Корреспондент прибыл в Иерусалим в сочельник и велел везти себя в американскую колонию. Это очень любопытное общество основано около 100 лет назад небольшой группой лиц, уверившихся в близости
судного дня.
Они решили встретить этот день в колыбели христианства— Иерусалиме. Но шли годы, не принося с собой ожидаемой катастрофы, и мало-помалу разраставшаяся колония превратилась в наши дни просто в религиозное братство, какими изобилуют Англия и Америка. Колония владеет целым кварталом каменных домиков, имеет общую казну и общий стол. Каждый член общества должен работать на пользу колонии, сообразно своим способностям. Женщины смотрят за хозяйством, за детьми, за благоустройством жилищ. Мужчины открыли переплетное заведение и фотографическое ателье, а также выполняют тяжелые домашние работы. Все американцы, или назвавшиеся таковыми могут быть уверены в самом радушном приеме. Денег члены колонии не берут, но не отказываются от пожертвований в пользу ее.
Лица, ожидающие увидеть в Иерусалиме весь современный комфорт, сильно ошибутся. Это грязный в санитарном отношении и неуютный город. Около 80.000 жителей, главным образом бедноты, мало оживляют его. Улицы грязны, узки и местами можно даже встретить странные улички в виде туннеля, со сводчатой крышей над ними. В таких улицах через несколько ярдов проделаны в крыше отверстия, откуда проникает дневной свет. Экипажей вы не встретите в Иерусалиме, за редкими исключениями,—их заменяют верблюды и мулы.
Святое место имеет довольно убогий вид. Находящиеся внутри здания турецкие солдаты, роль которых заключается в водворении порядка между представителями разных христианских церквей, сильно расхолаживают каждого входящего в храм.
Внутри храма пыльно, грязно—видно, что служки мало заботятся о благолепии святого места. Еще более обидно становится за эту халатность христиан, когда входишь в мечеть Омар «Кубет-Эс-Сакра»,—одно из самых величественных зданий Иерусалима. Оно построено, по преданию, на месте древнего храма Соломона. В мечети находится обломок священного утеса, на котором отпечатался след ноги Магомета, как христиане так и магометане верят, что на этом именно камне Авраам хотел принести в жертву Богу Исаака.
Тщетно пытался автор статьи всмотреться поближе в военные приготовления турок. Первая же его попытка приблизиться к Голгофе, в окрестностях которой происходят военные учения, были встречена весьма недружелюбно германским офицером-инструктором. Вследствие этого он предпочел обратиться в простого туриста, осматривающего святые места, во избежание обвинения в шпионаже. При таких условиях пребывание в Иерусалиме представляло мало интереса, и журналист решил пробраться в Дамаск, осматривая по дороге все известные в библейской истории места. По его мнению, население относится весьма пассивно к военной грозе, отголоски которой успели захватить и Палестину. Смешанные племена бедуинов, евреев и т. д., смотрят более чем хладнокровно на то, кто будет их владыкой.
Мы не будем приводить путевых впечатлений журналиста на этом пути—они были много раз описаны паломниками и туристами. Автор приводит одно любопытное замечание, касающееся плодородия Палестины. В настоящее время это средняя по плодородию страна, весьма далекая от того восторженного описания, каким наградили его послы еврейского народа при вступлении в Ханаван. Автор поинтересовался узнать мнение одного сведущего натуралиста по этому поводу. Тот возразил ему, что нет оснований предполагать столь крупных изменений в климате и почве Палестины, и что все говорит за то, что в дни Моисея Палестина была такою же, как и в наши дни. Лишь изголодавшиеся в длинных странствованиях по пустыне евреи могли расписать ее такими яркими красками.
Еще по теме
|