Мысли вслух
В современной нашей литературе и в периодической печати очень часто нынешнюю великую, чуть не мировую, войну именуют: или «Второй отечественной войной», или просто «Русско-Немецкой».
Мне думается, что такое название вряд ли применимо к этой титанической борьбе народов, тем более, что настоящая война, небывалая еще по своему ожесточению, по числу участников в ней, по пространству, ею охваченному, и даже по самой природе своей, вряд ли может быть сравниваема с первой отечественной войной 1812 г., когда Россия одна, предоставленная самой себе, защищалась от вторжения полчищ Великого Корсиканца — Наполеона, состоявших чуть не из войск всех государств западной Европы.
Еще меньше оснований называть ее «Русско-Немецкой» и этим, отрицая ее коалиционный характер, суживать до минимума ее рамки, цели и последствия.
Нынешняя великая война могла бы быть названной, например, «Войной против мировой гегемонии германизма» — название, более отвечающее самому существу этой борьбы, ее смыслу и идеям, вложенным в нее с одной стороны центральными европейскими немецкими державами — как главными ее зачинщиками, а с другой — противогерманской коалицией, так называемых, «держав согласия» с присоединением к ним: Японии, Италии, Бельгии, Румынии, Португалии, Сербии и Черногории.
Таким образом средне европейские немецкие державы оказались в борьбе чуть не с пол миром, и эта кровавая борьба, этот небывало грандиозный пожар войны охватил собою три части света, три материка: Европы, Азии и Африки, и лишь только заатлантические республики, или, так называемый, «Новый Свет», остаются пока в роли наблюдателей этой исторической катастрофы, последствия которой будут, несомненно, грандиозными, но которые теперь, в самый разгар роковой борьбы, еще трудно предугадать и даже хотя приблизительно наметить. Борьба велика и велики будут ее последствия.
Государственный строй Европы и Азии, политическая физиономия главнейших их государств резко изменятся, а вместе с ними изменится и социальный строй народов и международная их группировка.
В крови, в огне и в слезах нынешней войны европейские народы, в том числе и Россия, получат свое обновление и найдут искупление от старых своих грехов, от прежних своих бед и заблуждений, и, когда буря затихнет, начнут новую, более светлую, более радостную жизнь.
После войны на развалинах нынешней европейской культуры возродится новая, в основу которой, будем надеяться, ляжет свобода и братство народов, свободное развитие человеческого труда и гения под сенью долгого и прочного мира. Зарвавшийся и обнаглевший германизм с его жадностью к мировому господству и со стремлением к неограниченному территориальному расширению, обоснованному на праве захвата и силы, будет сокращен и введен в свои рамки, а чрез меру зазнавшимся немцам отведется подобающее им место в семье европейских народов, на основах равноправия и уважения к самостоятельному и свободному развитию каждой нации, как бы мала она ни была.
Божеские и человеческие законы, ныне грубо попираемые немецким милитаризмом, будут восстановлены в своей силе, а разрушенные и поруганные немцами священные алтари и храмы науки, искусства, и цивилизации возродятся из своих развалин и станут вновь хранителями обновленной европейской культуры, оставаясь в то же время как бы живыми свидетелями и неизгладимым напоминанием варварства гуннов XX века, воскресивших своими ужасными бесчеловечными способами ведения войны былые времена нашествия на Европу монголов и других азиатских варваров.
Будем верить и надеяться, что вышедшие из кровавой и огненной купели мировой борьбы народы Европы обновятся также и духовно, найдя себе новый путь внутреннего морального совершенствования на началах христианских братства, взаимной любви и религиозно-духовного единения, так в последнее время забытых и отошедших как бы на второй план перед охватившей Европу второй половины XIX столетия новой сверхкультурой, сверхцивилизацией, сверхпрогрессом, в которых первое место отводилось силе физической, силе материальной, технике, техническим знаниям, прикладной науке и, так сказать, усовершенствованиям внешнего, наружного характера, без заботы о развитии внутренних, духовных сторон человеческого существования, морального и религиозного его совершенствования на началах, завещанных нам христианством.
В настоящее время, кажется, есть основание надеяться, что нынешняя грандиозная война окончится полной победой над воинствующим германизмом и его сподручными приспешниками (Турцией и Болгарией) и, конечно, рано или поздно, будет заключен между воюющими государствами мир, условия которого, даже приблизительно, трудно теперь предугадать.
Одно лишь только с уверенностью можно сказать сейчас, что предстоящий мирный договор перекроит карту Европы, сильно видоизменит государственные границы всех почти европейских государств, а особенно ныне воюющих; выработает новые международные нормы взаимоотношений между ними; создаст и упрочит на договорных началах политическую их группировку и, несомненно, объединит их в отношении разрешения общих государственных задач, кои будут выдвинуты на очередь настоящей войной.
А задачи эти, бесспорно, будут очень обширны и важны по своему значению, так как коснутся всех сторон, всех отраслей государственного строительства, международных политических, финансовых и экономических взаимоотношений государств, колониальной их политики и состояния их вооруженных сухопутных и морских сил.
Наконец, после заключения мира коренным образом должны будут измениться и отношения народов и их правительств к войне вообще, как к мировому явлению, вытекающему из суммы всех данных, создающих условия совместной жизни и свободного развития всех государств, как больших, так и маленьких, составляющих общую мировую семью народов не только Европы, но и других частей света.
Многие склонны теперь думать, что нынешняя борьба народов есть «война против войны» и что с окончанием ея человечество наглядно, воочию убедится в том, что новые будущие войны несомненно поведут к гибели народов, к их самоуничтожению, а убедившись в этом и пережив все ужасы и последствия нынешней кровавой катастрофы, усиленно будет искать новых путей и иных способов к разрешению возникающих между государствами столкновений международного характера.
Быть может это еще и мечта мятущихся в водовороте настоящей войны людей, далекая до своего осуществления, но однако почему бы и не поверить серьезно в возможность того, что в ближайшем будущем народы за разрешением своих международных споров пойдут в Гаагский мирный трибунал, дворец для заседаний которого, к прискорбию всего человечества, давно уже пустует.
Быть может недалеко то время, когда уставшие в этой ужасной борьбе и истекающие кровью народы, отказавшись от убийственной милитаризации, пойдут в Гаагу, как своего рода Каноссу, и там у подножия алтаря богини мира сложат свои военные доспехи и принесут общую клятву в поддержании если не вечного уж мира, то хотя продолжительного, надолго обеспечивающего мирное их развитие на всех поприщах культурного совершенствования.
О, если бы это так осуществилось в скором будущем, то мы должны были бы благодарить Небо за то, что нам ниспослана была эта хотя и ужасная, но все же искупительная война!!..... Тогда эта война стала бы священной, крестоносной, ибо она показала бы всему миру полное торжество народов — защитников права и хранителей святынь общечеловеческого духа над его хулителями и разрушителями. Лишь только в этом одном сознании можно видеть истинное оправдание настоящей катастрофической войны.
Сто лет тому назад глава европейской коалиции, боровшейся с завоевательными планами великого Корсиканца, обагрившего кровью почти всю Европу, — Император Александр Благословенный явился инициатором и вдохновителем, так называемого, «священного союза», цель создания которого была установлена и закреплена актом 26-го сентября 1815 года. Согласно этого договора, как известно, главы противонаполеоновской коалиции — Императоры Русский и Австрийский и король Прусский — торжественно обязались перед лицом всего света сохранять для своих народов только что завоеванный общими их усилиями мир и смотреть, как на врага, на всякую державу, которая вздумала бы его нарушить.
Не вина, конечно, Императора Александра I-го в том, что идеи, вложенные в основу «священного союза», не привели к желанным результатам и сделали самый союз химеричным. Реакционная и двуличная политика всесильного тогда австрийского министра Меттерниха разрушила истинные цели союза и направила его на ложный путь.
Но теперь Европа находится в совершенно иных политических условиях, чем в начале прошлого века. Настоящая борьба народов и ее цели просто и ясно выражены: она ведется между духом войны и духом мира и мы, можно надеяться, не пойдем по ее окончании в Берлин — гнездо жестокого и алчного милитаризма, а пойдем, Бог даст, в Гаагу, чтобы там в «дворце мира» положить святое начало великому делу разоружения народов, почин в котором так еще недавно был возвещен, миру по воле ныне царствующего нашего Государя Императора.
Одним уже этим святым почином Император Николай II заслуживает вечной благодарности человечества, столь много испытавшего от ужасов войн вообще, и особенно нынешней,— небывалой, благодаря варварству немцев, по своей жестокости и кровопролитности превзошедшим своей чудовищностью все прежние истребительные войны, которые велись в былые времена такими «бичами» человечества, как Тамерлан, Чингис Хан, Атилла и другие истребители рода человеческого.
Николай Путинцев.
Еще по теме
|